Старость как искусство

Пока все гонятся за молодостью, художница Карина Багдасарян делает ставку на возраст.

Мир помешался на идее вечной молодости. Куда ни глянь, всюду антивозрастные процедуры, омолаживающие крема, пластическая хирургия, утягивающее белье, истории «ей 50, но она выглядит на 20»… Просто удивительно, как в этом фанатичном anti-age потоке художнице Карине Багдасарян пришло в голову рисовать старость. Без прикрас. Настоящую. До мельчайшей морщинки. А еще удивительнее то, насколько это оказалось красиво и востребовано. Тбилисской художнице всего 20 лет, а поклонников ее искусства собралось от Арабских Эмиратов — и до самой Швеции.

Хотя нет, стойте. Удивительно даже не все это. Дело в том, что Карина — самоучка. Рисовать ее никто не учил, и на вопрос «как это у тебя так получается?» девушка обычно пожимает плечами: «Гены. У меня папа — знаменитый в Грузии гравировщик, если бы развивал свой талант дальше, то стал бы выдающимся художником! Дальние родственники все рисуют. Моя родная сестра тоже. Как-то получается само собой».



В такой семье вполне естественно, когда ребенок начинает рисовать в три года. «Я же рисую, сколько себя помню, — говорит Карина. — Поэтому учиться рисованию я никуда не ходила, только недавно поступила в Художественную академию, когда поняла, что это серьезно. Учусь на третьем курсе. Иногда отсутствие специальных уроков сказывается, конечно. Я, например, нестандартно держу кисть».



И правда нестандартно. Когда Карина намечает эскиз очередного портрета, кажется, будто она сжимает карандаш в кулаке. Ну и ладно. В творческом кругу принято быть оригинальными, и эту манеру Багдасарян считают своеобразной фишкой. Сегодня портреты, созданные Кариной, заказывают в России, Греции, Швеции и ОАЭ, грузинское телевидение снимает о юной художнице репортажи, ее картины можно увидеть на тбилисских выставках и сразу их узнать. Вернее, вы сами можете почувствовать их пронзительные взгляды. С картин на вас смотрят пожилые люди — как водится в реальной жизни, разные. В глазах одного читается усталость, другой явно страдает от одиночества, третий боится, наступит ли для него завтра новый день, а четвертый, судя по выражению лица, проживает спокойную старость в окружении детей.



Мало кто поверит, что так точно передавать лица людей Карина научилась сама, с помощью цветных карандашей и акрила. Издалека портреты кажутся фотографиями. «В академии, где я учусь, не особо приветствуют реализм, — говорит Карина. — А мне вдруг этот жанр год назад стал интересен, поэтому я решила учиться сама — читала, смотрела онлайн-уроки, потом искала в интернете интересные фотографии людей и пыталась нарисовать так же. Мне самой мои картины часто не нравятся, я потом смотрю и думаю: ну вот здесь же можно было лучше и здесь тоже, и здесь! А люди говорят, что портреты — точная копия, и люди на них как живые. Наверное, это потому, что я особое внимание уделяю их глазам. Меня многие спрашивают, почему я рисую в основном пожилых. Действительно, я пишу портреты детей, молодых, зрелых людей, еще иногда животных, но это все в меньшей степени. Потому что на самом деле писать пожилых людей сложнее и интереснее. Не забывайте, прежде всего, для меня это был вызов самой себе — я же не умела создавать реалистичные портреты и усложнила себе задачу по максимуму. У людей в возрасте становится глубже взгляд и передать его намного труднее, чем, скажем, детский. Здесь целый спектр эмоций, которые надо уловить. Они столько пережили. В их глазах можно прочесть многое».



Сегодня реализм в творчестве молодых художников Грузии — это целое течение. Карина и еще 6 художников создали общество Mxatvroba Art (в переводе с грузинского — «Искусство рисования»). Интересно, что все художники здесь —самоучки. Тем не менее, их клуб известен уже далеко за пределами в Грузии. Аккаунты Mxatvroba Art в соцсетях привлекают своими портретами тысячи подписчиков. А сначала, когда Карина решила рисовать пожилых людей, далеко не все ее поняли. Ну что обычно рисуют в 20 лет? Творчеству молодых художников сопутствуют восторженность и романтизм. А Карина писала портреты ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых родственников друзей. Затем и вовсе стала гулять по Тбилиси, выискивая стариков, просящих милостыню.



«Конечно же, я пишу их портреты только с их разрешения, — говорит Багдасарян. — Не так давно встретила в районе, где я живу, очень колоритного попрошайку. На портрет он согласился, а вот имя свое называть отказался наотрез. В результате получилось символично — по портрету видно, что у человека нет денег, возможно, нет и дома тоже, а название соответствует: «Человек без имени». Знаете, я вообще сама боюсь старости. Но когда я ее рисую, то думаю о другом. Мне хотелось бы, чтобы, глядя на мои картины, люди понимали, что и в старости они будут значимы. И чтобы модели мои чувствовали, что они интересны обществу. Они не одни».



Автор
Данара Курманова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе