Былое и думы о Красном Профинтерне

Не ошибусь, если предположу, что за пределами Ярославской области название посёлка Красный Профинтерн знакомо лишь узким специалистам по пищевой промышленности да любителям старинных разрушенных особняков.

И крахмало-паточный завод, строительство которого датируется 1862 годом, и замок близ него, выстроенный в 1912 году неизвестным талантливым архитектором в эклектичном стиле, связаны с именем купцов Понизовкиных. Именно о предприимчивом купце Никите Понизовкине и его заводах (а их по округе было несколько) идёт речь в стихотворении Некрасова «Горе старого Наума»: «Науму паточный завод//И дворик постоялый//Дают порядочный доход.//Наум – неглупый малый…»  

Видно, патока никому не нужна

Без малого полтора века крахмало-паточный комбинат был градообразующим предприятием посёлка. Более того, завод «Ярпатока» являлся одним из крупнейших предприятий подобного рода в стране. В конце 1980-х годов ежегодный выпуск продукции достигал 42 тысяч тонн. Производили патоку, крахмал, корма, планировалось организовать производство из патоки спирта. По словам главы сельского поселения Ирины Баловой, поступающие от предприятия налоги полностью содержали весь Некрасовский район. Естественно, всё взрослое население Профинтерна работало на этом предприятии. И жили, надо признаться, не тужили. Была своя железнодорожная линия протяжённостью 33 километра, она связывала посёлок Красный Профинтерн со станцией Филино; кроме грузовых составов ходил и пассажирский из двух вагонов.

– Одних грузовых машин в транспортном цехе предприятия было больше шестидесяти, – с ностальгией в голосе вспоминает промышленную мощь родного завода Александр Николаевич Касаткин. Он всю жизнь проработал на крахмало-паточном механиком, а сейчас, во время ежедневных прогулок вдоль Волги, с болью наблюдает за тем, как разрушается былая слава посёлка.

– Здорово мы «попали» с продажей этого предприятия, – сокрушается местный старожил. – Страшно представить: полтора века проработал комбинат с огромной прибылью, а теперь, видно, патока никому не нужна… Ломать – не строить, ума много не надо.

Последние четыре года крахмало-паточный не подаёт признаков жизни, подтвердила нам и глава поселения Ирина Садофьевна Балова. Как только предприятие перешло в частные руки, производство стало затухать, три десятка километров железнодорожных путей были разобраны (очевидно, на металлолом). Ныне владеет бывшим крахмало-паточным некий господин Макаров. Но фамилия – это всё, что о нём известно. Ни на какие контакты ни с сельским поселением, ни с администрацией района этот бизнесмен не идёт, налоги, даже земельный, в бюджет не платит, и как выходить из этой более чем странной ситуации – неизвестно.

Всё работоспособное население (а оно в посёлке достаточно молодое) в связи с закрытием градообразующего предприятия осталось не у дел. Очень обидно и горько это осознавать, печалится глава поселения. На работу все ездят в Ярославль, благо, что недалеко и автобусы ходят каждые сорок минут.

Дворец в разрезе

Другая достопримечательность Красного Профинтерна – прекрасный особняк Понизовкиных – последнее десятилетие разрушался катастрофическими темпами. Руины, оставшиеся от былого великолепия – колонн, наборного паркета залов, расписных потолков, зимнего сада, – ранили старожилов в самое сердце. А ведь в советское время здесь размещались и школа, и библиотека, и клуб – это был центр культурной жизни посёлка.

– Моё детство практически прошло во дворце. Я проучилась в замке Понизовкина всю начальную школу. У тех ребят, кто был нас постарше, уроки ботаники проходили в зимнем саду – каких только тропических растений там не было! В подвалах у нас были танцевальные классы – зеркала, балетный станок. Про роскошь фондов нашей библиотеки в то время я даже сейчас вспоминаю с особым восторгом: представляете, дореволюционное, с золотыми корешками издание энциклопедии Брокгауза и Ефрона.., – вспоминает Ирина Садофьевна.

– А куда всё это великолепие подевалось?

– В начале 90-х годов при областном департаменте культуры была образована комиссия по спасению исторического наследия Понизовкиных. Кое-что, конечно, пропало, но мебель, фарфор, хрустальную люстру удалось вывезти в Ярославский художественный музей.

Долгое время в Красном Профинтерне по этому поводу даже шутили – жаль, сам особняк никуда не вывезешь. Но, похоже, дворец Понизовкиных дождался своего светлого часа. Этот памятник архитектуры регионального значения сейчас находится в частной собственности группы компании «Ташир» – конкретно, ЗАО «Арсенал-Недвижимость». С начала лета на объекте начались активные строительные и реставрационные работы. Их ведёт ярославская строительная организация ООО «Росэнергострой». По словам председателя комитета историко-культурного наследия Юрия Аврутова, перед началом работ было проведено комплексное обследование объекта, представлен полный пакет документов, реставрационные работы ведутся под надзором архитектора, так что претензий у комитета историко-культурного наследия нет.

– Нами оговорено с владельцем, что внутренние интерьеры помещений будут воссозданы полностью, – уточнил Юрий Иосифович.

Предполагается, что в Понизовкинском дворце будет размещён гостинично-туристический комплекс для VIP-персон, но когда это произойдёт и точно ли там будет многозвёздочный отель, нам узнать не удалось. Более закрытой для общения организации в моей журналистской практике ещё не встречалось. Честное слово, тайные архивы КГБ и то доступнее. Хотя непонятно, что скрывать, если делаешь доброе дело?

Глава поселения Ирина Балова относится к этой ситуации философски:

– Пусть мы никогда туда больше не попадём – в конце концов, это дело хозяев, зато мы не увидим, как рухнет дворец, которым мы гордились всю свою жизнь.

Но мысль о предполагаемом открытии в замке гостиницы греет её сердце руководителя – всё-таки новые рабочие места.

Есть в Красном Профинтерне ещё два примечательных здания, оба тоже связаны с именем Понизовкиных. «Дом ИТР» (инженерно-технических работников) – изящный особняк, первый этаж кирпичный, второй – деревянный с балкончиком, украшенный тонкой резьбой, теряется на фоне своего роскошного соседа, замка. Судьба дома ИТР пока неопределённа: он тоже находится в частной собственности, за стёклами окон второго этажа видны строительные оранжевые каски – похоже, что здесь временно квартируют строители. Однако вымуштрованные строгими владельцами на все вопросы они отмалчиваются или посылают… к хозяевам.

Гуси-лебеди

Второй дом, тоже старинного красного кирпича, расположен на той же улице Набережной. На местном жаргоне его называют «дом сорока». Об этом нам охотно рассказала Валентина Михайловна. Женщина гуляла с румяным карапузом – внуком Данилой, спешить ей было некуда.

– Это значит, что раньше здесь было сорок квартир, Понизовкин дом для простых рабочих построил. А сейчас неизвестно, сколько здесь народу живёт.

Дом требует капитального ремонта: трещины на фасаде, под козырёк подъезда страшно заходить – вот-вот обрушится, про состояние подъезда, в который мы не преминули заглянуть, лучше вовсе не говорить. Однако на одном из окон висит объявление о продаже квартиры. Поинтересовались у Валентины Михайловны, почём в Профинтерне недвижимость.

– Про этот дом не скажу, а вот в «белом лебеде» за двухкомнатную квартиру 950 тысяч просят.

«Белый лебедь», «гадкий утёнок» – это тоже прозвища домов. Мило так, по-домашнему. Точно в противовес идеологически выдержанным названиям улиц – Депутатский и Советский переулки, Пионерская улица. Но менять в духе последнего времени советские названия в посёлке даже мысли нет. Голова у главы поселения болит о том, как построить новые дома на месте двух сгоревших. Дело давнее, один пожар случился в 2002 году, второй – четырьмя годами позже. Недавно нашли строителя-бизнесмена из Ярославля, готового снести обгоревшие руины и на их месте построить новые дома. Теперь задача администрации – войти в программу расселения ветхого и аварийного жилья и получить в новом доме квартиры для жителей посёлка. Договорённость об этом с предпринимателем на уровне поселения уже есть.

Всюду жизнь…

Жизнь в посёлке, может быть, не видимая стороннему взгляду путешественника, не затихает. Есть семь магазинов, от одноимённого с посёлком потребительского общества работает парикмахерская, есть фирма ритуальных услуг. Ещё год назад этого не было. Очагом культуры для Красного Профинтерна стала библиотека, переведённая из апартаментов Понизовкинского замка в здание администрации. Условия здесь, конечно, не те, но библиотекарь Альбина Васильевна Забелина смогла создать удивительно радушную атмосферу – люди в библиотеку тянутся не только за книгами, но и просто пообщаться. Так, с её лёгкой руки возник клуб инвалидов.

– Вдруг оказалось, что мы все очень талантливые люди, – говорит Альбина Васильевна, с гордостью демонстрируя нам экспонаты клубной выставки: рукоделие Фёклы Илларионовны Зудовой, Валентины Михайловны Папышевой, других активисток. Человек по натуре деятельный и активный, Альбина Васильевна не ждёт милостей ни от природы, ни от начальства. Я сама себе спонсор, шутит женщина, заказывая по каталогу и оплачивая из собственной невеликой зарплаты необходимые для занятий пособия по рукоделию.

А вот Нового года библиотекарь ждёт с воодушевлением: уже начата работа по организации социально-правового центра при библиотеке. Найден квалифицированный сотрудник, приобретён компьютер, дело – за установкой телефона и подключением к сети Интернет. Прорубим окно в большой мир, не унывает Альбина Забелина, а то у нас один источник новостей – районная газета, даже ни на одно област­ное издание нет подписки.

…Вот так сегодня живёт Красный Профинтерн, посёлок с богатым прошлым и, я надеюсь, не менее интересным будущим.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе