Игорь Бутман: Джаз не является разменной монетой в политической борьбе. Наши коллеги из США и Европы поддерживают с нами связь

Главный джазист России - о музыкальных мостах между странами.
Игорь Бутман: Джаз не является разменной монетой в политической борьбе. Наши коллеги из США и Европы поддерживают с нами связь. 
/ РИА Новости


Народный артист России Игорь Бутман очень стесняется, когда его называют главным джазистом России, но тут же признает, что без его участия не обходится появление ни одной новой звездочки на небосклоне этого вида искусства. Мы пообщались с ним в последний день проведения международного конкурса "Мир джаза" в Ростове-на-Дону, который называют главным конкурсом страны. Маэстро уже не первый раз председательствует в составе жюри. В интервью "РГ" он рассказал, как пришел в мир джаза, почему ему доводилось играть на улице и как российский джаз покоряет мир.


Как вам молодые музыканты? Растет ли год от года исполнительское мастерство конкурсантов?

Игорь Бутман: Некоторые поражают своими знаниями и импровизациями. В этом году конкурсантов приехало меньше, но те, кто был, порадовали, хотя Гран-при в этом году никто не получил. Зато в прошлом году мы его дали барабанщику Омару Саидову. Трубач Григор Паносян, занявший первое место в своей категории, теперь играет в моем оркестре. Открытие этого года - Константин Бойцов. Я его тоже приглашаю в свой оркестр на место баритон-саксофониста. Сейчас у меня 18 человек в оркестре. Молодежи много, нас ждет хорошее будущее. Во всяком случае, ориентируясь на конкурс в Ростове-на-Дону - а это самый лучший конкурс для меня, - я уверен в этом. К сожалению, большая проблема найти исполнителя на духовых инструментах. Все ведь хотят идти на саксофон. А та же труба - это сложный инструмент, сильно затратный физиологически. Мышцы должны удерживать сильное напряжение. На саксе играть проще, конечно.

Джаз - это чисто мужская история поэтому?

Игорь Бутман: Нет, конечно. Девушки тоже поражают своим мастерством и аккуратностью. Вот примеры современных мастеров инструментальной музыки: Эсперанса Сполдинг на контрабасе, Дайана Кролл на фортепиано, Ингрид Дженсен на трубе. Открываю для себя и многие новые имена, как ни странно, в своем клубе в Санкт-Петербурге. Захожу как-то раз туда, а там девушка выступает. Как она пела Summertime! Импровизирует, изображает трубу с сурдинкой... А зовут ее Варвара Убель. Ей всего 22 года, а уже такой уникальный опыт. Взяли ее в оркестр. Недавно она выступала с девушками, ну просто до слез растрогала...

Как сегодня существует джаз в условиях отмены на Западе российской культуры? Сохранились ли музыкальные мосты?

Игорь Бутман: Музыкальный мост продолжает работать. Наши коллеги из США и Европы поддерживают с нами связь. Джаз не является разменной монетой в политической войне. Чтобы развиваться, у нас есть все предпосылки. Все музыканты, которые стали уже звездами, выступают и преподают в России. Молодежь тоже растет. Не хватает обмена идеями и мнениями, молодежью.

Сами не выезжали в США после начала СВО?

Игорь Бутман: Нет, не доводилось. Зато мы летим в Индию, потом в Таиланд, потом в Бахрейн, Дубай. Есть приглашение в Сербию и другие страны. Выступали и с американскими коллегами. Мы доказываем нашим искусством, что не должно быть отмены культуры. Мы должны объединять мир, приводить веские музыкальные доказательства того, что жизнь прекрасна.

В 2018 году вам в США вручили награду "за монументальный вклад в преодоление противоречий благодаря искусству" - за организацию музыкальных обменов. Возможна ли сегодня нормализация наших отношений?

Игорь Бутман: Для этого наша культура должна быть лучшей. Тогда ее невозможно будет отменить. Нужно ее насаждать, обновлять, ставить перед собой высокую планку. Мир должен почувствовать, что без нас невозможно культурное развитие. Возьмите пресловутую "мягкую силу" наших так называемых партнеров. Посмотрите, какие они делают, например, церемонии. Наша задача - сделать не хуже, опыт имеется. И тогда к нам придут.

В одном из интервью вы говорили, что в 70-е годы в СССР появились уникальные джазисты с консерваторским образованием, однако не было обмена и возможности проявить талант. До недавнего времени такая возможность была. Появились ли за это время гениальные исполнители? Не способствует ли закрытость большей самобытности?

Игорь Бутман: У нас появился выдающийся талант - пианист Олег Аккуратов, гитарист Евгений Побожий, который победил в международном конкурсе Института джаза Хэнкока. Ростовчанин Артем Баденко, который окончил школу Беркли и сейчас проходит стажировку в этом институте. Замечательные музыканты из трио Евгения Лебедева... Раньше было мало музыкантов, я был лучшим молодым саксофонистом в Советском Союзе, но конкурентов у меня вообще не было. Я с юности верил, что джаз станет моей профессией. Так и произошло.

А почему вы стали думать об этом в юности?

Игорь Бутман: Мне понравилась джазовая музыка, когда я учился на кларнете в музыкальном училище. Там открылось джазовое отделение, и к нам, чтобы получить диплом специалиста эстрадно-джазовой музыки, поступили три взрослых саксофониста. В курилке, где мы все играли, стоял дым коромыслом. Взрослые ребята играли джаз, а мне тогда было 15 лет. Заметил: на саксофонистов девушки смотрят с большим интересом. Тогда и решил переходить на саксофон! Если кларнетом я занимался час-два в день, то саксофоном буквально по восемь часов. Просто не вынимал его изо рта. Это дало результаты.

Где в нынешнее время зарабатывать джазисту?

Игорь Бутман: Джазист может сам договориться с любой филармонией. Представить свое мастерство на джем-сейшне и выступать в ансамблях, которые не зависят от государственной поддержки и разрешений. Поэтому, если хочешь, играй в клубе Игоря Бутмана, хочешь - в клубе Алексея Козлова. Это все-таки джазовые клубы, а не рестораны, где от тебя требуют играть "Белые розы" на саксофоне. Можешь стать, извиняюсь, джазовым блогером и зарабатывать деньги.

Правда, что вам в США на улице приходилось играть?

Игорь Бутман: Один из тех, кто выдавал мне загранпаспорт в СССР в 80-е годы, говорил, что я буду играть там на улице. А мне действительно стало интересно, как это. Попробовали, даже заработали немного. Было интересно. Там есть великолепные музыканты, которые, например, играют в центральном парке Нью-Йорка. Если люди хотят жить там, они идут на такой шаг в надежде, что их кто-нибудь заметит и карьера пойдет вверх. Считаю, что музыканту надо пройти все пути и отдать свой "магарыч" искусству. Но даже для того, чтобы играть на улице, тебе надо получить разрешение. Хочешь играть на улице - играй, хочешь в филармонии - сделай программу, а хочешь играть на фестивале - напиши Игорю Бутману.

Вы воспринимаете себя главным организатором джазового движения в России?

Игорь Бутман: Я об этом не думаю, а просто делаю то, что мне нравится. Очень рад, что многие люди звонят за поддержкой. Если мой авторитет может помочь, я будут только рад. Именно так возникла, например, академия джаза в Кузбассе. Ко мне обратился губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Новокузнецк - потрясающий город, там находится джазовый клуб "Геликон", который считается "губернаторским" по финансированию. Думаю, надо на его базе сделать академию. Из Иркутска обратился губернатор Игорь Кобзев. Встретились, обсудили проведение конкурса. Конкурс поддержала министр культуры Ольга Борисовна Любимова. Есть желание создать академию джаза и в Южно-Сахалинске. Но эти примеры показывают, что без других людей не было бы Игоря Бутмана. Они дали мне веру в то, что все это не мне одному надо.

Зрителям, поклонникам джаза тоже надо…

Игорь Бутман: Вы правы. Один из губернаторов как-то рассказывал мне: потратили, мол, миллиарды на строительство дорог - все критикуют, потратили на инфраструктуру для домов - одна критика. Провели музыкальный фестиваль за миллион рублей - все довольны. Вот она, сила культуры. Люди понимают, что культура должна быть.

Над чем сейчас работаете?

Игорь Бутман: У нас в студии много незаконченной музыки. Недавно мы записали оркестровый альбом по симфониям Александра Бородина, опере "Князь Игорь". Сейчас я дописываю сольные эпизоды. Сделали аранжировки произведений Мусоргского - по его "Картинкам с выставки". Играли мы и баллады нашего оркестра - их тоже надо дописать. К нам приезжал контрабасист Эдди Гомес, мы и с ним тоже записали альбом. Только теперь надо поехать в США его сводить.

В следующем году вашему оркестру исполняется 25 лет. Как планируете отметить это событие?

Игорь Бутман: У нас будет целый концертный тур по стране. Когда мы только начинали с оркестром, то выступали по понедельникам. Стартовали где-то в апреле-мае - примерно в это время и начнем тур. Возможно, потом сделаем гала-концерт. Хочется пригласить звезд нашей оперы и эстрады. Сыграть, например, с Полиной Гагариной или Димой Биланом - я очень уважаю их исполнительское мастерство и работу, которые проводят над собой. Также своим талантом и голосом меня поразил Александр Панайотов. Я ему предлагал совместное творчество, но он решил идти своим путем.

Когда-то звезда Панайотова зажглась на шоу "Народный артист". А нужно ли подобное шоу для отбора талантливых джазовых исполнителей?

Игорь Бутман: Когда-то делали такой конкурс "Большой джаз" на канале "Культура". Считаю, что шоу было недоработано. Оно было неплохое, но подход к отбору участников был непрофессиональным. Все-таки эстрада - это одно, а джаз - это и теория, и практика. Но телевизионщики решили, что они сами найдут таланты, которых я не знаю. Я объяснял, что через меня проходят все, но не послушали. Но потребность в подобном шоу есть.

Если люди строят, допустим, мост, то сначала одни специалисты его проектируют, другие его строят. То же самое и в музыке. Чтобы поднять планку нашего искусства, о которой мы говорим, должны быть соответствующие специалисты. Вот я не могу советовать кому-то в культуре, но могу советовать в джазе. И тогда будет успех. Я готов делиться своими связями и опытом. А нашим джазистам не раз доводилось представлять нашу культуру на международных площадках перед руководствами разных стран.

В каком направлении сегодня развивается в России джазовое искусство?

Игорь Бутман: Мы заново открываем для себя нашу музыку. Недавно выпустили сборник "100 композиций российского джаза от 1923 года до наших дней". Постепенно все наши артисты пишут музыку и поют на русском языке. Поют и на английском, причем почти без акцента. Растет и технический уровень, конкуренция. И конкурс в Ростове-на-Дону в том числе это показывает.

Какие города сегодня еще появляются на джазовой карте страны?

Игорь Бутман: Их много. Архангельск, например. Замечательные музыканты появляются в Казани. Хороший город Иркутск, где проходит и детский джазовый конкурс. Во Владивостоке недавно завершился джазовый фестиваль.



Кстати

Над чем работает Бутман

Дописывает сольные партии оркестрового альбома по симфониям Александра Бородина оперы "Князь Игорь", аранжировки произведений Модеста Мусоргского по его "Картинкам с выставки". Выпустил сборник "Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922-2022".


Автор
Евгений РАКУЛЬ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе