Третьяковская галерея готовится отметить 150-летие со дня рождения Валентина Серова

150-летие со дня рождения знаменитого русского художника Валентина Серова культурное сообщество будет отмечать в следующем году. Но Третьяковская галерея уже начала подготовку к этому событию. Юбилейная выставка станет главным проектом галереи в 2015-м. Чтобы собрать порядка трех сотен картин из десятков музеев, требуется много предварительных работ, в ходе которых часто обнаруживают сенсационные находки.

Портреты царской фамилии кисти Серова стоят целого исторического сочинения – утверждал знаток искусства Александр Бенуа. В советское время они оказались разбросанными по городам и странам, пропавшими без вести или уничтоженными. Теперь «историческое сочинение» придворного художника приходится восстанавливать заново.

Ищут гигантское полотно размером 3 на 4 метра: «Император Александр Третий с императрицей и шестью детьми входят в Харьковское Дворянское Собрание». Картину заказал его Предводитель. В память о событии 1888 года, когда царская семья, следуя из Ливадии в Петербург, чудом избежала гибели при крушении поезда. Серов впервые пишет венценосных особ.

«В 28-м году, после революции этот портрет был передан в Харьковский художественный музей, – рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко. – Поскольку размеры его огромны – 3 на 4, то его поместили на вал. Но неаккуратно, а живописью вверх. И от такого хранения портрет был поврежден, и его отправили на реставрацию. Дальше следы портрета потерялись. И сейчас мы проводим некое исследование, общаясь с сотрудниками Харьковского музея, чтобы узнать путь: как, где портрет мог быть.

Манера Серова по душе великим князьям – портретисту сыплются заказы. Пленэрное изображение Павла Александровича приносит художнику международную славу: в 1900 году портрет удостоен Гран-при Всемирной выставки в Париже.

«Многие представители царских семей стали заказывать ему портреты, – говорит Ольга Атрощенко. – И поскольку русский двор был в родстве с королевским двором в Дании, поскольку супруга императора Александра Третьего была датская принцесса Дагмар. То портрет Александра Третьего, тогда уже покойного заказывает Королевство Дании для лейб-гвардии датского полка, шефом которого был Александр Третий».

Серов в Копенгагене, на натуре, писал замок. На его фоне – Александра Третьего. В императорском мундире художнику позировал солдат. … Этот портрет вряд нашли бы. Если б через сто с лишним лет внучатый племянник Валентина Серова не отправился в Копенгаген писать портрет датской королевы Маргарет Второй. В ожидании ее величества русский художник разговорился с королевской охраной.

«Мне охранник говорит: “А вы знаете такого художника Серова?” Я говорю: “Как же! Я его родственник, внучатый племянник”. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле, – вспоминает народный художник РСФСР Дмитрий Жилинский. – Он меня туда отвез. Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. И сделал ее отца и Александра Третьего – как на портрете. Королева была очень довольна».

Теперь Третьяковка ведет переговоры с датчанами о показе портрета на выставке. И – продолжает искать и анализировать.
«Казалось бы, известный художник, работы его представлены у нас и здесь, и в Русском музее. Но мы очень надеемся, что это станет очередным открытием для всех, – говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Мы, конечно, будем смотреть на его творчество глазами человека XXI века. И мы, имея историческую дистанцию, можем больше оценить те открытия, которые были сделаны этим художником».

16 сеансов втайне от жены позировал портретисту Николай Второй – желал сделать подарок императрице. Александра Федоровна предложила кое-что подправить в почти завершенной работе. Серов отдал ей кисть, и с этого момента перестал писать царские портреты.
Видео
Новости культуры 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе