Неправильный латыш

В Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка «Густав Клуцис. Право на эксперимент». Экспозиция небольшая — два зала. Но это, как ни странно, первая ретроспектива знаменитого авангардиста в Третьяковке, а многие вещи в России показываются впервые.

Организаторы представили всего три картины художника, сделав акцент на его графических эскизах к архитектурным конструкциям и агитационному уличному оформлению, а также на знаменитых фотомонтажах. Жанр проекта определен как «демонстрация творческой кухни», но выставка предназначена не только для специалистов.

Конечно, сложно представить по скромным рисункам масштабную вращающуюся агитационную установку к IV конгрессу Коминтерна или стенд-экран к пятой годовщине Октябрьской революции. Мы никогда не увидим в реальности придуманные Клуцисом таинственные «динамические города» — здания, где пол и потолок могут меняться местами. И не совсем понятно, как точно выглядели «радиоораторы» на Тверском бульваре.

Экспозиция таит много загадок. Ее название — фраза из статьи Клуциса, написанной в ответ на материал в «Правде» «О художниках-пачкунах». Но в праве на эксперимент было отказано. Бывший латышский стрелок, охранявший Кремль, погиб в лагере. А его оппоненты из соцреалистов называли художника «неправильным латышом». Но история доказала, что Клуцис был не так уж неправ.

Александр ПАНОВ

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе