Кто эти люди в моей постели?

Любимец инстаграма, миллионер средних лет Борис Борк оказался фальшивкой – его придумал маркетолог Роман Зарипов.

Бизнесмена не существует – его играл актер любитель, а рекламодатели обращались с предложениями, даже не проверив, есть ли такой человек на самом деле.


Социальные сети – это, вообще, большой такой миф. Никто не знает, существует ли за некой страницей реальный человек, а если и существует – является ли он тем, за кого себя выдает.


Ну, все эти девушки, очень такие красивые, у которых всегда на заднем плане то океан, то яхта, то роскошный отель, то какой-то люксовый автомобиль. Вот они – кто? Проститутки? Дочки богатых родителей? Жены миллионеров? Баловни судьбы? Просто балбесины, которые бегают за дорогими машинами, чтобы сделать селфи, привалившись на капот, пока хозяин скупает пиджаки в Прада?

Были времена, когда желтая пресса не имела такого влияния, как сейчас. Личная жизнь известных людей была покрыта мраком. Никто не знал, как актрисы или певицы выглядят без макияжа, как они одеваются на самом деле, с кем встречаются, с кем изменяют мужьям. Публика не догадывалась, что скрывается за образами, что думают и чувствуют все эти звезды. Выверенные фотографии, продуманные интервью, образ 24/7 – вот и все, что могла получить аудитория.

Сейчас мы об Анжелине Джоли или Рианне знаем больше, чем о близких друзьях. Мне лично кажется, что Ким Кардашьян снимает со мной комнату в одной квартире и даже иногда просыпается вместе со мной в одной постели – я вольно или невольно наблюдаю все ее перемещения. Любой может узнать, что думает Бейонси прямо сейчас из ее твиттера, фейсбука или инстаграм. Даже если половина этих записей и снимков – реклама и продукт целой команды, то время от времени знаменитости и сами пишут что-нибудь – все ведь живые люди, и после первого вздоха с утра ты уже размышляешь о том, что напишешь у себя на странице (фотография круассана или полусонное селфи в ванной?).


Знаменитости доступны, понятны, мы знаем их в гриме, мы видели их с похмелья, в одних трусах, пьяными в лоскуты (папарацци никогда не спят), больными, потными…


Никакой тайны. Вся жизнь, как на ладони.

Право на тайну имеют лишь никому не известные явления из социальных медиа – все эти загадочные персоны, чьи аккаунты насчитывают миллионы друзей, но о ком мы знаем лишь то, что они хотят показать.

Вот ты следишь за страницей какой-нибудь милой девушки, и она такая искренняя, такая открытая, а потом выясняется, что она – медийный продукт, результат командной работы. Или, наоборот, сокрушительница основ, резкая, злая, бессовестная змеюка оказывается на самом деле мужчиной средних лет, который сочинил и ведет этот проект.

Дневнички девушек по вызову, или “золотых” наследниц, блоги стилистов и даже политических активистов оказываются фейком.

Мы живем в пространстве мифов и фантазий, где уже невозможно (или, скорее, лень) отделить правду от вымысла.

Раньше, если ты был толстой некрасивой девочкой, которую “никто не любит”, то тебе надо было приложить большие усилия, чтобы изменить свою карму. Теперь ты покупаешь немного дешевой косметики, с десяток популярных фильтров для улучшения внешности и фигуры, бегаешь по городу, снимаешься в красивых и дорогих местах – и вдруг превращаешься в современную принцессу, на которую за год подписываются миллион человек. И легко зарабатываешь минимум сто тысяч рублей в месяц – если прикладываешь хоть какие-то усилия для того, чтобы запомнить, чего хотят от тебя рекламные агентства.

Такие мистификации вызывают и некоторый ужас, и, если честно, восторг. Бесконечный маскарад. Любой человек может придумать самому себе сказку – и сочинять продолжение каждый день, сделав из своей воображаемой жизни сериал.

Давным давно, в середине 90х, в арсенале интернет пользователей были лишь чаты, ники да аватары, за которыми они прятались, выдавая себя хоть за бруталов, хоть за реинкарнацию Мерелин Монро. Но тогда еще были в теме живые встречи (о, боже, какой анахронизм), а сейчас на это уже нет ни времени, ни желания. Ну, увидишься ты с горячим парнем, который всю ночь писал тебе нечто убийственно сексуальное, и оказывается, что в реале это трясущийся от страха прыщ, который не может общаться с женщинами без заикания. Вот лучше бы вы и дальше переписывались, не выходят из образов.

Интернет дал любому человеку возможность стать кем-то еще – и чем больше социальных сетей появляется, чем больше выпускают приложений для мистификации, тем совершеннее становятся легенды. Мы одной ногой стоим в великом пространстве иллюзий, где повсеместно – сексуальные девушки в красивых квартирах, или миллионеры гедонисты, и где твои реальные успехи не имеют никакого значения – ты можешь быть хоть самой великой актрисой, но в инастграме ты – никто, если не делаешь то, что веселит публику. Вот же есть актриса Ирина Горбачева, которая в инста популярна вовсе не потому, что хорошая актриса, а потом, что делает смешные видео. Мальчик, который заливает стримы (прохождение компьютерных игр) будет популярнее Ксении Собчак (и может заработать 12 миллионов долларов США в год).


Это параллельный мир. Здесь никому не нужна правда, никому не нужен “реальный” успех – зачем, если можно создать и продать иллюзию?


“Старичкам” все еще хочется каких-то разоблачений, но уже давно не важно, что стоит за всеми этими фотографиями, видео, текстами.

Псевдо-миллионеру Борку предлагали настоящие деньги за рекламу, и важно ли на самом деле, кто он такой?

Пусть это странная вселенная, и пусть от нее возникает ощущение пустоты, пусть все эти люди не делают ничего реального – но зачем-то они нужны. Может, в настоящей жизни мы все просто слишком скучные и разочарованные, и нам нужно место, где оживает мечта?


Иллюстрация: рисунок Мэтта Гроунинга
Автор
Арина Холина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе