Топ-10: лучшее на ММКФ

Внеконкурсные программы, как всегда на ММКФ, оказались сильнее конкурсных и собрали под свое крыло самых знатных киноклассиков и самые дерзкие молодые дарования

 «Белая лента»

Режиссер Михаэль Ханеке
Программа «Гала-премьеры»

© ММКФ

Кадр из фильма «Белая лента» 

Никто, наверное, не мог предсказать c уверенностью, что «Золотую ветвь» в Канне этого года получит Михаэль Ханеке, да еще из рук Изабелль Юппер (которую сам же он когда-то и снял в «Пианистке»): слишком сильные у него были конкуренты. Тем не менее на этот раз, как утверждают хором все каннские кинокритики, Ханеке, и правда, превзошел себя. Конечно, его лента опять посвящена исследованию насилия (ну да, да, он всегда о нем думает). Но теперь это черно-белая, удивительно тонкая картина, действие которой разворачивается в маленькой немецкой деревушке накануне Первой мировой. Что ж, надо надеяться, здесь все пройдет спокойнее. 


«Антихрист»

Режиссер Ларс фон Триер
Программа «8 ½ фильмов»

© ММКФ

Кадр из фильма «Антихрист» 

И точно так же никто даже и подумать не мог о том, что сам великий и ужасный Ларс фон Триер, доснявший наконец своего «Антихриста», будет попросту освистан со своим фильмом в Канне, а «экуменическое жюри» даже присудит скандальной картине «антиприз» как самому женоненавистническому фильму. Впрочем, пока сами не увидим, не поверим (про «Догвиль» нам тоже много плохого рассказывали, и что в итоге?). Что же касается сюжета, «Антихрист» вроде бы далек от евангельской метафизики: во всяком случае, речь в фильме идет о супружеской паре, удалившейся в лесную глушь залечивать раны от недавней моральной травмы. Но не сомневайтесь: будут здесь травмы и физические. 


«Пророк»

Режиссер Жак Одияр
Программа «8 ½ фильмов»

© ММКФ

Кадр из фильма «Пророк»

О фильме «Пророк» Жака Одияра нам известно куда меньше, чем о предыдущих двух — возможно, по той простой причине, что имя его создателя, режиссера «Читай по губам» и «Мое сердце биться перестало», не столь одиозно. И тем не менее: Гран-при, второй по значимости (а кто-то даже утверждает, что первый) приз в Канне, был отдан именно его картине. «Пророк» — история молодого арабского парня Малика Эль Джебена, угодившего во французскую тюрьму, в которой ему пришлось столкнуться с жестоким прессингом корсиканских громил и беспредельщиков. Малик выжил и стал главарем мафии. Западная пресса часто заявляла, что это, мол, кино о грядущей победе арабского мира над всем остальным — но разве ж можно верить этим журналюгам на слово? 


«Дорогуша»

Режиссер Стивен Фрирз
Программа «Гала-премьеры»

© ММКФ

Кадр из фильма «Дорогуша» 

От Стивена Фрирза, создателя лучшей в мире экранизации «Опасных связей», на ММКФ приезжает опять же экранизация. На сей раз — одноименного романа французской писательницы Колетт. Речь здесь идет об интрижке, неожиданно переросшей в серьезные отношения между стареющей куртизанкой Леа и избалованным молодым человеком по прозвищу Дорогуша. Происходит вся эта история в двадцатые годы прошлого века. В главной женской роли — прекрасная в любом возрасте Мишель Пфайфер (сыгравшая когда-то у того же Фрирза несчастную мадам де Турвель). 


«Париж! Париж!»

Режиссер Кристоф Барратье
Программа «Вокруг света»

© ММКФ

 Кадр из фильма «Париж! Париж!» 

Совсем другая история о Франции — уже из середины 30-х. Трое безработных артистов решают силой захватить концертный зал «Шансония», в котором они когда-то выступали. Но поскольку все это происходит в пригороде Парижа во время предвоенного кризиса, публику завлечь им все равно не удается. Именно поэтому труппа идет на неожиданный шаг и позволяет молодой исполнительнице, юной красавице Милашке, спеть на сцене «Шансонии» свою любимую песню: «Париж! Париж!». 


«Пыль времени»

Режиссер Теодорос Ангелопулос
Программа «Гала-премьеры»

© ММКФ

 Кадр из фильма «Пыль времени» 

О совсем другой европейской стране, Греции, рассказывает фильм Теодороса Ангелопулоса. Главный герой «Пыли времени» — некий А., американский режиссер греческого происхождения. А. снимает фильм о себе и о своих родителях, чья судьба была тесно переплетена с историй греческой эмиграции. Видимо, Ангелопулос — режиссер, продюсер и сценарист множества признанных картин (в его арсенале есть и «Золотая пальмовая ветвь-1998», и «Золотой Лев») — решил наконец создать нечто вроде автобиографии. В главных ролях: Уиллем Дефо, Бруно Ганс, Мишель Пикколи, Ирен Жакоб и другие не менее замечательные люди. 


«Другая Ирина»

Режиссер Андрей Грушницкий
Программа «Московская эйфория»

© ММКФ

Кадр из фильма «Друга Ирина» 

Трудно поверить, что фильм румынского режиссера Андрея Грушницкого, больше всего похожий на мастерски закрученный триллер, основан, тем не менее, на вполне реальных событиях. Молодой охранник Аурель без удовольствия отпускает свою жену в деловую поездку в Каир. Жена ненадолго возвращается, но вскоре уезжает снова и теперь уже исчезает с концами. Аурель отправляется на ее поиски, но в поездке ему приходится столкнуться с настоящим кафкианским кошмаром: чиновники-бюрократы, криминальные посольства и вполне себе узаконенная ненависть. Как же нам всем это знакомо-то, а? 


«24 сити»

Режиссер Цзя Чжанке
Программа «Азиатский экстрим»

© ММКФ

Кадр из фильма «24 сити» 

Цзя Чжанке, режиссера нашумевшего фильма «Натюрморт», часто относят уже даже не к «пятому», а к «шестому» поколению китайских кинематографистов. Новый фильм Чжанке — снова о городе, но не о старом и ушедшем под воду, а о новом (во всяком случае, в масштабах китайской истории). В 1950-х годах на территории принадлежащего раньше фабрике жилого комплекса было решено выстроить элитный многоквартирный дом. Чжанке показывает нам три поколения китайцев — рабочих, менеджеров и совсем молодых «яппи», — как-то связанных с этой историей. Фильм создан на стыке документального, игрового и «псевдодументального» кино, и посмотреть его стоит — даже если на статичные планы Чжанке у вас устойчивая идиосинкразия. 


«Лай черных псов»

Режиссер: Мехмет Бахадир Эр
«Азиатский экстрим»

© ММКФ

Кадр из фильма «Лай черных псов» 

Мехмет Бахадир — это вам не Чжанке; тут уж экстрим — так экстрим. «Лай черных псов» — кино о двух турецких парнях, которые начинали с обычных мечтаний — жениться, завести свой бизнес, а закончили в местной мафии. Такой «Миллионер из трущоб», только без миллионов. Разумеется, вскоре к делу подключаются турецкие копы... Говорят, что эффектный дебют Мехмет Бахадира сделал для Стамбула примерно то же самое, что сделали фильмы Скорсезе для «Маленькой Италии».

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе