Разговор с художницей о сути абстракции и выходе за рамки

Представительница московского современного искусства рассказала о чистой радости и поведала о сути абстракции в живописи.
Ирина Горюнова
© Ridus.ru


С Ириной Горюновой автор этих строк знаком давно, и для меня она — не только талантливый художник, но и содержательный, предельно открытый, не заносчивый, веселый человек. Постепенно, от последних новостей и событий, наш разговор перетекает в сферу искусства.


Фрагмент картины «Та самая стена"
© Ирина Горюнова


Она говорит мало и лаконично, так, что порой создается ощущение ее нежелания интерпретировать свое творчество, что лишний раз наводит на мысль о его интуитивности, которая так мало поддается рациональному объяснению.


«Главный Ловчий"
© Ирина Горюнова


Но о процессе возникновения и развития своих полотен Ирина говорит охотнее:

«Мои картины всегда состоят из нескольких слоев, разделенных временными промежутками. Первый слой, как правило, представляет собой фон. Его гладкую, спокойную текстуру с мягкими переходами можно счесть уже законченной картиной. Проходит некоторое время, и я осознаю, что здесь мне все понятно. Так наступает следующий этап — когда я что-то убираю и что-то добавляю».

По её словам, «этот процесс идет гораздо дольше, с временными интервалами, когда я просто смотрю на работу или избегаю смотреть, в зависимости от этапа».

«Это длится до того момента, пока не начинаю остро чувствовать, что более с картиной я уже ничего не сделаю, она закончена, — пояснила Ирина. — К этому моменту изображение на холсте — отдельная, самодостаточная сущность. Теперь картина существует автономно».


«Квантовая модель счастья"
© Ирина Горюнова


Во время разговора у меня открыт персональный сайт художницы, на котором ее работы разбиты по годам. Я прокатываюсь по страницам, отмечая для себя, что каждую картину мне хочется рассмотреть детальнее и желательно вживую. Сочетание насыщенной палитры и своеобразной техники цепляет взгляд и оседает где-то в подсознании всполохами мыслей и ощущений.


«Непроизвольная память"
© Ирина Горюнова


Как художник-абстракционист, Ирина настаивает, что глубокий контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой и текстурой.


«Красный Карлик. Ловушка № 1"
© Ирина Горюнова


Предлагая визуальный опыт, не обременённый предметностью, художница как бы облегчает задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогая сразу погрузиться в эмоциональное переживание.


«Механизм радости. Ловушка № 4"
© Ирина Горюнова


Ее абстрактная живопись вытягивает из вас чувства, изображая сцены, которых там технически нет.


«Сайгон. Стена из тростника. Ловушка № 2"
© Ирина Горюнова


По мнению Ирины, абстрактные работы утверждают понимание того, что реальность навсегда останется ускользающей, а любые попытки ее передать обречены на неудачу. В свою очередь, абстрактная картина существует по своим правилам, в своей, независимой реальности.


«Эра Водолея. Точка отсчета"
© Ирина Горюнова


Мне не терпится затронуть тему названий картин художницы, по сути часто представляющих собой небольшие истории, не всегда предельно ясные, но всегда увлекающие и интригующие.


«Серенгети. После дождя. Слон"
© Ирина Горюнова


И здесь Ирина снова немногословна: «Конечно, я как автор отчасти фиксирую восприятие названиями, но эмоциональный контакт важнее и сосредоточение на собственном ощущении в момент просмотра, на конкретном индивидуальном духовном переживании — это и есть моя цель».


«Переход реки Мара. Сезон Великой миграции"
© Ирина Горюнова


И в заключение нашего разговора, касаясь темы намеренного отсутствия рам у картин художницы, Ирина поясняет, что это ее осознанный выбор, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.


«Пустая комната. Отпечаток дня на сетчатке глаза"
© Ирина Горюнова


«Париж стоит мессы"
© Ирина Горюнова


«Кицунэ"
© Ирина Горюнова


«Мумбаи. Кроуфорд базар. Торговка шафраном"
© Ирина Горюнова


«Юпитер. Полярное сияние"
© Ирина Горюнова

Автор
Андрей Объедков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе