Черты родства

Основания для успеха российско-китайского диалога

Как ни крути, а общим между цивилизациями Китая и России является то, что они не западные. И если «незападность» китайской цивилизации очевидна, то «незападность» российской цивилизации требует комментариев.

Цивилизационной порождающей основой России выступает число «три». Русские пьют «на троих», блуждают «в трех соснах», кричат троекратное «Ура!» Системы взглядов и до христианского родноверия русских (правь, явь, навь) и православия («Святой Троицы») троичны. Три – это число нечетное. Оно не делится пополам без остатка. В этом свойстве кроется мистическая связь с небом. Тогда как Запад – это рациональный чет. Примечательно, что порождающим числом китайской цивилизации выступает число «пять». У китайцев пять первоэлементов (вода, огонь, дерево, металл и почва). Их музыка основана на пяти тонах (пентатоника). Их счеты имеют пять костяшек, а иероглифы пишутся набором из пяти черт (горизонтальная, вертикальная, откидная вправо, откидная влево и точка). Пять – число нечетное. И в небесном нечете русской тройки и китайской пятерки кроется космическое основание родства наших не западных цивилизаций.

Россия со времен первого царя воспроизводит «монгольский» тип власти. Он характеризуется пятью принципами: а) надзаконность; б) автосубъектность; в) чрезвычайность действий;

г) примат контроля над людьми, а не над пространством; д) опора на военно-служилое сословие, а не на собственников.

Надзаконность. Она же: неконституционность и культ личности. Состоит в том, что вождь выдвигается сам, своими личными качествами компенсирует отсутствие организации и тянет за собой свой род (команду) на ключевые посты.

Автосубъектность. Или иначе: «власть основана на самой же власти». То есть «сама себе голова». Русской верховной власти присущ произвол, где «царская воля» выступает единственным источником политики. Наглядно автосубъектность проявляется в самоназначении себе самой преемника.

Чрезвычайность действий. Если немецкому порядку и формуле «дас зайн» найти вполне русское соответствие, то это будет слово «авось». Русский тип власти предпочитает естественный ход вещей, а когда устраниться уже нельзя, устраивает аврал – спешную работу, выполняемую сообща всеми причастными и непричастными. Так, относительным бездействием власть центра не подставляется под ответственность за порядок на местах, а случившиеся с народами беды преодолевает на мобилизационном порыве «всем миром».

Контроль над людьми. Бескрайние просторы незащищенных русских равнин в отличие от извечной «лоскутной зажатости» Европы делали русскую власть эффективной тогда, когда она бралась за контроль людей, а не за контроль пространств. А контроль над людьми в России исторически означает иерархию ценностей «пять выше»: а) власть выше собственности; б) служба выше владения; в) справедливость выше закона; г) общее выше личного;

д) духовное выше материального. Для контроля над людьми принципиально объединить ячейку власти с ячейкой производства, а не с «муниципальным образованием».

Опора на военно-служилое сос-ловие. Сословие верноподданных служилых людей, необремененных собственностью, появилось на Руси при Василии Темном (1447–1462) и с тех пор использовалось верховной властью для борьбы с боярами (собственниками-олигархами). В плане собственности дворяне были беднее бояр, а чиновники – беднее дворян. В этой ущербности по отношению к собственности кроется мотив коррупции властей.

В историческом поле России волна подъемов и падений гармонии знати и народов четко раскладывается на периоды: единодержавия (подъем) и олигархии (падение). Поэтому в диалоге цивилизаций с Китаем упор следует сделать на скорое преображение России в форме единодержавия, а не западной демократии.

В доктрине глобализации по-китайски с именем «гармония мира», где «Срединное государство желтых людей» занимает центр Земли, а все остальные страны и народы составляют концентрические круги окраины, у России нет статуса. Получить же через диалог достойный статус можно, лишь подняв нынешний уровень партнерских отношений стратегического взаимодействия добрых соседей на высшую ступень клятвенного союза (мэн) родственных цивилизаций. А это значит, что Россия должна взять на себя роль стратегического тыла Китая в его противостоянии с США по фронту. Тыл же – это то, где находятся энергетические и сырьевые ресурсы, где производится первый передел сырья, где расположена интеллектуальная, исследовательская и опытно-конструкторская база. Это то, на что можно опереться. Что нужно охранять от прямых ударов противников, разграбления и хозяйственного запустения. Китайцы весьма прагматичны, и их отношения с зарубежьем – это «бесконечный путь хитрости». Вежливая хитрость обезоруживается искренностью. Искренность китайцами ценится очень высоко. Но для возникновения чувства уважения к искренности китаец должен почувствовать в диалоге не простодушие юного бесхитростного простака (Незнайку), а великодушие человека широкой эрудиции, несгибаемой воли и глубокой, лишенной всякой паники осмысленной мудрости.

Андрей ДЕВЯТОВ, военный китаевед

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе