Городский стрит-арт: главные уличные художники Ярославля

За последние несколько лет городской стрит-арт стал одним из самых популярных средств самовыражения ярославских художников. 

Растет количество работ и повышается их качество. Публика, тем временем, становится более толерантна к этому относительно новому виду искусства: если раньше абсолютно все рисунки на зданиях воспринимались как вандализм, то теперь горожане уже не ставят знак равенства между неприличными надписями на стенах и граффити. TYR пообщались с уличными художниками Ярославля, которые рассказали о своем творчестве, проблемах с полицией, поиске вдохновения и объяснили разницу между граффити и стрит-артом.



Артём (Shot, команда Unic,  студия «Black Cap»)


Началось все в 2003 году. Меня заинтересовало, как и чем наносятся надписи на стенах. И на мой день рождения (13 февраля) мне мой одноклассник подарил баллончик автоэмали с золотой краской, и я нарисовал на заброшенном здании в красноборском лесу цифру 13. Так начался мой путь в граффити, а позже в стрит-арт.  Спустя два года я подружился с ребятами близкими по духу и целям в граффити и так появилась наша команда. Сейчас мы все дружим и до сих пор состоим вместе в команде.


Изначально родители относились негативно к моему увлечению граффити, но со временем творчество переросло в нечто большее, и отношение моей семьи к нему изменилось в положительную сторону. Друзья же всегда поддерживали меня, так как окружение у меня было практически на 100% из таких же уличных художников.

Процесс создания работы на данный момент состоит из технической части (нанесения краской рисунка на поверхность) и умственной работы (разработка идеи будущего рисунка). На начальном этапе техническая часть была сложнее и занимала большую часть времени при создании работы. Сейчас я набрался опыта, и на первое место в моем творчестве выходит «идея», смысловая нагрузка, которую несет в себе работа, поэтому большая часть времени уходит на генерацию идеи будущего рисунка и меньше времени уходит на его реализацию.



Разница между граффити и стрит-артом для меня заключается только в смысловой нагрузке работы. Смысл создания граффити — показать свое имя, технику выполнения и стиль. При создании стрит-арт работы на первый план выходит цель показать какое-либо событие, общественный вопрос или донести посыл людям так, как они на это еще не смотрели или не обращали внимание.

Инциденты с полицией были несколько раз в начале моего творческого пути. Сейчас инцидентов практически нет, а если появляются — чисто организационные.


Сейчас, насколько я знаю, в городе нет легальных площадок для рисования, и это очень грустно. Легальные площадки не спасут город от вандализма, но будут способствовать повышению уровня качества работ и культуры уличных художников в целом.



Анатолий (студия SKETCH & SPRAY)


Всё началось с хип-хоп культуры,в которую я влился в первом классе. Сверстники не понимали меня,но относились абсолютно нейтрально к моим увлечениям.


Первое граффити, которое я увидел, привело меня в шок. Я даже не понимал, чем это нарисовано.



После 6 лет танцев в стиле хип-хоп и брейк-данс, я понял,что хочу осваивать всю культуру хип-хопа. Так, 12 лет назад я нарисовал свой первый рисунок баллончиками.Результат меня не впечатлил, но сам процесс очень понравился. Моя команда образовалась из моих ближайших (до сих пор) друзей, которые уже никак не относятся к этой культуре. В данный момент в моей команде 5 человек. Трудностей было много, и в формате одного интервью я не смогу выложить всё. Самое главное — все мои однокомандники всегда меня поддерживали, за что я им благодарен.

В основном, к моей деятельности все относятся положительно. Родители поддерживали, хоть и не на ранних этапах. Друзья были всегда на моей стороне. Были люди, которые не совсем понимали, зачем я это делаю, но сейчас  это уже не важно.


Свои работы я создаю по-разному. Всё зависит от ситуации (коммерция, нелегальное или легальное рисование). Самое сложное в моей работе — это понимание граждан нашего города. Остальное — дело техники и опыта.

Есть ли разница между стрит-артом и граффити? Всё зависит от того,что вы вкладываете в эти понятия.Что для вас является стрит-артом, а что — граффити. Любое граффити имеет смысл (кроме нецензурщины и надписей, которые оставляют пьяные гопники). Даже те же надписи, которые не могут прочитать обычные граждане, тоже несут за собой какую-то историю.


Я считаю, что если эта надпись вписывается в пространство, на котором оно нарисовано, значит ей место быть там. Серых стен нам и так хватает… Однако, я не поддерживаю рисование на объектах несущих историческую ценность для города.



Для меня создавать работы в нашем городе не представляет сложности. Всё зависит от желания.

Инцидентов с полицией было много, но в основном они более понимающие, чем люди, мнение которых не спросили.


Самое сложное — объяснить людям, что ты художник, а не злостный школьник-нарушитель, которому нечем заняться в свободное от уроков время.



Виктор (Shock)


Началось все с того момента, когда мы в школе с одноклассниками решили поиграть в компьютерную игру о граффити «Getting up», атмосферы в которой хоть отбавляй. Потом, глядя на старших ребят, которые уже успели набраться опыта в этой сфере, мне захотелось влиться в это движение. Вместе со своими одноклассниками мы решили сформировать команду под названием «ADC». К сожалению, мы так и не порисовали вместе, команда быстро распалась. Я единственный продолжил свою деятельность.



Если говорить о трудностях, то следует сказать что в этой всей теме есть свои правила, по которым ты должен играть: не рисовать на чужих работах, это, пожалуй, самое важное из них. Также есть некоторые места на которых рисовать можно только одной или нескольким командам. В противном случае можно попасть в неприятности.


К моему занятию относились спокойно как друзья, так и родственники. Я никогда ничего не пытался скрыть о своей деятельности, и это вносило небольшой вклад в сохранение спокойствия мамы, которая очень переживает за меня всегда. Так что, если я пошел рисовать куда-то, я говорю об этом родителям, и всем спокойно, никаких вопросов не возникает.


Что касается создания работ: бывало не раз, что я мог взять карандаш, листок и просидеть так час, ибо в голове творческий кризис. И это нормально. Бывает наоборот — мыслей и идей в голове столько,что просто не успеваешь все это зарисовать. Если говорить о рисовании на стенах, то тут самое главное  — это умение перенести рисунок с листка на поверхность стены. Очень часто было так, что у меня не получалось это сделать, только методом проб и ошибок можно достичь отсутствия проблем в этом деле.



На самом деле, прийти к чему-то «своему» непросто. Нужно многое попробовать, понять, от чего конкретно ты получаешь кайф. В моей практике было множество стилей, множество разных фишек, которые со временем оттачивались, и, в итоге, я пришел к чему-то уникальному, от чего я получаю удовольствие. Словно ты архитектор, которому дали прямоугольный кусок мрамора, из которого ты вытачиваешь какую-нибудь фигуру. Так и здесь: берешь за основу обычный классический шрифт и играешь с ним, изменяя формы букв, толщину и, тем самым, получаешь что-то уникальное, и так дальше развиваешься.

Есть ли разница между стрит-артом и граффити?Думаю что есть. В самом начале развития граффити, как культуры, стрит-арт воспринимался очень положительно со стороны жителей,он подразумевал под собой аккуратный рисунок с каким-то смыслом, и если к тебе подходил полицейский с вопросом: «то, что ты рисуешь, это граффити или стрит-арт?», а ты отвечал: «стрит-арт», то к тебе не было больше вопросов и соответственно претензий.


Граффити — это написание букв. Граффити практически везде имеет дурную репутацию, так как множество людей не могут понять, в чем удовольствие лицезреть кучу разноцветных надписей на домах, пристройках, подъездах и других сооружениях.


Творить в нашем городе несложно, нужно знать пару тихих мест и знать, где находится легальная стена, на которой можно в любое время прийти рисовать. Ни разу не было приводов в полицию, но был большой риск, когда парикмахерша увидела, что я рисую на парикмахерской. Она грозила мне полицейскими, но оказалась пьяна, и по непонятной мне причине поцеловала меня в лоб и отпустила. Очень странный был вечерок



Илья (MΛSLENIKOV’ ILYΛ)


Все началось с того, что во втором классе я под влиянием своего старшего окружения (это были братья одноклассников, которые позже сформировали команду граффити-художников UNIC) начал увлекаться граффити культурой. Это был особый стиль жизни, полный своей эстетики, уникального самовыражения и, разумеется, уличного искусства. Я очень много рисовал повсюду: на утилитарных зданиях, заброшенных сооружениях, на разных поверхностях. Поначалу это было почти бессознательно, я не задумывался практически, как это будет восприниматься окружающими, и учитывал только то, что мне казалось уместными, хотел оставить свой художественный отпечаток на том или ином месте. Мне было 9-10 лет. Спустя некоторое время, я начал ощущать полноценное погружение в эту современную культуру, начал работать над стилистикой, формой, цветом, всем, что влияло на уникальность «куска». Позже это стало неотъемлемой частью моей жизни.



Команды как таковой у меня не было, были попытки коллективизации или внедрения в тусовку, но меня всегда это мало устраивало, так как я в этой культуре видел будущее, искал пути развития и роста, но позже понял,что ошибался, тогда как большинство моих знакомых, кто тоже был вовлечен массово в это движение, видели уличную культуру лишь»тусовкой», где можно было «покрасить», «забомбить» фасады исторического центра города, будучи в состоянии «аффекта».


Я во всем этом проявлении безрассудства видел деградацию, а не культуру, к которой сам стремился. Мне конечно было тяжело иногда найти единомыслящих. Но однажды,когда мне было 15-17 лет, в моей жизни появляется человек, я давно о нем слышал из компаний, как об очень креативной личности и носителе футуристичного уличного стиля, как в граффити, так и моде. Это был человек под псевдонимом SITO из команды THS. Порядком старше меня, но это не мешало нам находить места соприкосновения. Мы очень плотно дружили, вместе даже работали на художественными задачами, размышляли и, конечно, отдыхали, погружаясь в грезы. Это был очень насыщенный период культурного и духовного обогащения. Я до сих пор ценю этого человека, как уникальную личность, однажды повлиявшего на формирования моего нынешнего «я». Да, это бесценно!



Родители поначалу с настороженностью относились к моим увлечениям, но они никогда не отзывали меня от того, к чему я питал искренний интерес. За это я им благодарен навеки. Для друзей я приобрел уникальность, как индивид, как художник.


Как и большинство в нашем городе и в нашем районе, я рос в нормальной семье, где всего хватало, но на материалы и краску я старался сам копить и иногда зарабатывал, перепродавая одежду, которую специально ушивал.  Эти были оригинальные джинсы LEVI’S , олимпийки, и, другие вещи, которые пользовались популярностью в моем окружении.


Особенно интенсивно я начал рисовать с 15 лет, также участвовал на городских и районных граффити-фестивалях, которые проводили, как и старшие ребята, так и муниципальные органы. В 17 лет, будучи школьником, я начал выбирать будущий профиль для обучения и остановился на изучении архитектуры в Москве, очень меня влек этот город. Но для поступления на архитектуру требовалось очень мощная подготовка по художественным дисциплинам,  поэтому я оставил все свои прежние интересы и углубился в учебу.



Сейчас я все работы стараюсь создавать, предварительно формируя концепцию произведения: будь то холст или монументальная графика в общественной среде. Прежде, чем создать что-либо, я стараюсь увидеть результат наперед: представляю, как работа будет смотреться с разных видовых точек, как будут сочетаться тона, какие нужны инструменты и техника исполнения. Важным для успеха художественного проекта является образ медийной подачи. Думаю, это нелегко, так как люди со стороны часто удивляются, как я все успеваю.


Сейчас в Ярославле я работаю довольно мало, еще реже в уличной среде. Поэтому точно ответить не могу, насколько сложно творить в нашем городе. Но думаю, если грамотно подходить к задаче, трудности будут минимальны.


Фотографии предоставлены художниками
Автор
Мария Шуляк
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе