Единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютнеей» вернулась в Эрмитаж

9 ноября 2017 в Эрмитаже, после двухлетней реставрации была представлена самая «музыкальная» картина главного музея страны – «Лютнист» Караваджо.




Живопись Караваджо, одного из величайших европейских художников XVII в., подчинена прежде всего стремлению убедительно передать материальность окружающего мира.

 «Юноша с лютней» – раннее произведение, но в нем уже в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера. Фигура молодого человека, одетого в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость. Караваджо увлекает неповторимость окружающего мира; чертами индивидуальности наделено не только лицо юноши, но и предметы натюрморта.
На полотне изображены ноты басовой партии  мадригала Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта) «Вы знаете, что я  люблю вас».

Этот фламандский композитор долгое время жил в Италии, где написал значительную часть своих сочинений. Основная заслуга Аркадельта — развитие и внедрение в итальянскую музыкальную культуру XVI века мадригалов, которые композитор писал на стихи Петрарки, Якопо Саннадзаро и Филиппо Строцци.

О невероятной популярности композитора в Италии свидетельствует то, что его первый сборник мадригалов, изданный в Венеции в 1539, переиздавался более 50 раз. Так что неудивительно, что мадригал из этого сборника Voi sapete ch’io vi amo попал на картину Караваджо.

До передачи картины в Эрмитаж, в XVIII веке, полотно дважды пытались «подправлять» и, тем самым,  изображение было во многом искажено. Так, почти на 2 сантиметра сместилась тень над головой лютниста, и даже — поменялась его прическа. Под угрозой оказались и самые уязвимые детали картины — ноты. Ещё одна серьезная проблема — пожелтевшие слои лака, из-за которых сильно изменился внешний вид картины. Многие детали уже невозможно было разглядеть, изображение утратило блики.  Специалисты Эрмитажа очистили полотно от нескольких слоев лака  и удалили все правки, сделанные при предыдущих реставрациях— картина сейчас выглядит в точности, как и задумывал ее автор.  К слову, восстановленное полотно вернут на историческое место — в малые итальянские просветы. Широкой публике его представят 8 декабря, в Дни Эрмитажа.
.
Однако, все эти детали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в своем вступительном слове сознательно опустил, сохранив интригу до самого момента открытия картины, не сообщая впрямую, какое конкретно произведение искусства сокрыто под драпировкой.

Загадка стала постепенно решаться лишь в тот момент, когда после выступления Пиотровского мадригал Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo стал исполнять Российский ансамбль старинной музыки, и его солистка, лауреат Конкурса им. Чайковского Виктория Евтодьева. Именно под звуки этого произведения директор Эрмитажа открыл картину для всеобщего обозрения.

После открытия картины, прозвучали слова руководителя компании, спонсировавшей реставрацию, Пола Роулинсона («Бейкер и Маккензи») и художника-реставратора Виктора Коробова.

Завершило торжественную часть выступление известного голландского лютниста и композитора Джозефа ван Виссема, который исполнил свое произведение, написанное под впечатлением одного из мадригалов Аркадельта.

Вечер продолжило полноформатное выступление Российского ансамбля старинной музыки и Владимира Шуляковского, представившего программу «Музыка эпохи Караваджо», в которой прозвучали сочинения Я. Аркадельта, С. Росси, Д. Чима, Д. Буонаменте.

Автор
"КЭ" по материалам прессы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе