Памятники у Пасхиной живут среди людей

В Нанкине всё готово для отливки скульптуры Пасхиной «Волга», а на волжских берегах ее памятники живут среди нас.

Мастер – класс

Новость, вынесенную в заголовок нашего текста, узнали мы в эти дни без посредников – из интервью с Действительным членом Российской академии художеств, заслуженным художником России Еленой Пасхиной. Автором композиции «Волга», победительницей международного конкурса скульптурных проектов для «Парка Дружбы» в городе - побратиме Ярославля Нанкине.

- Когда авторская рабочая модель была готова, - рассказывает наша собеседница, - стали думать, как переправить ее в Китай на отливку. Опасались, что из - за вспышки коронавируса дело у нас вообще застопорится на неопределенный срок. Правда, оказалось, что провинции восточного Китая, где в трехстах километрах от Шанхая расположен Нанкин, не входят в зону заражения. Всё же вести модель в Китай любым обычным транспортом было нельзя. И тут на помощь нам пришла цифровая технология. Она высоко развита в этой стране, да и у нас в Ярославле осваивают ее с начала 90 - х годов. При участии наших специалистов с модели был сделан 3 - D сканер. Эту он - лайн композицию, где объемная модель вращается на экране так, что с кругового обзора видна во всех ракурсах, мы и отослали китайским партнерам. Такой технологией я пользуюсь впервые, но судя по фото и видео, полученным из Китая, там специалисты уже перевели цифровой прототип модели в глину. С тем, чтобы засучить рукава могли литейщики, начав отливку трехметровой по высоте композиции в бронзе.

Напомнила Елена Васильевна и предысторию своего участия в конкурсе проектов для «Парка дружбы». В мае прошлого года пятнадцать победителей конкурса в своих странах, от Англии, Германии, Хорватии до Ирана, из городов - побратимов Нанкина пять дней жили в этом городе. Пользуясь душевным гостеприимством наших китайских друзей, отдыхали, знакомились с Нанкином.

Старались взглядом профессионалов уловить своеобразие его городской среды с древними храмами, мавзолеями, крепостной стеной, деловым центром в небоскребами, с такими удивительными природными достопримечательностями, как гора Цисашен в окрестностях Нанкина - недавно в ее гротах были открыты древние фрески.

Еще важнее было почувствовать само пространство будущего огромного ландшафтного «Парка дружбы», с гармонично вписанной ландшафтной архитектурой, с четырьмя соединенными мостами искусственными озерами – они украшены живописными полями лотоса, зацветающего как раз в мае.

Каждому из гостей предстояло выбрать место для установки своей композиции. По предложению автора ярославскую «Волгу» сначала предполагалось установить прямо на воде, на насыпном острове одного из озер.

Но когда выяснилось, объяснила наша собеседница, что озера искусственные и для их нормальной экологии требуется, например, регулярная смена воды, то поневоле пришлось задуматься о каком - то другом варианте места установки скульптуры. Нашла такое место на берегу, в открытом пространстве как бы на скрещении трех стихий – воды, неба, берегового ландшафта.


По станковой композиции из шамота эту словно плывущую по волнам, и вдохновенным порывом творческого воображения мастера поднятую над водой женскую фигуру, с рукой вскинутой в приветствии «с берегов Волги», первыми увидели и оценили зрители двух, приуроченных к красивой круглой дате в жизни автора, прошлогодних персональных выставок. Весенней, в Ярославском художественном музее (проект ЯХМ «Арт нон - стоп») и сентябрьской, в Москве, в залах академии художеств на Пречистенке.

Столичный вернисаж особенно запомнился Елене Васильевне. Вернулась в новом звании академика. Привезла домой и Золотую медаль Российской академии художеств, полученную из рук ее президента Зураба Церетели.

Ярославский вернисаж начинался показом нового документального фильма о творчестве Елены Пасхиной. Вместе с кинооператором отправились мы на экскурсию по Ярославлю. Еще раз убедились в том, как хорошо вписываются в городской ландшафт ее монументальные проекты – они не возвышаются над нами, они живут среди нас.

Картинки по запросу "«Журавли» елена пасхина"

Давно приняты в городское сообщество ее «Журавли» - мемориал жертв радиационных аварий и катастроф на Угличской улице.


Ее Собинов у входа в филармонический зал имени великого русского певца, коренного ярославца.

Картинки по запросу "Постовой Романовской заставы"

Ее «Постовой Романовской заставы» на месте одной из старинных городских застав.

Картинки по запросу "«Стрижи» елена пасхина"

Ее «Стрижи» в ботаническом саду педуниверситета.

К «Журавлям», взлетающим из разоренного гнезда, приводят своих детей и внуков, а теперь уже и правнуков чернобыльцы, ветераны подразделений особого риска.

У Собинова горожане, гости Ярославля семьями фотографируются для домашних альбомов; здесь на подиуме в погожие летние дни студенты любят готовиться к зачетам и семинарам.

К «Стрижам» памяти хоккеистов «Локомотива», погибших в авиакатастрофе, приносят цветы болельщики; близкие погибших ухаживают за посаженным ими «садом плачущих деревьев».

Особенно повезло бравому «Постовому». Этого симпатягу с боевым бердышом в одной руке и курительной трубкой в другой горожане по-свойски называют Михалычем.

Его неизвестные друзья - почитатели не забывают подсыпать ему в трубку табачку, стараются, чтобы в его полевой сумке звенела мелочь на махорочку.

Черты гоголевского «ярославского расторопного мужичка», который в огне не горит и в воде не тонет, по признанию Пасхиной вдохновлявшего ее во время работы, искусствоведы видят и в герое одной из ее новых работ этого жанра – памятника авиационным техникам «Макарыч» в аэропорту Левцово.


Его прототипом стал герой легендарного фильма «В бой идут одни старики» в исполнении нашего земляка даниловца, актера - фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны Алексея Смирнова.

- Работа была сложной, интересной и очень личной, - раскрывает автор один из своих творческих секретов, - ведь мои родители тоже прошли войну.

Пасхина – человек основательный и несентиментальный. Ее привычные материалы – камень твердых пород и бронза. В бронзе отлиты ее рыбинский «Адмирал Ушаков», портреты полководцев в Аллее боевой славы на Угличской улице в Ярославле. На века отлиты в этом металле и Некрасов в селе Вятском, и Собинов, и «Постовой», и памятник авиационным техникам.

А вот ее рельефы, станковая пластика, скульптура малых форм часто держатся на виртуозном сочетании жанров, техник и материалов. Известняка, бронзы и дерева («Святой Петр»). Металла и эмали (композиция «Кукольница» на фасаде Ярославского ТЮЗа). На сочетании шамота, стекла, камня, плюс натуральные ракушки (станковая скульптура «О, море!»). Фарфора с росписью и золочением (миниатюры «Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая»).

Одной из первых в своей профессии Пасхина стала использовать новейшие композитные материалы (серия рельефов «Елена Прекрасная»).

Когда несколько лет назад батоно Церетели вручал Елене Васильевне удостоверение членкора, то она услышала от Зураба Константиновича такие слова о том, за какие же заслуги принимают в члены – корреспонденты академии.


Принимают, не мудрствуя лукаво объяснил он, тех, кто умеет создавать ценности, «достойные музея». «С тех пор, призналась новоиспеченный членкор, чувствую себя окрыленной».

Всего - то одним словом, «окрыленная», может быть, и сама того не ведая, передала самую суть своего творческой личности.

При строгой академической выучке (одним из ее наставников в аспирантуре ленинградского Института имени Ильи Репина был прославленный скульптор Михаил Аникушин), твердой руке резчика по кости – такую специальность получила она в Абрамцевском художественно - промышленном училище, при ее выверенном, но по-женски трепетном лепном мазке – любит, любит она сыграть не по правилам.

И тогда в ее ранней станковой работе, мы видим, юный Петр, как цирковой эксцентрик, держит на голове парусник из его потешной флотилии.

И тогда ее босоногая девчушка без всяких крыльев, с цветком в руке, взлетает над постаментом композиции «Dream» (с английского «сон», «мечта») в сквере у Дома российско - английской дружбы.

В аллегорической композиции «Реквием Волголагу» узников уносит на небеса ангел во плоти, с крестом в поднятой руке, вырывая их из лагерного кошмара.

Включаем зрительскую фантазию, и тогда в Собинове Пасхиной видим то, чего, казалось бы, простой зритель увидеть не может.

Легкая и одушевленная пластика Артиста на глазах у нас начинает звучать – просветленное лицо, раскованная поза, его воздушный, почти балетный жест.

Мы смотрим композицию по законам театральной интриги, обращенной к нашему воображению. Мы видим: Собинов только что разгримировался, на плече у него знаменитый плащ – крылатка.

Чей плащ, догадываемся без всяких подсказок: «певца любви, певца своей печали», поэта Ленского из «Евгения Онегина» Пушкина и Чайковского…


Из мастерской Елены Пасхиной видно далеко во все стороны света. В пространстве ее творческой судьбы есть и поселок Зырянка в Якутии, где в семье военного она родилась, есть и «застава семи богатырей» Семибратово на речке Устье, где Елена училась в школе.

На этой карте без границ, где история и география неразделимы, отмечено и село Красное в нынешней некоузско -брейтовской глубинке. Там в местах одного из сражений на берегах речки Сить дружин русских князей с конницей Батыя установлена самая ранняя из монументальных работ Пасхиной - мемориальная стела с ее рельефом «За Русь!».

Знают мастера, ценят ее талант в Данилове и Вятском, где установлены ее композиции «Даниловская королева» (цикл «Шахматы») и, на сюжет стихотворения Некрасова, «Дети, бегущие от грозы», выполненные на симпозиумах «Скульптура в городе». Знают и ценят ее в Германии, Чехии, Хорватии, Турции, где ярославский скульптор работала на симпозиумах международных.

Ну а Волга… Родовые корни Елены Васильевны здесь, в средней полосе России, как бы сказали географы, в Волжско – Окском междуречье. Ей не надо объяснять, что Волга и ее притоки издревле собирали на своих берегах языки и обычаи, мирили племена и княжества.

Этот объединяющий, миротворческий дух Волги вызревал в ее творчестве годы и годы. Недаром же ее самые любимые герои – все волжане. И не только по рождению и родословию. А и по широте натур, распахнутости их во все стороны света. И флотоводец Федор Ушаков, и поэт Николай Некрасов, и певец Леонид Собинов.

А энергетика ее собственной души – да, заряжена полетом. Лучше, чем сказал об этом профессор архитектуры Николай Кудряшов, наверное, и не скажешь.

В творчестве Елены Пасхиной, - вот его слова, - «есть бескрайнее небо, ее образы взлетают в небо, плывут по воздуху. Стихия воздуха, небесное пространство во многом создают в композициях скульптора то, что я назвал бы драматургией пространства, не оставляющей нас равнодушными».

Всё так. Вот и «Волга» у Пасхиной – парящая. Одухотворенная женская фигура плывет по волнам, силой творческой фантазии скульптора она вот - вот взлетит над водой.

Это неотразимое свойство дарования Елены Пасхиной, окрыленность ее души, и оценило конкурсное жюри, отбирая лучший проект для «Сада Дружбы» в Нанкине.

Этот приуроченный к российскому Году памяти и славы международный вернисаж под открытым небом с участием скульпторов из городов -побратимов одной из столиц древнего Китая Нанкина намечен на май, месяц, такой важный и памятный для всех нас.

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур», член Союза журналистов России
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе