Меняю бани на гостиницы

Российские власти и жители привыкли к недолговечным решениям

Слово «креативность» применительно к городу в России воспринимается с неким подозрением. Большинство чиновников и экспертов ставят во главу угла экономию и сроки решения проблем. Но мало кто принимает во внимание, что креативность – это только инструмент для сознания устойчивой городской среды и здорового общества. Российский эксперт не верит в создание творческих городов, объясняя это тем, что горожане совсем не хотят работать на дальнюю перспективу.

Слои хороши только в пироге

Приехавший во вторник в Москву по приглашению Британского посольства урбанист и исследователь городов Чарльз Лэндри объяснил, что главное сейчас – это в изменяющемся мире поменять инструменты развития, обращаться в первую очередь не к техническим достижениям. Город, по его мнению, должен представлять собой один общий мир для людей, а не много отдельных миров. То есть разделение на чайна-тауны и «черные кварталы» приводит к тому, что развитие останавливается. Лэндри говорит, что главная проблема организации городов именно в том, как люди общаются между собой. И неприятие этого аспекта напоминает зарывание головы в песок, желание замолчать проблему. Эксперт отмечает, например, что США представляют собой около пяти разных миров, а в одном городе Дубай их можно насчитать целых 15. О Москве часто удается слышать довольно иллюстративное сравнение, мол, город похож на слоеный пирог и люди не перемешиваются и даже могут никогда не побывать в другом слое. Такая характеристика указывает на зыбкость общества, на его шаткость. Для примера можно вспомнить проблему адаптации гастарбайтеров, если горожане их будут принимать, а не стремиться вытеснить, то конфликты на расовой почве будут просто невозможны, потому что приезжие будут частью общества, а не враждебным окопом.

Креативные города, по мнению английского эксперта, это не те, где живут много художников или писателей, а те, где все люди участвуют в процессе развития города, становятся его активными участниками. Поэтому им нравится жить в данном месте, они хотят вкладывать сюда свои деньги, хотят растить здесь детей, хотят приглашать к себе туристов, чтобы показать плоды труда. Именно люди – главный и основной ресурс.

Сейчас в Москве снова ожила идея о приглашении рабочих из других российских городов, но если эти люди приедут, будут ли они интегрированы в общество или останутся в отдельной узкой социальной нише? Потому что наличие рабочего места скорее всего не определит его желание остаться. Ведь при определенной сноровке какая-то работа найдется и на малой родине. Если же власти хотят оставить его здесь, то можно привлекать удобством жизни, возможностью стать полноправным членом сообщества.

Прикормка для туристов

Но несмотря на доказанную ценность и необходимость высококвалифицированных специалистов, столица пытается решить вопрос вытеснения иностранных рабочих, а реально люди оказываются обузой, потому что их нужно обслуживать, нужны автобусы, лавочки, парки и больницы. Ведь российское законодательство таково, что налоги с физического лица получает не городской бюджет, который заботится о горожанах, а федеральный. В результате чего выгодны не жители. А, например, туристы, которые что-то купят, заплатят за гостиницу и музей.

И власти пытаются донести эту идею модности города для туристов, но у них само собой получается не всегда, потому что у них есть аргумент: нам и самим тут плохо живется, почему мы должны кому-то делать лучше?

Такая история произошла в Вышнем Волочке. Директор НИиПИ Института экологии города Анна Курбатова рассказала, что у властей не получается наладить диалог с жителями из-за закрытой бани. «Баню закрыли по причине отсутствия финансирования на обеспечение ее деятельности, и здесь власти говорят жителям, вот видите какой у нас неинтересный город, у нас нет инвестиций. И поэтому мы вынуждены закрыть баню. Когда чиновники говорят жителям: «А знаете, как заработать? Стать модным городом». На что горожане отвечают: «Пока мы станем, грязью все зарастем!» – объясняет эксперт. – И у нас получается парадокс, на уровне идей все нормально, а на уровне принятия каких-то алгоритмов и решений, ни у кого нет терпения и желания трудиться, чтобы через 5–10 лет наполнить бюджет и открыть баню. Сегодня народ не готов ждать никаких долгосрочных решений. А в рамках нынешней ситуации мы так и будем закрывать бани, школы, больницы. И списывать 25% населенных пунктов каждые пять лет».

Насчет системы налоговых отчислений Курбатова соглашается, но как-то уходит от обсуждения этой темы, рассказывая о проблемах Градостроительного кодекса и несовершенной системы проведения конкурсов на госзакупки. Но при этом она признает, что из-за такого распределения денег местные бюджеты очень страдают. «У нас в местных бюджетах остается буквально капля. Сегодня местные бюджеты еще должны обслуживать изношенную коммуналку. И соответственно денег ни на что не остается, в том числе и на привлечение молодых умов. И еще проблема в том, что в администрацию городов и районов приходят люди, которые вообще не имеют образования в экономической и управленческой сфере. Они даже компьютеры в коровник ставят», – отмечает Курбатова.

И получается, что пока люди будут восприниматься как функция, например уборщика или программиста, а не как главная составляющая, то им, кроме рабочего места, все остальное и не очень хотят сделать. Дороги – чтобы только до работы добраться, до дома, чтоб они где-то переночевали. Никому не интересно проектировать бульвары для прогулок и набережные для танцев, все это не приносит материальной выгоды. Лэндри говорит, что город должен нести ощущение йоги, тогда он станет местом притяжения и развития.

Для создания комфортного места жительства англичанин дает несколько довольно простых на первый взгляд советов, которые как ступеньки должны изменить градостроительную парадигму. В первую очередь нужно научиться мечтать, представлять себе, каким мог бы быть город. Научиться думать, останавливаться, изменить подход к движению. Кроме того, не забывать о традиционных занятиях для горожан, обращать внимание на качество. Всегда учитывать необходимость общения, культурной составляющей. И еще один важнейший пункт – «не обижать будущее поколение», не делать того. С чем выросшим детям придется бороться и что исправлять.

Урбанист Чарльз Лэндри: «Арбат – сумасшедшая улица»

Соображениями по поводу Москвы поделился с корреспондентом «НГ» знаменитый британский эксперт по развитию городов Чарльз Лэндри. Последний раз он был в российской столице 10 лет назад и всех тонкостей не знает, но отметил появление множества огромных стеклянных зданий, которые говорят о желании презентовать себя, а не сделать жизнь удобной. «Для меня очень важно, что ты ощущаешь, когда идешь по улицам города. У вас есть тенденция – архитекторы и владельцы зданий хотят заявить о себе, сказать «Вот я! Я здесь!», но при этом забывают про уровень улицы, – рассказывает урбанист. – Я обратил внимание на Арбат. Это сумасшедшая улица. Но исторически люди любят подобные места, потому что там уютно, там есть разнообразие. Поэтому, например, люди любят Париж. Там выходишь из метро, смотришь по сторонам – и получаешь от этого удовольствие. Самое главное в том, что великий город состоит из великих улиц. А что такое великая улица – это та, где есть разные вещи, способные заинтересовать людей, а не только магазины. Я все время смотрю на города и каждый раз вижу множество новых магазинов, которые выглядят одинаково. Для меня главное – хорошие улицы, где можно гулять. В Москве создаются хорошие улицы?» Он также отметил, что у нас самая большая трудность – это погода.

Что касается пробок, с которыми московская администрация активно сражается, то тут Лэндри видит проблему в менталитете. «Все дело во времени. Когда кто-то подсчитает, во что обходятся пробки, и поймет, что они обходятся в 20 млрд. евро в год, он начнет думать.

Есть много способов решения этой трудности. Один – скандинавский, он заключается в том, чтобы создать такой общественный транспорт, в котором себя комфортно чувствовали бы представители среднего класса. Проблема России и других бывших коммунистических стран в том, что каждый хочет быть частью элиты и ездить в машине с тонированными стеклами. А в странах вроде Дании или Швеции вы можете увидеть миллионера на велосипеде.

Так что вопрос в том, как сделать общественный транспорт привлекательным, крутым. Есть, конечно, стандартные трюки вроде совместного использования машин. Но главное заключается в изменении поведения людей и их менталитета.

Тут есть и чисто архитектурные моменты. У вас есть большие бульвары, но нет достаточного количества радиальных трасс. Кроме того, нужна хорошо развитая сеть второстепенных и малых дорог. Это должна быть своеобразная паутина. В Москве есть только кольцевые дороги, и все стоят на них.

То есть архитектурный элемент присутствует, но главное – это поведение людей».

Марина Образкова

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе