Тайна убитого монаха

В Ярославском храме Петра и Павла на месте, где на заре советской власти был убит священник, появилось кровавое пятно. Произошло это несколько лет назад. С тех пор оно значительно выросло в размерах и приобрело контуры человеческого тела. Что это - чудо, явление природного характера или творение рук человеческих? Журналист «Юности» попытался выяснить это…

Страшная легенда

«Да, действительно, кровь проступила в переходе между первым и вторым этажами», - подтвердили несколько прихожан. Причем, по рассказам верующих, от пятна исходит удивительно приятный запах. «И что, это на самом деле кровь?» - поинтересовались мы у женщины, которая сама видела это чудо. «А что же еще? - вопросом на вопрос отвечает она. - Ведь раньше его и в помине не было, чистый пол…»
Батюшка, отец Антоний, встретил нас приветливо и без лишних слов выделил сопровождающего - мол, сходите, посмотрите, почему бы и нет. Поднимаемся вверх по каменной лестнице. Наш «гид», Алексей Валентинович, по пути рассказал легенду, с которой верующие связывают появление кровавого пятна. В двадцатые годы служил в храме священник Михаил Невский. Приход был небольшой, но постоянный. Однако вскоре антицерковная политика государства ужесточилась, и власти все чаще стали говорить о том, что Петропавловский собор следует закрыть. Батюшка, естественно, был против, и его решили «убедить» силой. В 1929 году группа вооруженных людей ворвалась в храм и принялась избивать священника, требуя у него отречься от Христа и прекратить богослужения. Дело происходило на площадке между первым и вторым этажами церкви. Отца Михаила ударами повалили на пол, а потом долго избивали ногами и рукоятками наганов. Затем кто-то выстрелил… Куда делось окровавленное тело - неизвестно, но отсутствие священника и стало формальным предлогом, чтобы по решению Ярославского губисполкома закрыть храм.

Место поминовения

Вот на том самом месте, где избивали священника, и стало несколько лет назад происходить что-то странное. Сначала проявилось небольшое розовое пятнышко, на которое почти никто не обратил внимания. Думали, что это след от ржавой воды. Пятно пытались смыть, соскрести - все безуспешно. Со временем оно стало темнеть и увеличиваться в размерах. Вскоре люди заметили - пятно как будто наливается кровью… Кто-то принял это за дурной знак, кто-то же начал искать объяснение необычному явлению. А вскоре 94-летний местный житель Владимир Андреевич Нечаев рассказал, что именно здесь и случилась та давняя расправа над отцом Михаилом…
Подтверждением стало само кровавое пятно, которое постепенно принимало контуры распростертого человеческого тела. Сегодня уже четко видны границы: если встать у окна, то можно различить голову, плечи, грудную клетку, руки, ноги - как будто здесь действительно лежал окровавленный человек. Прихожане храма Петра и Павла поставили рядом икону, зажгли свечи. Многие после богослужений приходят сюда поклониться памяти священника.
Верующие начали прикладываться к пятну, вокруг поставили свечи.
- Я свидетель, могу подтвердить - раньше здесь не было этого пятна, - говорит прихожанин Алексей Валентинович.
Конечно, мы тщательно рассмотрели пятно и можем подтвердить: оно действительно напоминает появляющийся скелет человека. Кровавое ли оно - сказать сложно. Во всяком случае цвет соответствует запекшейся крови, краску такую подобрать было бы сложно. Оно не стирается. А еще возникает такое ощущение, что пятно уже кто-то пробовал скрести…
- Я делал соскоб и отправлял его на анализ, только это было очень давно, еще при архиепископе Михее, - рассказывает отец Антоний. - О результатах мне до сих пор ничего не известно.
К сожалению, история Петропавловского собора до сих пор остается недостаточно изученной. В епархии и областном архиве практически нет ни планов перестройки самого здания, ни документов, что именно здесь тогда происходило. Отсутствует подробная информация и об игумене Михаиле, отдавшем жизнь за веру. Остается надеяться, что произойдет еще одно чудо, и вслед за кровью, появившейся на полу храма, историки обнаружат подробные данные и о настоятеле, погибшем от неправедных рук.

Чтоб вы знали

«Несмываемые» пятна крови на месте убиенных священнослужителей - явление редкое, но известное.
•  В 1305 году, например, мусульмане ворвались в православный монастырь Святого Креста на окраине Иерусалима и устроили там массовую резню монахов. С тех пор на мозаичном полу местного храма то и дело проступают бурые следы крови погибших.
Во время Великой французской революции подвергся разгрому кармелитский монастырь близ Парижа. Толпа убила в его часовне сразу 80 священников. А затем почти два века пол был покрыт несмываемыми пятнами их крови.
•  В 1918 году большевики организовали бойню прямо во дворе Белогорского Свято-Николаевского монастыря под Пермью. С тех пор на камнях там видна кровь монахов. Причем чем больше проходит времени, тем она ярче…
Три века назад владелец Ярославской Большой мануфактуры Иван Затрапезнов разбил роскошный «голландский» парк и решил построить в нем храм. Да не простой, а напоминающий Петропавловский собор северной столицы, архитектором которого был Доменико Трезини. Через несколько лет на берегу пруда уже высился огромный по размерам собор с тремя ярусами окон и пышным декором, с высокой колокольней, завершающейся шпилем… Официально он считался фабричным, но по виду и роскоши убранства напоминал, скорее, кафедральный. Легенда гласит, что на открытии храма присутствовал сам Петр Первый, а по раскинувшимся рядом прудам плавала на лодке Екатерина Великая.

Возвращение святого

Весной 1929-го газета «Северный рабочий» сообщала: «В пасхальные дни комсомольцы «Перекопа» устроили субботник по очистке церкви Петра и Павла от ненужного хлама. Скоро начнутся работы по переделке церкви под клуб. В нижнем этаже здания будут помещаться пионерский клуб, школа кройки и шитья. Вверху - театр и кино. Помещение будет отделано к осени». Видимо, как раз в это время из храма исчезло уникальное надгробие могилы Ивана Затрапезнова и сгинули две огромные каменные фигуры апостолов. Что новые «хозяева» ликвидировать не смогли - то они изуродовали. Именно так произошло с лепным ангелом на потолке, у которого отбили обе изящные руки и на их место приладили новые, мускулистые, рабоче-крестьянские…
В войну храм использовался для содержания немецких военнопленных. Потом вновь стал чем-то вроде дома культуры. После перестройки в нем открыли универсальную товарно-сырьевую биржу. Бизнесмены клялись, что уж теперь-то отремонтируют собор и вычистят окружающие его пруды, но оставили после себя только мусор…
Именно в таком виде собор и вернулся девять лет назад к законному владельцу - православной общине. Чтобы начать богослужения, та собирала имущество, что называется, с миру по нитке. Люстры подарила Валентина Терешкова, икону святых покровителей храма - Петра и Павла - принесла сюда местная старушка. «Церковь является памятником истории и культуры федерального значения, - говорит настоятель отец Антоний. - Однако средств на ремонт из бюджета до сих пор выделяется крайне мало».
Зато вместе с первыми службами начались чудеса. Сперва через толстый слой штукатурки стали проступать сохранившиеся на стенах лики святых. Потом замироточила икона святого Василия Великого. И наконец, однажды на площадке между первым и вторым этажами собора появилось бурое пятно...

«Юность» № 07
8 февраля 2006 г.

Поделиться
Комментировать