Культура пограничья

Сценарист Рустам Ибрагимбеков — о территории кино, где встречаются Восток и Запад.

Не секрет, что сегодня восстанавливается противостояние Востока и Запада, причем в самой худшей форме. Так случилось, что многовековая мудрость Востока оказалась подзабыта, и несколько столетий Запад жил в уверенности, что он намного более развит и цивилизован. Но выясняется, что более глубинно и системно мир и человека понимает все-таки Восток, восточная философия. Мне бы хотелось, чтобы победила интеграция ценностей, произошло сложение и умножение знаний.

К сожалению, западные люди часто ничего не понимают про Восток, как и восточные люди ничего не понимают про Запад. А как можно утверждать, что ты согласен или не согласен с точкой зрения оппонента, если нет уверенности, что ты его понимаешь. Слишком много проблем, как глобальных, между государствами, так и на уровне одной семьи, происходят от недопонимания.

Поэтому я возлагаю большие надежды на пограничье цивилизаций — то, что называется Восточной Европой и Западной Азией. Это удивительный регион и колыбель человечества. Именно здесь живут люди, более или менее понимающие и Запад, и Восток. Я уверен, что от них, и не в последнюю очередь от людей культуры, живущих здесь, зависит судьба мира.

Искусство, конечно, не всесильно. Оно не столько предлагает способ, сколько говорит о необходимости решить проблему. Искусство есть поиск болевых точек. Люди искусства — не врачи, они просто рассказывают об этой боли. А как ее излечить, решает каждый сам.

Искусство работает с отдельным человеком, не со странами или народами. Но бывает так, что одиночка может решить все. Однажды советский офицер по имени Станислав Петров спас мир от гибели. Когда пришел сигнал, что на СССР летит американская ракета и надо было срочно отвечать, он взял на себя ответственность и не нажал кнопку, решив подождать. И действительно, оказалось, это был сбой, никакой ракеты американцы не посылали. Человечество могло погибнуть из-за технической ошибки.

Мир давно живет под угрозой самоуничтожения. Я лично уверен, что человечество сложилось в единый организм только в 1945 году, когда американцы сбросили бомбы на Японию. Это было начало принципиально новой эпохи в истории. Раньше деспоты и тираны могли уничтожить множество жизней, но лишь теперь возникла фактическая возможность у одного человека погубить весь мир. А как сказал когда-то Достоевский: «Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие».

Сегодня во многих точках земного шара всё ощутимее стремление к терпимости и толерантности. Если эта тенденция победит, уверен — мир будет спасен. Нам, людям, надо научиться понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, но допускать, что может существовать противоположная.

Осознание этих истин созревало во мне постепенно, и в какой-то момент они завладели всем моим существом. Можно сказать, что всю свою жизнь я только тем и занимаюсь, что налаживаю связи между странами и народами уже бывшего Советского Союза — как в своих фильмах, так и в общественной деятельности.

И создание евразийской премии «Восток-Запад. Золотая арка» — органичное продолжение этих усилий. С недавних пор именно она стала для меня самым важным делом в жизни. Премия эта призвана отмечать лучшие фильмы из стран Восточной Европы и Западной Азии — региона, находящегося на стыке культур. Здесь создается самобытное, замечательное кино, но оно — в том числе российское — находится в тени англоязычного кинематографа. Даже внутри стран, где оно снимается, его смотрят мало.

Конечно, какие-то отдельные фильмы прорываются. Новый фильм поляка Павла Павликовского «Холодная война» получил три номинации на «Оскар» — вот его будут смотреть. А многие другие прекрасные картины так и останутся безвестными. Любая премия только тогда имеет смысл, когда влияет на судьбу фильмов и их создателей. Поэтому я надеюсь, что «Золотая арка» поможет номинантам и призерам преодолеть национальные границы.

Премия присуждается в 11 номинациях. Ее принципиальная особенность в том, что 24 члена жюри — кинокритики и фестивальные кураторы, живут в странах, не представленных в конкурсной программе. Поэтому и оценки выносят объективные. И что показательно, вопреки нашему частому, но несправедливому убеждению, что наш кинематограф будто бы недостаточно интересен или недостаточно хорош, среди номинантов и победителей премии, как и в прошлом году, оказалось много российских фильмов (в частности, «Лето», «Человек, который удивил всех», «Айка» и «Довлатов» — «Известия»).


Автор — советский и азербайджанский писатель, кинодраматург и кинорежиссёр, глава Международной Конфедерацией союзов кинематографистов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Американской киноакадемии

Автор
Рустам Ибрагимбеков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе