У судьбы на особом счету

Послесловие к новому телефильму «Клетка. Сергей Чахотин»

Человек этот мог бы стать главным героем многостраничного остросюжетного романа, написанного в жанре нон-фикш.

Вы только представьте себе, каково это, в пределах одной нашей быстротекущей жизни умудриться стать сидельцем московской Бутырки в дни студенческих волнений 1902 года, а лет сорок спустя - узником нацистского концлагеря в Компьене.

Попасть под развалины в день землетрясения в сицилийском городе Мессине, а годы спустя в такой же недобрый час мирными туристами-путешественниками вместе с молодой женой – в плен к каким-то воинственным аборигенам на острове Корсика.

И выжить, и остаться человеком, превыше всего ценящим великое благо жизни, непримиримым недругом тоталитарного насилия над личностью,   презирающим рабство в любых его самых лукавых современных обличьях.

Чахотин: troitsa1 — LiveJournal

Его призванием станет наука о живой природе – биология. Он окончит не только медфак МГУ, но и биологический факультет университета в Гейдельберге, одного из старейших в Европе.

Штабист в Добровольческой армии Деникина, он из-под носа красных комиссаров чудом спасается на борту теплохода, уходящего из Новороссийска в Стамбул.

Сын царского дипломата, русский эмигрант первой волны, он живет во Франции, в Монако, Германии, Дании, Италии. А в 1958 году по приглашению нашей Академии наук – с почестями! - возвращается в Советский Союз.

В молодости он ассистирует академику Ивану Павлову в его опытах на собаках, в первых исследованиях еще не изученного тогда феномена высшей нервной деятельности человека – условных рефлексов.  

Один из зачинателей в России основанной Пастером молодой науки микробиологии, экспериментатор по складу характера, он в 1912 году изобрел лучевой скальпель для микроопераций на живой клетке пучком ультрафиолетовых лучей.

В Германии он входит в ближний круг собеседников Альберта Эйнштейна. Мэтр считал, что именно этот неугомонный русский (женатый на его племяннице) раньше других проник в «первоатом жизни», как называл живую клетку родоначальник теории относительности.

«У судьбы на особом счету» - так скажут о своем герое авторы фильма, о котором идет речь.

В общем, судите сами. Впрочем, в наших зрительских заметках читатели сайта найдут далеко не полный перечень ответов на вопрос, что же это означает – быть на особом счету у нее, премудрой и лукавой ворожеи по имени Судьба.

Этому человеку суждено было стать одним из первых эсперантистов, давших себе труд в совершенстве овладеть международным искусственным языком на основе лексики, общей для многих европейских языков - в годы молодости наших бабушек и дедушек таким популярным во всем мире.

Стать одним из шести «сменовеховцев», тех самых интеллектуалов-идеалистов, что в своем журнале «Смена вех» горячо призывали русских эмигрантов примириться с советской властью и вернуться на родину.

Он становится бесстрашным вожаком антифашистского молодежного рабочего движения в Германии начала 30-х годов «Три стрелы против свастики» с приветствием – поднятым над головой сжатым кулаком и девизом «Фрайхайт» - «Свобода».

Он напишет монографию о физиологии стадного инстинкта толпы «Психическое насилие над массами». Сразу же запрещенная в нацистской Германии, эта книга переиздана в наши дни на всех основных европейских языках, а в 2016 году, наконец-то и на русском.

После Второй мировой войны он включается в международное движение сторонников мира. Их консолидация привела к созданию Всемирного совета мира во главе с его первым председателем, лауреатом Нобелевской премии физиком Фредериком Жолио-Кюри.

Всего этого, как видите, хватило бы на несколько полноценных биографий. Но все эти невероятные перепады судьбы – да-да, из жизни одного человека. Нашего земляка по родовым корням, уходящим в лесную глубинку костромского Верхневолжья, выдающегося ученого и общественного деятеля Сергея Степановича Чахотина.

Ярчайшая личность, он по непостижимому недоразумению неизвестен в России.

Его имя читаем мы в заглавных титрах новой документальной картины «Клетка. Сергей Чахотин», снятой на студии «Фишка-фильм» по заказу ВГТРК (автор Ирина Васильева).

Те, кто видел ее недавнюю премьеру на канале «Россия-Культура» или успел посмотреть ее в открытом доступе в Интернете, вряд ли сомневаются в том, что вынесенное в название фильма слово «клетка» имеет вовсе не одно только значение из лексикона цитологии, науки о живой клетке.

По замыслу авторов – а фильм раскрывает его с впечатляющей убедительностью – слово «клетка» в заданном ими контексте содержит многозначный метафорический смысл. В самом широком спектре значений, подсказанных судьбой заглавного героя.

От одноклеточной инфузории-туфельки, известной нам со времен начальной школы и лабораторной клетки легендарной «собаки Павлова» до барака нацистского концлагеря и переполненного стадиона в Мюнхене с толпой, скованной инстинктом страха, слушающей бредовые речи фюрера, якобы знающего, как избавить от всех бед и обид многострадальный немецкий народ.

По дальней ассоциации она, эта метафора, ведет зрителей, и в личную жизнь героя, полную трагических потерь и несбывшихся иллюзий.

Жизнь не щадила его близких. Его первую жену и двух братьев расстреляли чекисты.

По горькой иронии судьбы сам он, прожив до девяноста лет, попытав счастья в пяти браках, судя по всему, так и не сумел добиться мира и благоденствия в собственной семье.

Фильм сделан на мастерском и эффектном монтажном сочетании озвученных дикторским текстом строк из воспоминаний и переписки Сергея Чахотина, кадров из архивов кино - и фотодокументов, веселой и вполне доходчивой анимации,   приоткрывающей нам тайны микромира, копий икон, плакатов, пейзажной живописи, снимков из домашнего альбома.

Всё это стало видеорядом сквозного телевизионного, на крупных планах, монолога об отце одного из четверых его сыновей (по другим данным их было от разных жен шестеро), инициатора эксклюзивного проекта студии «Фишка-фильм», талантливого художника и общественного деятеля с европейским именем, автора нескольких книг, в том числе и о родословной своей семьи, Петра Сергеевича Чахотина. Хорошего знакомого и читателям нашего журнала «Содружество культур» - по публикации «Здравствуй, Святая Анастасия!» (январь, 2015 год).

Смысловая связка начальных кадров киноповествования, портретов отца и сына в одном кадре, и его концовки – крупного плана автора монолога, кинокадров штормового моря дают зрителям, из тех, кто повнимательней, довольно веские поводы для размышлений о том, что метафора в заглавии картины, безусловно, относится и к жизни Чахотина-младшего.

Те, кто знают Петра Сергеевича поближе, думаем, едва ли станут возражать против такой зрительской версии.

Родился Петр в Париже, его отрочество прошло в Италии и в Советском Союзе, куда приехал он вместе с отцом. Закончив физический факультет Московского университета, он несколько лет работал научным сотрудником академического Института океанологии в Москве.

С конца 80-х обосновался на севере Италии в предгорном селении Мураццано. Там, среди виноградников, полян, заросших красными маками, в окружении нетающих снегов на горных вершинах, он открыл в себе художника. В семи потах освоил на этюдах виртуозную технику сухой пастели.

Однажды в старинной часовне художник увидел изрядно осыпавшиеся росписи с образом полузабытой святой Анастасии-Узорешительницы («разрешающая», освобождающая от уз), небесной заступницы заключенных и преследуемых, примирительницы враждующих, покровительницы рожениц.

Расцвет ее почитания относится к временам, когда церковь еще не была разделена на католическую и православную.

Восстановление тех росписей и положило начало беспрецедентной миротворческой инициативы Петра Чахотина «Святая Анастасия».

Полыхала междуусобная распря на Балканах, и одной из самых насущных целей миссии стало содействие примирению народов бывшей Югославии. Ведь местом гибели Анастасии от рук разъяренных язычников был древний Сирмиум, нынешний Сремска Митровица, городок на стыке земель Сербии, Боснии и Хорватии.

И с родиной своих предков Петра Сергеевича связывает так многое. На своем видавшем виды «Фиате» с этюдником в багажнике он колесит по средней полосе России, снова и снова возвращаясь на Верхнюю Волгу, на родину своих предков, уроженцев «сусанинской» деревни Домнино.

С его проникновенной пастельной лирикой знакомятся зрители на вернисажах и в Ярославле - в залах Дома художников, музея-заповедника, художественного музея.

А живопись ярославских пейзажистов его богоугодными хлопотами увидят итальянцы. В творческую поездку на родину Леонардо и Рафаэля отправится делегация педагогов и студентов нашего художественного училища.

Став членом Союза художников России, он одну за другой организует в Ярославле несколько российско-итальянских выставок современного искусства сухой пастели.

Пишет, издает в Москве и Санкт-Петербурге книги о миссии «Святая Анастасия», о своем деде, интеллектуале и поэте, российском дипломате Степане Чахотине.

Вторым домом Петра Сергеевича становится древний Углич, где живет его супруга, друг и соратница, талантливый изограф Надежда Лаврова.

Презентация его книги «Святая великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе» проходила в парадном зале Ярославского художественного музея.

Читателей этого пятисотстраничного тома многое поразило тогда, и в личности автора, этого вдохновенного и неутомимого миротворца, и в самой книге – хотя бы одно то, что, не преследуя никаких коммерческих целей, автор отдал ей двадцать лет жизни.

В первых главах этого «многонаселенного» фолианта речь шла о жизни самой святой, о том, как дочь патриция тайно спускалась в темницы, несла заключенным питье и пищу, омывала их раны, лечила язвы и болезни, и своей сердечностью приносила им успокоение, душевное и физическое.

Книга содержала подробнейшую хронику многолетней миссии, чьи маршруты проходили по местам почитания святой в России и странах Европы.

Глава «Иконы, облетевшие мир» рассказывала о космическом полете на орбитальной станции «Мир» двух угличских икон Святой Анастасии, получивших благословение Святейших – Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II, официальное согласие Центра управления полетами и патронаж ЮНЕСКО.

Земным продолжением акции стало, общей протяженностью в полторы тысячи километров, во всех деталях описанное в книге Чахотина паломничество икон, их авторов Надежды Лавровой и ныне покойного Николая Гавердовского во главе с неутомимым руководителем беспримерной миссии, с доставкой вернувшихся из Космоса икон на разоренные земли Югославии.

Впервые во всех подробностях узнали мы тогда и о двух деревянных храмах Святой Анастасии, срубленных по планам миссии Чахотина мышкинскими плотниками, один на Севере Италии, другой – в селе Учма на берегу Волги, в местах, некогда знаменитых своим монастырем, основанным знатным византийцем Кассианом – Касьяновой пустынью.

О месте ее расположения в наши дни напоминал только заросший лебедой битый кирпич на волжском острове возле Учмы.

Но недаром же говорят, что свято место пусто не бывает. Еще в годы перестройки лесник Василий Смирнов поставил на могиле Святого Касьяна поминальный крест. А вскоре срубил на острове и часовню.

Узнав об этом, Петр Сергеевич без долгих раздумий включил в программу своей миссии и Учму. С благословения тогдашнего архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Чахотин и его «Верхневолжский комитет Святой Анастасии» принялись за строительство храма Воскресения и Примирения, посвященного сразу двум святым – Анастасии и Касьяну.

В свой час по зову души к миссии Чахотина, без всяких уведомлений и предварительных договоренностей подключилась, и наша пресс-служба. Не только словом, но и делом.

В православную часовню ярославской исправительной колонии №8 передали мы освященную копию одной из икон святой великомученицы.

Рассказывает фотокорреспондент журнала «Содружество культур» Марина Козлова:

- Мое первое знакомство с этим удивительным человеком, неукротимым миротворцем, умеющим объединить вокруг себя самых разных людей, независимо от их национальности, возраста, положения в обществе, стало для меня памятным на годы и годы вперед. Когда читала его книгу о миссии «Святая Анастасия» и дошла до раздела о современных иконах Анастасии- Узорешительницы, то обратила внимание на одухотворенность, утонченный колорит одной из них, написанной Надеждой Лавровой – просто глаз отвести не могла. Некоторое время спустя вместе с председателем совета отделения ассамблеи Хасиевым и имамом Ярославской соборной мечети приехали мы на встречу с верующими в колонию №8, где есть и православный храм, и молельная комната для мусульман. Тогда, зайдя в храм помолиться, я и подумала, как было бы хорошо, если бы здесь в иконостасе появился и образ небесной защитницы узников. Хасиев, а вслед за ним и члены нашего совета, такое предложение немедленно одобрили и поддержали. Заказала цветную ксерокопию иконы, поместила ее в рамку и под стекло.

Затем был выезд небольшой делегации совета в Учму. Настоятель церкви Воскресения и Примирения отец Алипий освятил образ, назвал наш замысел богоугодным и напутствовал нас словами о том, что он тоже убежден: храм и молитва помогут осужденным осознать свою вину, не ожесточиться, не потерять веру в добро и выйдя на волю, как говорят в народе, не наступить на старые грабли.

- Ну а выполнить просьбу о передаче в колонию освященной копии, - вспоминает Марина, - взялись тогда священники ярославского Яковлевского храма, ведущие службы в часовне колонии. Еще раз спасибо им за взаимопонимание и помощь!

Пересказав сейчас по тексту журнальной публикации эту простую, полную непоказного милосердия и сострадания историю, мы подумали – пусть она послужит в качестве постскриптума к нашим зрительским заметкам о фильме «Клетка. Сергей Чахотин».

К слову, на титульном листе мемуарного тома «Здравствуй, Святая Анастасия!» есть несколько посвящений. Рядом со строкой «Надежде, жене и другу» читаем: «Моей матери, научившей меня любить всё прекрасное. Моему отцу, давшему мне понять, что после воздуха и воды на Земле нет блага ценнее, чем жить в мире».

Автор предисловия к этой книге писатель Валентин Курбатов назвал акцию «Святая Анастасия» делом жизни Петра Чахотина, а книгу о ней – исповедью.

Но, согласитесь, именно так, исповедью, словом, обязывающим к полной душевной открытости, можно было бы назвать и его пронзительный монолог об отце в премьерном проекте студии «Фишка - фильм».

Он тоже ведь о человеке, чья жизнь была подчинена избавлению людей от тяжких оков невежества и лжи, нетерпимости, вражды и жестокости.


Автор
Юлиан Надеждин, член Союза журналистов России.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе