Точка активности

Вяткин, Алдашин, Петров и крестьянский быт: чем уникальна галерея в Данилове.

Данилов — на редкость яркая и активная культурная точка в нашей стране. В районном центре Ярославской области (70 км от Ярославля) с населением всего в 15 тысяч человек есть не только стандартный краеведческий музей, но и художественная галерея, и детская школа искусств, и библиотеки. Культтриггер отправился в даниловскую галерею и познакомился с ее сотрудниками, создающими удивительное культурное пространство.



Любимов, школьники и потерянные традиции

Уютный ухоженный Данилов не оставляет никакого ощущения упадка и запустения, как это часто бывает с небольшими городами. Деревянные дома и заборы отремонтированы, пусть местами и неровно, криво, но зато за ними следят, на улицах чисто и нет сборищ алкоголиков.

Даниловская художественная галерея открылась в 1997 году в двухэтажном доме бывших дворян Романовых. На первом этаже находятся мастерские и салон народного творчества, на втором — пять залов для экспозиций, встреч и лекций общей площадью в 130 кв. м. Внутри здания, около входа, висят симпатичные плакаты и афиши прошедших выставок — без «провинциальных» вычурных букв и плохо смонтированных в фоторедакторе коллажей.

Дальше — пять залов, где идет выставка предметов интерьера и крестьянского быта коллекционеров Ольги и Александра Ильиных (Культтриггер писал о коллекции Ильиных). Экспонаты, собранные в Костромской, Вологодской, Ярославской и других областях, стоят практически впритык, пустых мест нет ни на полу, ни на стенах. Сундуки, десятки разнообразных прялок, швейки, ендовы (сосуды для хранения пива, браги и меда), трепалы (приспособление для трепания волокна), праздничная сбруя для лошади, расписные двери и грабли, короба для хлеба, картины, написанные безымянными авторами, механическая игрушка в виде церкви с фигурами священника и распятого Христа, сани. Богатая на краски и мотивы роспись наглядно опровергает косность и серость крестьянской жизни.


Александр Ильин рассказывает об экспонатах своей коллекции


Сидим в единственной административной комнате на чердаке. Приходится сильно пригибаться, чтобы войти. Небольшое пространство целиком заставлено стеллажами с книгами, завешено картинами.


У нас есть собор, который строился на деньги Иоанна Кронштадского, а освещал его Патриарх Тихон. Считается, что это последний освященный собор уже в Советской России,— сыплет с порога фактами и историческими справками краевед и волонтер галереи Дмитрий Андреев. — Есть второй в Ярославской области по богатству фондов краеведческий музей (около 20 тысяч экспонатов). Есть старинный тюремный замок, его строили внук баснописца Крылова и брат Федора Достоевского — Андрей, который почти 30 лет был местным губернским архитектором. С нашим городом связаны и несколько значительных фигур театра: Юрий Любимов в детстве пять лет провел здесь у дедушки и оставил воспоминания об этом месте. Из Данилова — родители Татьяны Дорониной, и в эвакуацию они всей семьей тут жили. Отсюда родом актер Алексей Смирнов, деятели искусства — братья Масаиновы.


Собственный фонд галереи — около 400 экспонатов. В основном он состоит из картин даниловских и ярославских художников, а также переданных в дар работ, но это пока негде выставлять.


Занятия по программе «Мы входим в мир прекрасного» — командная работа


Культурное пространство на редкость активно: в год проводится от восьми до десяти выставок. Каждая продолжается чуть больше месяца — из-за провинциальной инертности, чтобы все могли посмотреть, а учителя успели оторвать школьников от учебы и привести сюда. Школьники — основная публика, на которую здесь ориентируются, они активнее остальных.

Причем со школами отношения совершенно разные, признаются в галерее, все строится на личности. Если есть педагог, который заинтересован в том, чтобы дети просвещались, то он водит их сюда.


– У нас был молодой преподаватель истории мировой художественной культуры и ИЗО, которая приводила на все выставки самый сложный контингент: седьмой, восьмой и девятые классы — сумасшедший подростковый возраст. Как только она ушла в декретный отпуск, все кончилось, — рассказывает директор Людмила Головкина.

– Откуда ваши посетители? Они все местные, из Данилова? — интересуюсь я.

– Сегодня у нас были люди из Москвы, Вологды, Ярославля, Переславля-Залесского. Как только установили дорожные знаки на федеральной трассе, сразу стали больше приходить.


Помимо выставочной деятельности здесь есть салон народного творчества и мастерские. К сожалению, свои традиции уже потеряны. Осталась лишь продукция, которая везде в избытке — из Гжели, Хохломы и так далее. Один гончар еще жив, но у него нет последователей. На первом этаже художник Владимир Середа сам делает офорты на станке, гравюры, и обучает этому посетителей, ведет курсы рисования, устраивает мастер-классы.


Занятие и мастер-класс в мастерской Владимира Середы


В прошлом году «Ночь музеев» в Данилове отмечали с джазом, фонарями и проекцией на стену здания галереи новых лент «Союзмультфильма», которые еще никто не видел. В нынешнем — хотят устроить что-то на тему русского народного творчества.



Выставки и звезды

За последний год в Даниловской художественной галерее прошли выставки гуру российской фотожурналистики, шестикратного лауреата престижной премии World Press Photo Владимира Вяткина; аниматора и бывшего главы «Союзмультфильма» Михаила Алдашина (он ночевал здесь же, на раскладушке). Периодически приезжает художник-мультипликатор Александр Петров, получивший «Оскара» за работу «Старик и море», и показывает работы своей мастерской. Кроме того, в галерее проводили выставки народных художников России Джанны Тутунджан, Юрия Семенюка, Валерия Страхова, современных художников Клары Голицыной, Анатолия Зверева; авангард из коллекции Сергея Симакова.


Владимир Вяткин на собственной персональной выставке


Вяткин жил в Данилове четыре дня, фотографировал местных шахматистов и местного художника Василия Бахарева. На открытие его выставки пришло 150 человек, не все даже смогли попасть — залы с трудом вмещают человек 50. Он общался с посетителями до полуночи, проводил мастер-классы и подарил галерее четыре свои работы.

Приезд звездных гостей — полностью заслуга сотрудников. Например, Евгения Барсукова-Сурикова два года организовывала выставку Вяткина. Узнала, что тот приедет на фотопарад в Углич, отправилась туда и буквально «цепляла его за рукав».


Сначала фотограф решил «поэкзаменовать» сотрудников и попросил выбрать фотографии, которые они хотели бы привезти, — вспоминает Евгения. — Когда их ему показали, он удивился и спросил, не боимся ли мы? А мы прекрасно понимали, что второй его выставки может и не быть, а значит, надо представить автора во всем объеме, чтобы зритель его запомнил.


В итоге здесь экспонировали серии фоторепортажей Вяткина с Чеченской войны, обнаженную натуру, экспериментальные натюрморты, знаменитый единственный кадр с похорон Брежнева, сделанный «сверху».


– Я потом выпросила у него это фотографию, и он нам ее подарил, — смущаясь, добавляет она.


В этом году в Данилове и одноименном районе к 100-летию Юрия Любимова проходит театральный фестиваль «Любимовфест». Спектакли играются на уличных сценах и в произвольных пространствах. Основа фестиваля — театральная постановка воспоминаний Любимова «Рассказы старого трепача». А 13 сентября в город приедет старейший профессиональный театр страны — Ярославский академический театр драмы имени Волкова и столичный Театр на Таганке, который привезет, возможно, свою самую знаменитую программную постановку Любимова — «Добрый человек из Сезуана».


– Как сочетается музейная деятельность и театральный фестиваль? — пораженный бурлящей жизнью маленького здания в городе-пятнадцатитысячнике, спрашиваю я Дмитрия Андреева.

– Сперва районная газета захотела что-то сделать. Мы вместе подумали и решили привлечь местную власть, духовную и культурную элиту. С самого начала поняли, что сделаем фестиваль, даже если не будет денег. Потом три месяца ходили по кабинетам, объясняли, зачем Данилову и Ярославской области фестиваль в честь Любимова, и кто вообще такой Юрий Петрович. В итоге губернатор нас поддержал. Область дает пиар-поддержку, а районная и городская власть — деньги, — объясняет Андреев.


По словам сотрудников галереи, в Данилове вообще власть «ориентирована нормально, на культуру». Недавно выделила отдельное помещение для хранения фонда — 35 кв. м., что по местным меркам хорошо. К тому же приезжим чиновникам теперь в первую очередь показывают галерею, а не краеведческий музей, как было раньше.


Александр Петров и Евгения Барсукова-Сурикова



«Мы болеем своей работой»

Галерея, конечно, держится исключительно на сотрудниках. Их здесь четверо: директор Людмила Головкина, заведующая выставочным отделом Евгения Барсукова-Сурикова, заведующий мастерской Владимир Середа, заведующий салоном народного творчества Николай Верюжский.

Есть волонтеры и помощники, которые выросли здесь и помогают. Самый активный из них — Дмитрий Андреев.

Евгения все время улыбается, у нее мягкий голос — это обволакивает и очаровывает собеседника. Она работает в галерее около семи лет. Но единственная из всех сотрудников — не из Данилова. Родилась в Краснодарском крае, но большую часть жизни прожила в Салехарде, там же выучилась на художника-педагога в училище культуры и искусств. Затем переехала в Москву, где окончила факультет менеджмента в одном из ВУЗов. Работала дизайнером в компании, производившей товары для детского творчества. Прожила в столице пять лет, познакомилась с будущим мужем Владимиром Середой, уехала к нему в Данилов, и так и осталась здесь. И получила еще одно образование, на сей раз музеологическое.


– Здесь, в галерее, я поняла, что нахожусь на своем месте. У меня есть все возможности, чтобы общаться с художниками, узнавать новых людей. Каждый месяц приходится что-то новое изучать, — рассказывает она про себя. — Работаю практически с каждым посетителем, мне важно, чтобы зритель вернулся к нам снова. Я не просто люблю, но и болею всем этим. Это как служение. Мы как культурный магнит, хотим воспитать культурного зрителя. Нас даже называют «даниловской третьяковкой». Когда делаем выставку, то обязательно пишем программы и для детей, и для взрослых.

Главные трудности, по мнению Евгении, — финансы. Взрослый билет стоит 50 рублей, поэтому о заработках галерее говорить не приходится, сотрудники постоянно пытаются что-то придумать в существующих условиях.

– Ремонт к тому же нужен, — продолжает Евгения, опуская глаза на порванный линолеум.


«Ночь музеев»-2016. Акция «НЕСУсветная ночь».



«Детям интересно все, а взрослым уже ничем не помочь»

Директор Людмила Головкина возглавляет галерею уже 14 лет. По первому образованию она хореограф, по второму — художник-педагог. Заняла эту должность после того, как ушел предыдущий директор, а на его место никто особо не рвался: деньги платили маленькие.

– Сейчас сложно сказать, влияет ли галерея на город. Хорошо, если спустя несколько лет, кто-то из подросших детей скажет, что они что-то поняли благодаря галерее, что-то узнали, — размышляет Людмила. Она говорит тихо и размеренно, про себя и свои заслуги рассказывает с неохотой, зато с удовольствием хвалит других.

– Как здесь относятся к современному искусству? Его можно кому-то показать?

– Конечно. Дети очень хорошо воспринимают современное искусство, им все интересно. А взрослым уже ничем не помочь. У них сложился стереотип, свои представления и ожидания, они приходят за удовольствием. Хотят получить что-то конкретное, узнаваемое, понятное, как на фотографиях.

– Что посетители лучше воспринимают?

– То, что ближе к жизни. Не всегда на выставку высокого художественного уровня хорошо реагируют. В музеях (а мы?—?учреждение музейного типа) всегда больше привлекает историческая коллекция. Изобразительное искусство, к сожалению, непопулярно (особенно на уровне небольшого городка), к нему проявляют меньше внимания, если оно не несет развлекательной или утилитарной функции. Приходится как-то синтезировать с другими видами искусств. Для каждого можно найти что-то свое, поэтому стараемся показывать самое разное. Люди очень любят декоративное искусство, особенно когда даниловские художники выставляются. Им интересно посмотреть на знакомых, соседей.


Пленэр в Данилове


– С какими главными трудностями вы сталкиваетесь?

– Сейчас все чаще вспоминаю советское время, когда ругали бюрократию. Но та бюрократия в подметки не годится нынешней — электронному документообороту. Это настолько заглушило сознание и желание работать! Я почти не занимаюсь творческой работой сейчас, потому что все время обязана заполнять документы. Если и занимаюсь, то редко, это как отдушина. Я бы очень хотела, чтобы мы могли привозить и показывать все самое лучшее, чтобы у детей была возможность это увидеть.



«Семья — это мой дом и город»

Дмитрий Андреев помогает в галерее на добровольных началах, а все свободное время занимается краеведением и пытается популяризировать свой родной край. Он рассказывает о Данилове с жаром, страстно.

Дмитрий родился и до 16-ти лет прожил здесь, потом уехал учиться на юрфак в Ярославль. Понял, что заработать на реставрацию зданий в родном городе и образовательные проекты придется в Москве, и уже семь лет живет в столице, работает юристом по налогам.

Коллекционирую вещи, связанные с историей Данилова и Даниловского района: мебель, фотографии, документы, записываю воспоминания, оцифровываю семейные фотоархивы потомков горожан, администрирую краеведческий сайт «Даниловский край»,?—?объясняет Дмитрий.?—?Сейчас почти все вещи коллекции работают там, откуда они происходят. История коллекционирования началась после выкупа очень интересной мебели, которую московские потомки местных купцов Масаиновых собирались продать антикварам. Я выкупил ее, привез сюда, и она стала основой для создания купеческого зала. Также находил в гаражах и на помойках старинные столы и стулья из дворянских усадеб.

Он занимается краеведением уже без малого 20 лет, а сейчас ему?—?31. Началось все с изучения своей родословной и накопительства предметов, связанных с семьей.


Так как семья — это не только конкретные стены родного дома, но еще и район, город, то стало интересно окружение моих знакомых, друзей, дедушек, бабушек. Рамки краеведения расширились.


В прошлом году Дмитрий с коллегами из галереи провели исследование: остались сведения, что в 1914 году в Данилов эвакуировались несколько эстонцев и прожили здесь два года. Они сделали на пруду масштабную и красивую фигуру изо льда, сохранились фотографии. Через 100 лет Дмитрий разыскал в Эстонии родственников эвакуировавшихся, отправил им фотографии. А Владимир Середа на пруду повторил ледяную композицию. Почти 2000 жителей города помогали добывать и таскать лед.

Но основная деятельность Дмитрия — «Куклин угол». Это историко-рекреационный проект по восстановлению усадьбы Торопово и созданию вокруг нее точек активности.

Изучение истории, непрекращающийся поиск партнеров, предпринимателей, художников и фотографов, привели к тому, что Данилов в Ярославской области становится громкой и яркой культурной единицей.
Автор
Текст: Илья Панин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе