Жулик и лжец, Герой Советского Союза. История самой крутой аферы XX века

Жена товарища Пургина сначала потеряла дар речи, затем впала в истерику.
Валентин Пургин.
© / Public Domain


«Вы хоть представляете, что делаете?! — кричала она в слезах сотрудникам НКВД, пришедшим посреди ночи арестовывать её мужа. — Он же Герой Советского Союза, ветеран финской войны, у него тяжёлые ранения, небывалые подвиги! Да я сейчас товарищу Сталину позвоню!» Каково же было удивление женщины, когда выяснилось, что 31-летний Валентин Пургин является другим человеком, настоящее имя её супруга — Владимир Голубенко, он 26-летний уголовник, уже дважды отсидевший за кражу, мошенничество и подлог. А вот его орденская книжка и медаль «Золотая Звезда» как раз подлинные! Этот случай уникален сам по себе: ни до, ни после него в истории СССР ни у какого авантюриста не получилось виртуозным обманом добиться присвоения высшей государственной награды.



Стащил паспорт, подделал фото

Голубенко можно назвать последователем идей «великого комбинатора» Остапа Бендера. Ну посудите сами. Родившись в обычной семье рабочего и уборщицы на Урале, парень ещё в школе быстро понял вкус лёгких денег. Уже в 19 лет, не получив даже среднего образования, он попал в колонию за кражу кошелька в трамвае, а в 1937 году поехал в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь отбывать новый срок за мошенничество и подлог. Из Дмитровлага Голубенко сбежал и сел в пассажирский поезд. Там он украл у случайного попутчика паспорт на имя Валентина Петровича Пургина, сошёл на ближайшей станции и спустя неделю, переклеив фотографию, имел на руках надёжные документы. Далее события приняли совершенно непредсказуемый характер. Нормальный вор, что называется, «прикидывается ветошью и не отсвечивает», но Голубенко был не таков. Он решил: пора начать новую жизнь. Со славой и деньгами.



Изготовил фальшивые документы

Вскоре Владимир оказался в Свердловске: подделав справку об окончании Военно-транспортной академии, он поступил на работу как корреспондент в газету «Путёвка». Спустя короткое время Голубенко «всплыл» уже в Москве, предъявив редакторам столичных изданий набор важных бумаг: аттестат об окончании средней школы, характеристику с места учёбы и рекомендательное письмо начальника Военно-транспортной академии. Все документы были фальшивыми: каждую бумажку Голубенко изготовил собственноручно, причём с вниманием к техническим деталям. Например, листы были потрёпанными, словно много лет пылились в архиве. Он получил должность репортёра газеты «Гудок», а затем перебрался в престижную «Комсомольскую правду», задружившись с исполняющим обязанности ответственного редактора Аркадием Полетаевым. Согласно поговорке, для милого дружка и серёжку из ушка — и вот бывший уголовник становится корреспондентом «Комсомолки», не пройдя положенной проверки. 17 марта 1939 года Пургина-Голубенко назначили заместителем редактора военного отдела.



Уборщица на службе афериста

Язык у парня был подвешен. Как рассказывали потом на допросах свидетели его «карьеры», Голубенко постоянно называл себя секретным агентом НКВД. Иногда невзначай появлялся на работе с орденом Красной Звезды на груди, но едва его спрашивали, за что он награждён, делал крайне многозначительное лицо и замолкал. Ларчик открывался просто: аферист устроил свою мать ночной уборщицей в помещение Президиума Верховного Совета СССР. В том числе она убирала и кабинет «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. Женщина стащила оттуда по просьбе сынка и настоящие ордена, и наградные книжки, ведь видеокамер-то тогда нигде не было. Для качественных подделок Голубенко нанимал гравера — «профи» из бывших уголовников — и щедро платил ему за заказы. Позднее мать жулика и гравера арестовали (уборщица получила 5 лет заключения), однако они не признались на допросах, на кого работали. Таким образом, авантюрист завладел тремя орденами и получил документы о праве на их ношение.



Краденый орден Ленина

Успехи жулика развивались стремительно. Его послали в командировку на реку Халхин-Гол в разгар столкновений между японскими и монгольскими войсками. Осенью в редакцию пришло сообщение от военного командования: «товарищ Пургин» ранен во время тяжёлых боёв и проходит лечение в госпитале на Дальнем Востоке. В Москву «Валентин» вернулся с орденом Ленина... как выяснилось позже, бланки представления на награждение и письма от «командиров» он похитил, посетив ранее белорусский город Гродно, в штабе 39-й дивизии особого назначения. Дальше было ещё проще: Голубенко стал кандидатом в члены ВКП (б), подделав рекомендации от двух «старых большевиков» с большим партийным стажем. Воистину, сам Остап Бендер такому таланту бы просто обзавидовался. С началом советско-финской войны Пургина-Голубенко командировали для репортажей на фронт, но, естественно, он подвергать себя опасности не собирался. Поэтому в январе 1940 года направил в редакцию письмо (опять на бланке) о том, что «товарищ Пургин» по просьбе НКВД находится в Ленинграде для выполнения секретного задания.



Коньяк под красную икру

Разумеется, никакого задания в помине не было. Жулик даже и не думал покидать Москву: он просто жил на квартире своего давнего знакомого, и они гуляли в ресторанах с девушками на командировочные (ведь «Пургин» получал приличные суммы по причине поездки на «опасные участки фронта»). Однажды, вкушая коньяк под красную икру, авантюрист прочёл в прессе, сколько солдат и офицеров получили звание Героя Советского Союза, отличившись на войне с финнами. Решение созрело мгновенно. Не мудрствуя лукаво, на бланках всё той же 39-й дивизии Голубенко послал в Наркомат ВМФ представление на награждение. Не забыв приложить и документы о якобы полученных им прежде ордене Ленина и ордене Красной Звезды и тщательно расписав свою небывалую отвагу, проявленную в «сражениях с белофиннами». Наглость, что называется, — второе счастье: в Политбюро не разобрались. 22 апреля 1940 года в «Комсомольской правде» был опубликован указ о присвоении Валентину Петровичу Пургину звания Героя Советского Союза. Пургин-Голубенко почувствовал себя «суперзвездой»: женился на журналистке «КП», получил хорошую квартиру. Он раздавал интервью и ездил по колхозам, красочно и охотно рассказывая о своих великих подвигах.



Опознали как уголовника

Аферист не учёл одного: публикации о новом Герое Советского Союза во всех газетах вышли с фотографиями. Тут-то жулика и опознали сразу несколько человек: сотрудники НКВД, сопровождавшие арестанта в лагерь, пострадавшие от краж и другие «добрые знакомые». В июле 1940 года Владимира Голубенко задержали: его бывшие сослуживцы пришли в ужас от масштабов аферы и, главное, того, как легко вчерашнему уголовнику удавалось всё проворачивать. Расследование длилось недолго: доказательств было хоть отбавляй. Уже через три месяца авантюриста приговорили к смертной казни, а 5 ноября 1940 года — расстреляли. Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза был официально отменён. Так закончилась скандальная афера, показавшая степень безопасности предвоенного времени: можно было легко зайти в Президиум Верховного Совета СССР и украсть там любые ордена, а один-единственный жулик сумел одурачить целую страну. Правда, Остапу Бендеру удалось остаться в живых. У Голубенко этого не вышло.

Автор
Георгий Зотов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе