У дома Пастухова – новый хозяин

Сможет ли этот факт изменить, наконец, судьбу многострадального особняка?

Этот дом на углу улиц Собинова и Пушкина много лет после расселения простоял без хозяина. И вот недавно вокруг него появилось ограждение, а на днях ещё леса – верные приметы того, что там начались или вот-вот начнутся какие-то работы. Какие? Неужели лёд тронулся?


«Северный край» следит за судьбой этого дома едва ли не с самого начала его злоключений. Последние публикации («Без хозяина дом – сирота», 16 ноября 2010 года и «Дом Пастухова ищет хозяина», 8 декабря 2010 года) самые тревожные: тогда с фасадов толстыми пластами начала отваливаться штукатурка и стало ясно – дело совсем плохо.

Один из самых замечательных ярославских памятников, главные красоты которого, к сожалению, скрыты от глаз, имеет не до конца прояснённую историю. Начало её специалисты относят к концу XVIII – второй половине XIX века. Кем построен, неизвестно. По документам, найденным историком Н. С. Землянской, с 1874 года он принадлежал потомственным почётным гражданам Ярославля купцам Александру Матвеевичу и Петру Матвеевичу Пастуховым. В 1877 году особняк по-прежнему во владении Пастуховых, в нём «странноприимный дом». Собственностью нескольких поколений Пастуховых он оставался до 1909 года, потом перешёл в другие руки, но в памяти жителей так и остался пастуховским. В советское время здание превратилось в коммуналку, и только благородные пропорции и лепнина на фасадах продолжали напоминать о том, что дом-то непростой.

После расселения он находился в муниципальной соб­ственности, но после того, как в 1990-х годах внутри были обнаружены уникальные росписи и остатки богатейшего декора, стало ясно, что восстановить памятник такого уровня городу явно не под силу. В 2005 году особняк был передан в областную казну и поступил в ведение департамента культуры: предполагалось перевести сюда комитет историко-культурного наследия, был вариант разместить в нём фонд редкой книги областной библиотеки. В доме появились строители, потом реставраторы, взялись за дело, но ни то ни другое не сбылось. Хронически не хватало денег, на какое-то время дом был закреплён за другими департаментами в надежде, что им удастся изыскать необходимые средства, но и им их найти не удалось. В конце концов дом был включён в план приватизации и запущена процедура его продажи. В результате новым собственником стал рыбинский предприниматель Александр Дворсон.

Вступая в права, он в соответствии с законом подписал охранные обязательства по сохранению, восстановлению и поддержанию дома-памятника и, как можно убедиться, начал эти обязательства сейчас реализовывать. Со дня на день здесь приступят к первоочередным противоаварийным работам со стороны двора. Готовится, вернее, обновляется ранее подготовленная документация: главный архитектор проекта Елена Богородицкая ещё и ещё раз уточняет каждую строчку, за время простоя многое могло измениться.

По просьбе корреспондента «Северного края» Елена Александровна рассказала о проекте. Первое и самое важное: проект, по её словам, не предполагает каких-либо изменений в облике здания. Никаких мансардных этажей или других сооружений на крыше, никаких новых пристроек во дворе. Единственное, что придётся сделать практически заново, – ворота со стороны улицы Собинова, от которых почти ничего не осталось.

К началу 2000 года была проведена большая научно-исследовательская работа по обнаруженной здесь живописи. Она составила объёмистый том, который нашёл своё место в департаменте культуры.

– Мало где сохранилась живопись такого уровня и в таком объёме. Другого такого примера в Ярославле я лично не знаю. Что-то, может быть, есть в другом пастуховском доме, где сейчас поликлиника, но там всё замазано, даже лепнина. Так что такого раскрытого богатства мы больше нигде не найдём.

История реставрации этого дома насчитывает уже пятнадцать лет, Елена Богородицкая фактически её начинала, сделала по заданию департамента культуры первые чертежи в 1996 году, потом была подготовлена более углублённая документация – с учётом инженерных сетей. Затем всё прервалось. Сейчас наступил третий этап, когда реставрацией занялся частный инвестор. Частная инициатива в реставрации ярославских памятников – не новость, но до сих пор этим занимались только компании. Пример, когда за это взялось частное лицо, по данным Богородицкой, первый.

Планируется, что в доме будут офисные помещения. Первоначальная планировка его практически не изменится. Сохраняется вся входная группа, великолепная парадная лестница, печи – всё это было выполнено изначально на очень хорошем уровне и станет основой обновлённых интерьеров. Серьёзного внимания потребует реставрация печей: заказчик хочет, чтобы они были функциональными, то есть не просто украшали помещения, но и грели.

Несмотря на то, что дом на простое так долго, работы, выполненные столярами-плотниками и художниками-реставраторами в прошлые годы, специалисты и сегодня оценивают высоко. Были заменены перекрытия, сделана новая крыша, спасён провисший и готовый рухнуть в любую минуту потолок парадного зала. Раскрыта и закреплена живопись. Частично восстановлена лепнина. Таким образом, вчерне сделаны едва ли не все капитальные работы.

На очереди – много чего. Особую тревогу автора проекта вызывает пристройка, которая находится в аварийном состоянии. Тем более, что в ней сохранились фасады XVIII века. Но все они, по словам Богородицкой, будут обязательно сохранены.

– Я надеюсь, всё здесь в результате будет собрано во­едино. Это редкий объект, где реставраторы смогут работать по всем правилам: отделочники, лепщики и другие узкие специалисты, а не «мастера» широкого профиля, как это нередко бывает. Сейчас мы в начале пути, пока нас ничего не сдерживает.

Думаю, что и читателям «Северного края», и всем ярославцам хочется на это надеяться. Однако при ближайшем рассмотрении у нового домовладельца не всё, оказывается, так гладко.

Средства на реставрацию собственник намерен получать от сдачи помещений этого дома в аренду. Полного комплекта арендаторов до сих пор нет, приём заявок продолжается, а деньги нужны уже сегодня. И завтра, и послезавтра – каждый день, только тогда всё намеченное будет реализовано. Иначе под угрозой весь бизнес-план. Уже сейчас Дворсон вынужден искать подрядчиков, которые возьмут подешевле. А это ставит под угрозу если не качество, то уровень реставрационных работ.

И это ещё не всё. Впереди зима, а проблема отопления дома до сих пор не решена. При том, что теплоузел смонтирован ещё во времена коммуналок на самом видном месте, у самого порога, он предназначен не для этого дома, а почему-то... для двух соседних. Есть и «нормальные» теплоузлы – их нужно переподключить, а торчащий у порога размонтировать. С июня Дворсон пишет об этом письма в ТГК, управляющую компанию, далее везде – пока безуспешно, его футболят от одного к другому. Не дай Бог, если он увязнет в этой бюрократической тягомотине – ещё одной зимы без отопления дом может просто не выдержать!

– Это действительно неприятная бюрократическая процедура, – соглашается председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов, но её надо пройти. Нечто подобное проходят все.

Тем не менее дела на многострадальном доме всё-таки сдвинулись с мёртвой точки. Александр Дворсон перечисляет: сделан водопровод (времянка), канализация, начали приводить в порядок дворовый фасад. Одна из причин тяжёлого состояния дома – подсосы влаги из почвы. В охранных обязательствах, которые он взял на себя, – укрепление страдающих от этого фундаментов. Уже закуплен специальный инструмент и скрепляющая жидкость, не сегодня-завтра в фундаменты дома Пастухова начнут делать противокапиллярные инъекции.

Хочется верить, что лёд всё-таки тронулся. Хотя на фоне всего пережитого этим домом, как говорится, и верится, и не верится.


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе