Православный в соцсетях. Опыт епископа Ионы

Куда уходит время в социальных сетях? Банить кого-то в фейсбуке — это грех? А если ли вообще какие-то специфические «интернетные» грехи? Можно ли воспринимать фейсбук как платформу для проповеди? О своем опыте общения в интернете рассказывает викарий Киевской Митрополии епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви.

— В каких социальных сетях у Вас есть аккаунты?

— Я зарегистрирован Вконтакте и в Фейсбуке. Но Контактом уже не пользуюсь более полугода, отдаю предпочтение Фейсбуку.

— Много говорится об Интернете как месте проповеди. Используют ли православные свои странички для проповеди?

— Проповедью это вряд ли можно назвать… Для меня социальная сеть — это в первую очередь место общения со знакомыми, а также удобный способ получения информации о том, что интересует: новости православной жизни, православного книгоиздания и так далее. Поэтому в настройках у себя на стене оставил только ту информацию, которая мне интересна.

О проповеди, как таковой, речь не идет. Хотя бывает периодически, что люди обращаются с какими-то пастырскими вопросами, но не часто.

— Нужно ли вводить «интернет-грехи» в общий чин исповеди? Если да, то какие?

— Как такового общего чина исповеди в богослужебной практике Православной Церкви нет, есть более или менее содержательные списки различных грехов. Составителям подобных списков — напоминаний о грехах, конечно, стоит внести такой грех, как «убийство времени», в первую очередь. Потому что интернет — это убийца драгоценного времени. Я знаю очень многих людей (отчасти это и меня касается), которые из-за пребывания в интернете лишают себя единого на потребу — чтения Священного Писания, святых отцов и других книг, ведущих ко спасению.

Кроме того, человек, работающий в интернете, так или иначе сталкивается с вещами, которые относятся к грехам — ругательству, сплетничеству и так далее.

Также считаю, что православному человеку недопустимо пребывать в интернете анонимно, под «ником», и выдавать какую-то информацию в интернет-пространство, скрывая свое имя и лицо. Именно такие пользователи более всего грешат «флудом» и «троллингом». Они могут декларировать свою «православность», но их поступки чаще всего являются анти-православными.

— Как можно бороться с убийством времени в Интернете? И как лично Вы с этим боретесь?

— Эффективный способ борьбы только один: нажатие кнопки выключения компьютера. Нужно ввести самодисциплину и контролировать себя, ограничивать количество времени, проводимого в интернете, и вовремя выключать компьютер.

— Банить человека — грех? Просить ли у него прощения за это?

— Мне кажется, что понятие «дружбы» в Интернете настолько иллюзорно, что ее, собственно, дружбой нельзя назвать. С настоящей дружбой и разрывом дружеских отношений ее тоже никоим образом сравнивать нельзя. На мой взгляд, это вполне обычные вещи: если человек не хочет общаться с соседом по общежитию или с каким-то человеком в транспорте, то никто его не заставляет. И если человек в интернете не считает для себя необходимым с кем-либо общаться, то в этом ничего дурного нет. Это никак нельзя называть разрывом дружбы.

Епископ Иона (Черепанов)

Подготовил Артем Левченко

Православие и мир

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе