АРТ-КВАРТАЛ: БЕРЛИНСКИЙ ОПЫТ ПО СОЗДАНИЮ КУЛЬТУРНОГО КЛАСТЕРА

Корреспондент "РБК-Недвижимости" побывал в Германии и сравнил берлинский опыт создания арткластеров на месте старых промзон с московским.

Автор: ©Patricia Parinejad

Берлинский район Pfefferberg, в котором открылась первая московская выставка "New Moscow - Новая Москва", - это территория бывшей пивоварни. Свое название она получила благодаря основателю Йозефу Пфеферу (Josef Pfeffer), который открыл ее за территорией города в 20-х гг. XIX в. Рядом с этой территорией находились и другие пивоварни, но сейчас в основном на всех этих площадках располагаются культурные учреждения, рассказал сотрудник Фонда российского архитектора Сергея Чобана, построившего Музей архитектурного рисунка на этой исторической территории, Максим Шульц.

Он рассказал, что пивоварня Пфефера просуществовала почти 100 лет до 1919 г., после этого на территории открылась хлебопекарня и фабрика по производству шоколада, затем типография, склады и гаражи, была расположена приемная бургомистра. В ГДР в 80-е гг. появилась идея разместить здесь культурные учреждения, утверждена она была уже после воссоединения Германии в 90-х гг.


Берлинский район Pfefferberg

Сейчас эта территория принадлежит Фонду Pfefferberg, находится практически рядом с центральной частью Берлина и относится к району Панков (Pankow). Здесь находится арт-квартал, в котором расположен альтернативный театр, галереи, например, знаменитая галерея Aedes, где выставляют свои работы архитекторы и художники, а в прошлом году открылся Музей архитектурного рисунка российского архитектора Сергея Чобана, сообщил Максим Шульц.

Квартал не занимает огромное пространство и в отличие от других аналогов арт-кластеров, где вложения окупаются за счет строительства престижного жилья, в этом месте драйвером служит приток профессионалов и людей, интересующихся культурой, что и покрывает затраты на аренду помещений.

Музей архитектурного рисунка


Музей архитектурного рисунка был построен фондом российского архитектора Сергея Чобана и открыт 1 июня 2013г. на территории бывшей пивоварни, а ныне площадке, принадлежащей фонду Pfefferberg. Архитекторы проекта - Сергей Чобан, Сергей Кузнецов (сейчас главный архитектор Москвы). Общая площадь комплекса составляет 498 кв. м, в здании пять надземных этажей и один подземный для технических помещений.


Здание выполнено из декоративного бетона. Плиты выливали на месте строительства музея, в опалубку была вмонтированы матрицы, которые позволили воспроизвести три рисунка старых мастеров - Пьетро Гонзага (Pietro Gonzaga) и Анжело Тозелли (Angelo Toselli). По форме здание напоминает ящики, в которых хранятся архитектурные рисунки. Цвет здания соответствует архитектурной бумаге. Здесь выставляются не только работы из собрания фонда, но и других музеев.

Галерея Aedes

Одна из ведущих архитектурных галерей мира галерея Aedes существует с 1980г. После преобразования территории в арт-кластер перебазировалась в этот район Берлина. Галерея и место в целом притягивают как берлинцев, так и туристов, профессионалов от архитектуры и жаждущих получить представление о современной архитектуре.


Автор: ©Patricia Parinejad

Галерея предоставляет свои залы как именитым художникам архитекторам, например, здесь выставлялись работы Захи Хадид, Алваро Сиза, Джеймса Стирлинга, Лебиуса Вудса, Даниэля Лебискинда, так и начинающим творцам.


Автор: ©Patricia Parinejad

То, что здесь открылась первая выставка "New Moscow - Новая Москва", представляющая современную градостроительную политику Москвы на примере двух международных конкурсов: парка "Зарядье", создаваемого рядом с Кремлем, и Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынке, свидетельствует как об интересе со стороны европейских профессионалов к тому, что делается в российской столице, так и о высоком уровне проведенных конкурсов. Выставка пройдет до 5 июля 2014г.

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, эти два проекта полностью отражают те перемены, которые происходят в Москве: большая открытость города, фундаментальный фокус на развитие социальной, общественной, публичной, культурной жизни.


Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов

Автор: ©Patricia Parinejad

"Сегодня архитектура уже не делится как политический мир. Тут нет Запада и Востока. Есть просто архитектурный мир и есть те, кто так или иначе хотели бы в него попасть. Я считаю, Москва уже в него попала, причем стремительно занимает лидирующие позиции. Всегда такой живой прогресс, который ты видишь на своих глазах, вызывает огромный интерес", - комментирует главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Российский опыт

На вопрос журналиста "РБК-Недвижимости", как главный архитектор Москвы оценивает данную площадку – бывшую промзону, а ныне арт-кластер в Берлине и есть ли подобные проекты в Москве, он ответил, что в российской столице есть разного типа промзоны. Но пример Красного Октября так же показывает, что на его территории нового строительства на данный момент вообще нет и не будет.

Красный Октябрь во многом представлен через культурные события. Институт "Стрелка", наверно, платит какую-то аренду за то, что там находится, но и здесь эти институции тоже платят аренду. "То, что мы с Сергеем Чобаном здесь сделали музей - это тоже не бесплатное удовольствие", - добавил он.

Напомним, что на территории бывшей шоколадной фабрики "Красный октябрь" в Москве сейчас расположен институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", бары, кафе, дизайнерские магазины, хостел.

Сергей Кузнецов отметил, что культурные институции научились выживать в коммерческом плане. "Да, это не институт для зарабатывания денег, но здесь синергия", - считает Сергей Кузнецов.

Отличие между "Красным Октябрем" и промзоной Pfefferberg в том, что первый – это больше развлекательная, медийная история, а второй - история более интеллигентная, культурная.

Как прокомментировал "РБК-Недвижимости" Сергей Чобан, для того, чтобы в Москве создавалось больше социальных и культурных пространств необходимо менять законодательство об охране исторических пространств. "В России оно очень жесткое. Как можно увидеть здесь (на территории галереи Aedes - прим. ред.), где также есть охраняемые здания, они обходятся с ними довольно креативно – старое существует рядом с новым довольно контрастно и резко", - поясняет он.

Он добавляет, что мы должны относиться к памятникам не как к чему-то, что не может меняться, а как к тому, что должно получить вторую жизнь. И эта вторая жизнь подчас диктует изменения. Если такая возможность в России появится, то это даст девелоперам большую возможность и желание сделать на своих охраняемых объектах что-то креативное.

Вторым механизмом успеха создания интересных пространств – это строительные инновационные технологии в применении материалов и конструкций, что заострит интерес к новым зданиям на фоне старой застройки.

Елена Лыкова

Фото: Patricia Parinejad

РБК daily

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе