Иконопись Ярославля в XIII веке

Впервые летописи сообщают о развитии культуры в Ярославле под 1212 годом. С этого времени город на Волге, основанный еще в начале XI века князем Ярославом Мудрым, прочно утверждается на политической карте Северо-Восточной Руси. На протяжении последующих столетий Ярославль пережил многое, но век от века положение его становилось весомее, ярче расцветало искусство.

В истории культуры средневекового Ярославля отчетливо прослеживаются три значительных периода подъема. Первый из них относится ко времени существования удельного Ярославского княжества (1212–1220 и 1314–1330 годы), когда церковное строительство в городе предпринималось преимущественно по воле князей и высшего духовенства. Второй период охватывает XVI столетие. В это время город превращается в крупнейший центр торговли, стоящий на пути из Москвы к Белому морю, а по Волге — к странам Востока. Возникает местная школа живописи. Поистине "золотым веком" в истории города было XVII столетие. Начиная с середины века в Ярославле быстро растет численность населения, ярославское купечество становится могущественной силой в финансовой жизни государства. На деньги посадских людей строится много церквей. Памятники архитектуры этого времени с их замечательными стенными росписями принесли Ярославлю славу "русской Флоренции", были признаны выдающимися произведениями национального искусства. Среди разнообразных созданий художественной культуры средневекового Ярославля особое место принадлежит иконописи. В истории искусства Древней Руси ярославские иконы занимают столь же видное место, как и творения иконописцев Новгорода, Пскова, Москвы. До нас дошли произведения ярославских мастеров начала XIII века, известны работы XIV века, а по количеству сохранившихся памятников живописи XVI и XVII веков ярославская школа иконописи не уступает другим древнерусским художественным школам.

        Возвышением в начале XIII века Ярославль обязан старшему сыну Всеволода Большое Гнездо — князю Константину. Современники называли его Мудрым, а Лаврентьевская летопись именует вслед за Ярославом Мудрым и Андреем Боголюбским "вторым Соломоном". Столь лестных прозвищ Константин удостоился за строительство многих "прекрасных Божиих церквей" и свои знания. Он владел несколькими языками, был страстным книголюбом и тонким ценителем искусства. По уверениям летописцев, Константин любил книги "паче всякого имения" и собирал, "не щадя состояния". В его библиотеке только греческих рукописей насчитывалось больше тысячи. При дворе князя почетом пользовались "ученые мужи", занимавшиеся переводами с иноязычных текстов, а сам он трудился над составлением свода русской истории. В жизненных делах Константин старался следовать примеру князя Ярослава Мудрого, построившего в Киеве Софийский собор и открывшего при нем училище, основавшего на Волге город Ярославль. Способствуя возвышению Ярославля, Константин выступал прямым последователем дел Ярослава Мудрого.

        Посланный отцом в 1207 году княжить в Ростов Великий, Константин стал с 1212 года держать в Ярославле второй двор, основал там при Спасском монастыре первое на северо-востоке Руси училище. В 1214 году училище перевели в Ростов, но "на княжем дворе" Ярославля в 1215 году начали строить первый в городе каменный храм. В 1216 году заложили каменный собор и в Спасском монастыре. В 1218 году Константин сделал Ярославль столицей нового княжеского удела, который передал своему второму сыну, Всеволоду, оставляя ему в наследство "Угличе поле, Мологу и страны Заволгские до Кубенского озера". В том же году при еще не достроенном соборе Спасского монастыря возвели в память об образовании нового княжества небольшую каменную Входоиерусалимскую церковь.

        В 1216 году Константин одержал победу над братом Юрием в битве на реке Липице и стал великим князем Владимирским. В память об этом событии в Ярославле на берегу Которосли соорудили деревянную соборную церковь во имя Михаила Архангела. Архистратигу небесных сил тогда же посвятили и монастырь, возникший еще в 1212 году в далеком Устюге-городе, основанном Константином на севере Ростовского удела.

        При жизни Константина (он умер 2 февраля 1219 года) был построен или близок к завершению лишь собор "на княжем дворе", возведены в Ярославле многие деревянные церкви, среди которых выделялась соборная во имя Михаила Архангела. Первый каменный храм, по княжеской традиции, назвали Успенским, и его освящение торжественно справил в 1219 году ростовский епископ Кирилл — близкий Константину человек и тоже известный библиофил. По великолепию собор "на княжем дворе" новой удельной столицы не уступал княжеским соборам во Владимире, Суздале и Ростове. Строили его из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол в храме выстлали разноцветными майоликовыми плитками, а двери украсили золоченой медью. Несомненно, что к моменту освящения собор имел всю необходимую утварь и иконы, исполнение которых заранее поручили лучшим мастерам Владимирской земли.

        Прославляя Константина — строителя многих церквей, летописцы указывают, что он щедро одаривал храмы, "въображая чюдными въображении святых икон, исполняя книгами и всякыми украшении". Среди ранних икон, обнаруженных в Ярославле, некоторые определенно должны быть признаны выполненными по заказу Константина. Одни из них написаны художниками придворной мастерской в Ростове или Ярославле, другие — в великокняжеской мастерской во Владимире. 1 Головщиков К. Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889, с. 48–50.


К работам ростовских или ярославских художников принадлежит храмовый образ соборной церкви во имя Михаила Архангела, хранящийся теперь в Третьяковской галерее (илл. 1, 2). Обычно его датируют 1300 годом, приводя для этого в качестве аргумента известие источника XVI века о строительстве церкви на Которосли женой князя Федора Ростиславича Черного — княгиней Анной. Но Анна не строила, а только возобновила пришедшую в ветхое состояние церковь, поставленную в 1216 году князем Константином 1.

        Предводитель небесного воинства, страж града и защитник обиженных (а Константин был, вопреки закону "Русской правды" о праве старшего сына, лишен отцом великого княжения Владимирского) изображен на иконе триумфатором. Он облачен в императорские одежды — длинный дивитисий и киноварный плащ победителя, препоясан на плечах и груди широким лором, лента которого обильно украшена самоцветами и прядями жемчуга. В правой руке архангел держит красное мерило с эмалевым навершием, а в левой — зерцало с образом Христа Еммануила (от этой фигуры сохранился лишь контур). Крылья Михаила горделиво расправлены, его лицо озарено отсветами победного пламени. Большой золотой нимб у головы архангела декорирован орнаментом: крестами в кругах, наколотыми по левкасу. Первоначально фигура крылатого воина четко выделялась на белом фоне средней части иконы, отделенной от полей широкой киноварной полосой.

        Характерными приемами письма, трактовкой образа, колоритом икона близка известным памятникам живописи Северо-Восточной Руси первой половины XIII века. В строе фигуры архангела, в ее красочных одеждах есть общее с изображением князя на миниатюре из Евангелия Учительного и архангелами, изображенными на заставке в книге Апостол 1220 года (обе рукописи хранятся в Государственном Историческом музее и происходят, как предполагают, из библиотеки ростовского епископа Кирилла). Рисунок лика архангела имеет в своих чертах определенное сходство с рисунком черт лица неизвестного святого в росписи, выполненной в 1230–1233 годах ростовскими мастерами в Рождественском соборе в Суздале. 

 Мемориальная икона ярославской соборной церкви создавалась одновременно с другой — "Собор архангелов" (хранится в Государственном Русском музее) (илл. I), которую послали в храм устюжского монастыря. Обе иконы написаны недорогими, в основном, по всей вероятности, местными по происхождению красками: красно-коричневой, сине-зеленой, охрой, белой. Эти колера часто встречаются на ярославских и ростовских иконах в качестве главных цветов палитры. Дорогие золото и киноварь использованы экономно, но и в количестве вполне достаточном, чтобы придать каждой иконе внешность произведения пышного, достойного служить знаком княжеской щедрости. Изображения архангелов, несущих зерцало с ликом Еммануила, должны были напоминать о славе князя Константина. Они являли взорам людей образ Христа — символ победы, Воскресения, обновления и Премудрости, закрывали этим "непреоборимым щитом" молодые города Ярославль и Устюг от посягательства злых сил. 

          По колориту и манере письма близка иконам с архангелами, подаренным Константином в 1216 году в храмы Ярославля и Устюга, найденная летом 1966 года экспедицией Третьяковской галереи в селе Новое, Пошехонского района, Ярославской области, икона "Спас Нерукотворный" (илл. 3). Такие иконы со времен Андрея Боголюбского почитались во Владимирской Руси княжескими боевыми штандартами. Их выносили на поле битвы впереди войска. На верхних концах боковых сторон у доски иконы из села Новое имеются круглые отверстия. По-видимому, ее также носили, укрепляя на шесте с развилком, как хоругвь. В далекое село икона, вероятно, попала в конце XIV либо в XV веке, когда Ярославское княжество распалось на множество мелких вотчин в результате традиционного наделения каждого отпрыска-мужчины княжеского рода собственным клочком земли 2.

        Икона из села Новое привлекает необыкновенной насыщенностью красок, взятых в резких, усиливающих звучание каждого тона соотношениях. По колориту это, пожалуй, самое яркое и радостное произведение среди ранних ярославских икон. Большой лик Христа наделен идеально правильными чертами, написан пластично, с тонким пониманием формы. Озаренное румянцем бледно-желтое лицо Спаса оттеняется густой шапкой коричневых волос, пряди которых прорисованы четкими черными и менее заметными голубыми линиями. Оно окружено ровным кругом нимба, старательно вписанного на плоскость яркого желтого плата. Все линии нимба, контуры и узор плата в виде складок обозначены киноварью. Поля иконы раскрашены желтой краской, а фон средника прокрыт синевато-зеленым цветом. Но все эти контрастные друг другу сочетания красок не выглядят грубыми, кричащими. Как и на образе "Архангела Михаила", доминирующим в колорите иконы "Спаса" стал победный цвет киновари. Она мягко рдеет на щеках Христа, еле заметными штрихами красного цвета тронут его лоб. В полную силу цвет киновари звучит на фоне желтого плата, им обозначены границы средней части иконы. Поскольку красный цвет символизировал победу, а по манере письма и подбору красок образ "Спаса", как уже отмечалось выше, обнаруживает сходство с памятными иконами архангелов, то можно предполагать что и он также был выполнен по заказу князя Константина в память о победе в 1216 году.

        В мастерских при княжеском дворе в Ростове и Ярославле художникам приходилось часто иллюстрировать книги, переписанные на пергамене. Здесь были выполнены миниатюры для роскошных книг, принадлежавших в свое время ростовскому епископу Кириллу. Среди них выделяется Апостол 1220 года, миниатюры которого могут служить эталоном для определения даты миниатюр, содержащихся в другой рукописи — Евангелии из Спасского монастыря (Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник).

        Спасский монастырь хранил в своих стенах немало прекрасных произведений искусства. Стараниями князя Константина и епископов Пахомия и Кирилла уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг. С первых лет существования Ярославского княжества монастырь был крупнейшим культурным центром нового удела. Эта роль сохранялась за ним и впоследствии. 


        Евангелие Спасского монастыря украшено двумя прекрасными миниатюрами. На одной из них изображены евангелисты Марк и Лука (илл. 4), на другой — евангелист Матфей. Первый лист по композиции интереснее второго. Евангелисты представлены сидящими друг против друга за высокими пюпитрами на фоне стилизованных палат и кивория, между столбами которого повешены яркие занавеси. Фигурам евангелистов приданы изящные, несколько удлиненные пропорции. Лики евангелистов написаны в свободной живописной манере, их формы выявлены сочными мазками высветлений. Так же свободно написаны складки одежд. В колорите обеих композиций преобладают нежные оттенки голубого, розового и светло-зеленого цветов, гармонично сопоставленные с яркой киноварью, коричневым и золотистой охрой. По технике исполнения и рисунку фигур миниатюры Спасского Евангелия близки листу с изображением Петра и Павла в Апостоле 1220 года. Вероятно, они были выполнены теми же мастерами.

       

 Оригинал метариала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе