15 декабря 2009 ● Олег Давыдов
Касимов: языческий, христианский, мусульманский
Касимов был основан в 1152 г. Юрием Долгоруким. То есть Юрий построил крепость и обложил данью мещеру, туземное угрофинское племя. Ну, может, еще убил местного князя, как чуть раньше убил московского владетеля Кучку, что и стало актом «основания» Москвы. Это называется строительной жертвой – обычный ритуал при начале нового проекта. «Дело прочно, когда под ним струится кровь».
Боги
Изначально Касимов назывался Мещерским Городцом и располагался у впадения в Оку речки Бабинки, текущей по Бабенскому оврагу. Если идти вдоль оврага к Оке, то по правую руку открывается городище, здесь и была крепость. А на противоположной стороне оврага, на Старом посаде, видна церковь. Она много раз меняла название: была Ильинской, потом Никольской, потом Преображенской. Та церковь, что стоит на посаде сейчас, была освящена как Ильинская и имела Никольский и Преображенский престолы. В дохристианские времена на месте церкви было языческое святилище. И, следя за сменой названий церкви, не так уж трудно понять, что за культ здесь был. Советский ученый Борис Успенский реконструировал основной индоевропейский миф как историю о небесном Громовнике (Перуне), побивающем змееобразного бога (на Руси его звали Влесом, Волосом). В христианские времена Волосу стали поклоняться под именем Николая-угодника, а Перун разделился на две ипостаси: крестьянского Илью, дающего дождь, и Георгия, которого на иконах изображают побивающим змееподобного Волоса.