Модильяни, Сутин, Утрилло и другие легенды Монпарнаса на уникальной выставке в Музее Фаберже



Мне нравится6   1660  16  0  19
На выставке «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» будут представлены работы ведущих художников Парижской школы первой трети XX века из коллекции, собранной их современником и покровителем Йонасом Неттером. Экспозиция в Музее Фаберже (Санкт-Петербург) откроется 25 ноября 2017 года.




Всего на выставке в Музее Фаберже будет представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера: живопись Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных мастеров Монпарнаса.

Куратор выставки — Марк Рестеллини, историк искусства, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Амедео Модильяни.



Эльвира. Портрет девушки с белом воротничком
Амедео Модильяни
1918, 92×65 см

Квартал Монпарнас был центром артистической, интеллектуальной и светской жизни Парижа. Его неповторимая атмосфера родилась незадолго до начала Первой мировой и оставалась таковой вплоть до начала Второй мировой войны. Для художников и поэтов, желавших приобщиться к последним веяниям в искусстве, Монпарнас был настоящим местом паломничества: в 1910-х годах завсегдатаями его многочисленных кафе были все лидеры и идеологи европейского модернизма.



Портрет Хаима Сутина
Амедео Модильяни
1916, 100×65 см

Окончание Первой мировой войны вызвало экономический подъем, вслед за которым искусство стало еще более востребованным и популярным. На Монпарнасе процветает свободная жизнь, свободная любовь и свободное искусство. Как писал живописец и скульптор Фернан Леже, человек тех лет «наконец поднимает голову, открывает глаза, смотрит перед собой, стряхивает напряжение, вновь обретает вкус к жизни, нетерпеливо жаждет танцевать, тратить деньги, шагать в полный рост, кричать, вопить, транжирить».


«Улей» времен Модильяни. 1918 год.

«Здание, похожее на пчелиные соты, появилось в тупике Данциг на юго-западной окраине Парижа благодаря скульптору Альфреду Буше и архитектору Густаву Эйфелю. Последний в 1900 году сконструировал павильон-ротонду для Всемирной выставки в Париже. А Буше купил ее, перенес на Монпарнас и превратил в жилой комплекс для художников и литераторов. В 1902 году „Улей“ открыл двери для первых жильцов. Плата за проживание была мизерной… а за символические 60 сантимов можно было подкрепиться горячим бульоном, хлебом и мясом, выпить кофе и провести вечер за увлекательной беседой с единомышленниками. Во время жизни в „Улье“ Модильяни стал настоящей знаменитостью Монпарнаса благодаря своей страсти к кутежам. Но при этом он умудрялся много работать…»



Портрет Жанны Эбютерн
Амедео Модильяни
1918, 46×29 см

Не всем художникам тех лет везло: молодежь, в том числе Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Морис Утрилло, жили очень бедно и экономили каждый франк; Модильяни, например, порой рассчитывался своими картинами за обед или бутылку вина. Их работы, слишком странные для принятия широкой публикой, практически не покупались. Огромную роль в судьбе монпарнасской молодежи сыграл первый постоянный покупатель их работ, предприниматель и любитель искусства Йонас Неттер.


Йонас Неттер (Jonas Netter) (1868−1946) родился в исторической столице Эльзаса — Страсбурге, в еврейской семье состоятельного промышленника. В возрасте шести лет вместе с отцом он переезжает в Париж. Поддерживая семейные традиции, Неттер всю жизнь занимался продажами товаров крупных именитых производителей. Будучи успешным торговым агентом, Неттер очень любил музыку и сам превосходно играл на фортепьяно. А к 43 годам в нем проснулся интерес к изобразительному искусству. Первой его поразила картина Мориса Утрилло, которую он увидел в парижской префектуре полиции, зайдя туда по своим делам.



На фото: Йонас Неттер. 1910 г.

Префект Леон Замарон, сам любитель живописи, познакомил Неттера с Леопольдом Зборовски. Этот несостоявшийся художник польского происхождения по настоянию своей жены переквалифицировался в дилера и весьма преуспел. Так родилось многолетнее сотрудничество, результатом которого стала коллекция картин художников Парижской школы, собранная Неттером.



Портрет Леопольда Зборовского
Амедео Модильяни
1918, 46×27 см

Ежемесячно Неттер оплачивал содержание, материалы и ателье нескольких художников, в числе которых были Модильяни, Сутин, Кислинг, Дерен. Деньги художникам передавались через Зборовски; взамен Неттер получил возможность выбирать наиболее понравившиеся ему работы, а также поступать с ними по своему усмотрению. Сотрудничество Неттера и Зборовски началось в 1915 году; тогда Модильяни выделалось 300 франков в месяц. Два года спустя сумма выросла до 500 франков, а в 1919 году финансовые отношения были подкреплены официальным контрактом.
За 1000 франков в месяц Модильяни должен был отдавать все свои картины Неттеру, а в контракте указывалось и количество — от 12 до 14 штук.



Девочка в голубом платье
Амедео Модильяни
1918, 116×73 см



Амедео Модильяни. Портрет сидящей Жанны Эбютерн в профиль (в темной одежде) 1918

Шедеврами коллекции Неттера являются пронзительные и утонченные портреты, созданные Амедео Модильяни в последние годы его недолгой жизни. Среди них два портрета его музы — Жанны Эбютерн.
Художник познакомился с ней в конце 1916 года. Жанне было 18 лет, она была студенткой частной художественной школы. Несмотря на недовольство родителей и пагубные пристрастия Модильяни, Жанна вскоре стала жить с художником и родила ему дочь. Модильяни создал более 20 портретов Жанны. История их любви, запечатленная в созданных им портретах, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века. Жанна разделила с Моди все невзгоды и покончила с собой на следующий день после его смерти 24 января 1920 года.

Аналогичные соглашения у Неттера и Зборовского существовали с Сутиным и Утрилло. Увлечение Неттера их творчеством, равно как и работами Моисея Кислинга, Сюзанны Валадон, Андре Дерена и других мастеров, способствовало возникновению спроса на художников Парижской школы и сформировало новый сегмент арт-рынка. Партнеры стали прилично зарабатывать, но самые интересные, на взгляд Неттера, картины он оставлял для личной коллекции.



Автопортрет у занавеса
Хаим Соломонович Сутин
1917, 72.5×53.5 см

Подобно своему другу Модильяни, Сутин жил и творил в бедности и был известен как человек неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав оригинальную разновидность экспрессионизма. В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин: портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи.



Безумная (Полетт Журден)
Хаим Соломонович Сутин
1919, 87×65.1 см

Вообще-то Зборовски и Сутин недолюбливали друг друга; однако Неттер настаивал на заключении контракта, и в 1919 году художник его подписал. За все время сотрудничества Неттер приобрел через Зборовски порядка 120 работ Сутина. Здесь стоит отметить, что эльзасец разглядел талант Сутина значительно раньше американца Альберта Барнса, который заинтересовался его творчеством только три года спустя.



Маленькая девочка в розовом платье
Хаим Соломонович Сутин
1928, 92.1×60 см



Рыба
Хаим Соломонович Сутин
1917, 45.1×64 см

Что же касается деятельности Неттера, кто-то видит в его мотивах лишь жажду наживы. Однако Неттера, скорее, можно назвать расчетливым инвестором. Известно, что весной 1918 года коллекционер выделил художникам солидную сумму в две тысячи франков, благодаря которой они могли с семьями переехать на Лазурный берег, в Кань-сюр-Мер, избежав артобстрелов Парижа германскими войсками. Взамен Неттер получил 20 картин Модильяни.



Красная лестница в Кань
Хаим Соломонович Сутин
1918, 61.6×46.5 см



Большие купальщицы
Андре Дерен

Живопись Мориса Утрилло представлена в коллекции целой серией пейзажей, относящихся к лучшему — «белому» — периоду его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери — художницы, а в молодости любимой натурщицы Ренуара и Тулуз-Лотрека — Сюзанны Валадон, чьи работы также будут представлены на выставке. Утрилло стал мастером монохромных, отличающихся изысканным чувством тона городских пейзажей, передающих ощущение одиночества и меланхолии.


Ворота Сен-Мартен
Морис Утрилло
1908, 64×92 см



Церковная площадь в Монманьи

Морис Утрилло

Яркий контраст эфемерным работам Утрилло создают насыщенные по цвету картины Моисея Кислинга, среди которых — портрет самого коллекционера Йонаса Неттера. Последний с Кислингом дружил, что неудивительно: Кислинг был истинной душой Монпарнаса, человеком, излучавшим, по свидетельству современника, «энергию, в которой смешивались жизненность, любовь, сексуальность и творчество».



Мужской портрет (Йонас Неттер)
Моисей Кислинг
1920
Сотрудничество Неттера и Зборовски продолжалось вплоть до 1930 года. Причиной разрыва стало нарушение поляком договоренностей относительно молодого художника Исаака Анчера, творчество которого Неттер намеревался финансировать. Два года спустя Леопольд Зборовски скончался.



Сюзанна Валадон. Nu se coiffant
1916, 100×61 см

Йонас Неттер скончался в 1946 году, оставив своей семье бесценное собрание работ художников, которые сегодня признаны важнейшими мастерами искусства XX века. Коллекция Неттера более 70 лет была недоступна для широкого зрителя — таково было решение семьи коллекционера, — и только в последние годы ее стали показывать в Европе. Надо сказать, что экспозиция «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» была сформирована в 2012 году и уже с огромным успехом выставлялась в нескольких европейских музеях, в том числе в Парижсккой Пинакотеке. Для ценителей мастеров Парижской школы выставка в Музее Фаберже станет настоящим событием: многие картины демонстрируются широкой публике впервые.


Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса»
в Музее Фаберже (Санкт-Петербург) пройдет с 25 ноября 2017 по 25 марта 2018 года.
Информация о музее и билетах: http://tickets.fsv.ru/ru/

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе