Страна Картония: как развитие территорий превратить в праздник

Жизнь в картонной коробке из под холодильника, в основном, ассоциируется с практиками социальных низов. Однако, возможен и другой взгляд на этот строительный материал. Международный социокультурный проект «Картония» – это страна без территории, но с жителями – участниками сообщества. 

Строительство Картонных городов, существующих в среднем по две недели в реальных городах России и других странах, получило название «материализаций Картонии». Как игра перерастает в методику изменения жизни? Об этом мы поговорили с создателем проекта Сергеем Корсаковым.

— Сергей, как проходят материализации Картонии?

— Мы находим территорию в тысячи две-три квадратных метров. Это должна быть закрытая площадка, потому что картон не любит дождей и ветров. Начинаем строить инфраструктуру. Потом открываем двери для людей, заранее зарегистрировавшихся со своими проектами, бизнесами и артом, которые обустраивают внутреннее пространство. В Картонном городе появляются музеи, парикмахерские, тату-салоны, отели, фотостудии…

Затем город открывается для туристов. Они проходят через «визовый центр», меняют деньги на национальную валюту Картонии. Желающие могут получить вид на персонажество. Персонажем Картонии может стать любой человек, если он достаточно энергичен, неленив и у него есть идеи, а также желание их воплощать. В рамках материализации Картонии легко найти единомышленников. Но в любом случае все включаются в процесс и получают много фана.

— Откуда появилась идея создания «параллельной реальности» из картона?

— Поводом к построению первого картонного города стала наша с Викой свадьба. Мне не нравятся российские традиции — ни светские, ни религиозные. При этом я понял, что существующие традиции уже не сломать. Я вообще не люблю что-то ломать. И тогда я решил делать свою страну, где основал близкие мне традиции — не только свадебные. Первый Картонный город мы сделали на пикнике журнала «Афиша» в 2007 году. Картон выбрали из-за его дешевизны — нужно было вписаться в ограниченный бюджет.

Мне — без всяких шуток — интересно создание страны: со структурой, но без территории. Она не вступает в конфликты и борьбу за земли с другими государствами. Наши города появляются на определенный срок — две недели. Территорию мы арендуем или получаем в пользование. Чтобы другие страны нам ее давали, мы, понятное дело, должны что-то давать взамен. Так как наше государство молодое и небогатое, без нефти и других ресурсов, взамен мы предлагаем интересный город, где можно получить развлечения, обучение и опыт. Вначале сообщество целиком строилось на основе моей энергии — и тех проектов, краткосрочных или долгосрочных, которые я предлагал. А потом мы заметили, что люди сами начинают приходить и предлагать идеи. Сегодня у нас скапливаются активные в разных областях люди — от искусства до бизнеса.

— И это переросло в целенаправленную работу с местным сообществом?

— Да. Развлекательный элемент материализации Картонии все любят. Но мне этого мало. Я считаю, что праздники должны быть полезными. От чисто фановых вещей Картония развивается до конкретных задач, связанных с территориальным развитием. При каждом строительстве Картонных городов наши кураторы вовлекают в процесс самые разные социальные группы. Это большой пласт работы. Из-за этого препродакшн длится полгода. Сейчас мы хотим акцентировать материализации на изучении местного сообщества, а потом — на развитии креативной экономики конкретного города.


— Как вы привлекаете людей?

— Один из основных способов — конкурс по креативной экономике. Это возможность открыть свой первый стартап в Картонии. В Картонных городах большая проходимость. Получается столкновение людей, придумавших креативные бизнесы, с реальной аудиторией. Начинающие предприниматели видят, как их продукт оценивают, что хотят покупать, а что — нет. Но при этом они не теряют больших денег, как, например, при запуске бизнеса в Москве, когда нужно мощно вложиться. Максимум, что им придется заплатить — это регистрационный взнос в 500 рублей. Риск, как и вложения, минимален. Ребята платят деньги, как будто идут развлечься, и при этом получают гигантский опыт. Ведь если ты смог реализовать свой проект в одной стране — сможешь это сделать и в другой.

Другой конкурс — среди молодых архитекторов до 35 лет. Мы столкнулись с тем, что архитекторы и дизайнеры не чувствуют материал, не знают его свойств на практике, не понимают дедлайнов. Конкурсы учат соблюдать правила. Если ты креативный специалист, есть ряд ограничений, в которые ты должен вписаться. Еще одна проблема российских архитекторов – в том, что они умеют строить, но не понимают, зачем. Нет связи объекта с его жизнью в дальнейшем. Мы же даем задания с четкими рамками.

— Какую пользу от этого получают в итоге местные жители?

— Для российских регионов Картонные города — это просто необходимые терапевтические меры. Приходят разные люди: гопники с суровым взглядом, дети с крайне низкой степенью социализации. Никогда не думал, что они воспримут проект. Но не надо пугаться. Надо учить людей коммуницировать друг с другом.

В процессе строительства мы привлекаем студентов и школьников в качестве волонтеров. Происходит одновременно и социализация — человек раскрывается, через неделю даже самые замкнутые ловят кайф от происходящего, — и профориентация. У нас можно попробовать себя в креативном менеджменте, журналистике, психологии и педагогике. Это важно — в России дети ни в школе, ни в институте не понимают толком, чем будут заниматься.

Крупным компаниям, которые хотят войти на территорию города, мы рекомендуем соблюдать наши правила. В Картонии очень строгие правила в отношении рекламы. Стандартными приемами — баннеры, флаеры, девочки-промо в майках и бейсболках — лояльность аудитории не удержишь. И компании начинают придумывать, как завлечь людей именно к себе. Продавать никто не прекратит, но хочется, чтобы бизнес включал интеллект.


— Уже были попытки строительства Картонных городов, целиком направленных на территориальное развитие? Может быть, есть примеры удачных историй?

— Был план провести материализацию Картонии в Шотландии на бывшей фабрике, которая становилась креативным центром. Речь шла о том, что двум лучшим проектам — победителям конкурса по креативной экономике — предоставят помещение в пользование сроком на год. Год — тот минимум, который нужен для раскрытия потенциала креативного бизнеса. Менеджеры принимающей стороны приостановили переговоры: слишком большие бюджет и ответственность. Однако это доказывает, что Картонный город с его инструментарием европейцам интересен. Несмотря на то, что Россия из всех развитых стран — последняя в сфере креативных индустрий.

Есть примеры того, как это уже сработало. В Перми мы строили Картонный город дважды. В первый год пермская активная группа сделала у нас фримаркет. Экс-губернатор Перми Олег Чиркунов выделил ребятам постоянное помещение. Так появился первый в России фришоп.

— Ваш проект похож на сеть. Чего вы хотите достичь, используя эту форму?

— Мы действительно задействуем новую сетевую парадигму. Переносим принцип социальной сети из виртуального мира в реальный. В креативном бизнесе любого масштаба нетворкинг настолько же важен, как и живой контакт. В Картонном городе, когда порядка 100-200 человек — просто участники, а проходимость в день — несколько тысяч, мастера приезжают из других стран и городов, чтобы давать воркшопы и делать образовательные программы. Это большая база для взаимодействий, советов и оценок от профессионалов.

В развитии территорий я вижу потенциал — и для Картонии, и для городов России. Сейчас мы в партнерстве с кафедрой управления территориальным развитием Академии народного хозяйства при Президенте работаем над созданием полугодовой образовательной программы с уклоном в урбанистику. Будем собирать группу из десяти-двенадцати человек с разным бэкграундом и разрабатывать Картонный город для конкретной территории с учетом ее специфики. «На выходе» должен получиться набор рекомендаций по работе с местным сообществом и территориальному развитию.

Хочется изменить многие вещи в пространстве, где мы живем. Я хочу, чтобы и дети, и студенты понимали: менять ситуацию можно, и даже в нескучном ключе. От добавления фана к созидательной деятельности — только польза.

автор АННА ВИХРОВА

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе