О правильной традиционной культуре: к рассасыванию национальных сепаратизмов в Поволжье

Как-то незаметно, будто сама собой, рассосалась тема татарского и башкирского сепаратизмов.
А ведь накануне казанской Универсиады она стояла острейшим образом. 
Вспомните громкие убийства духовных лидеров в Татарстане, попытки майданить под лозунгами «Татарстан — не Россия» и видеообращения «лесных партизан» с присягой «ичкерийским братьям».

Решающую роль в зачистке проблемы сыграли, конечно, правоохранительные органы, которые фактически ликвидировали не только бандподполье, но и множество ячеек «Хизбут Тахрир Аль-Ислами» и других сект по всей стране.

Однако зачистить — не значит искоренить. Мне кажется, есть у наших поволжских регионов один мощный стабилизирующий фактор — и это, как ни странно, их верный подход к культурному вопросу.

Мы живём в Оренбургской области по соседству и у нас в кабельной сети есть и татарские, и башкирские каналы. Так вот в какой бы год и в какой бы день и час вы их не включили, вы наткнётесь на вполне мирную реализацию той части культуры, которую принято называть «национальной», но которая по сути является традиционной этнической составляющей.
http://www.phototyumen.ru/uploads/archive/original/00000005447.jpg
Вот молодые люди в национальных костюмах танцуют на эстраде. Вот женщина в платье до пола с блёстками поёт на той же эстраде на родном языке. Или татарский дедушка в тюбетейке лихо играет на гармошке, притопывая сапогами. И, конечно же, зрительский зал — заполненный, между прочим. Да, кажется, что тут застыло само время. Но ведь традиционная этническая составляющая — это как раз и есть то, чему модернизм только во вред.

Передача «Примите поздравления. Исяммисис». «Зульфия Айшатовна поздравляет дорогого юбиляра Тимерхана Казановича Батыргалиева с юбилеем и дарит этот музыкальный подарок в исполнении Ильдуса Рашитова».

И идёт мощный поток поздравлений, танцев и певческих конкурсов.

Нет, это ещё не рецепт от сепаратизма или религиозного фундаментализма. Но это верный ход — столь же верный, как и гордость Британии — шотландские гвардейцы, килты, волынки. Шотландцы англичанам не кровные родственники — но культурно и исторически они срослись ненамного хуже, чем татары с русскими. Шотландцам комфортно быть своими в огромном англосаксонском мире — и комфортно обращаться к собственной традиционной составляющей. Которая тем и хороша, что представляет собой константу, а не некое модерновое учение о превосходстве возвышенного духовного полёта волынок над английской скотской сущностью.

Так же и всем русским народам — славянские они, тюркские или там вайнахские — должно быть комфортно в огромном Русском мире, принадлежащем им по праву. И при этом — при желании реализовываться в своей традиции. Не «петь о любви к Путину в тюбетейке», а именно спокойно и свободно жить в традиции.

…Сегодня нельзя не вспомнить опыт позднего СССР, главными инициаторами растаскивания которого стали именно кропотливо выращиваемые в нацреспубликах мастера «национальной по форме и социалистической по содержанию» культуры.

Сегодня представляется, что именно в этом сочетании и была ошибка. Коммунизм был идеологией модернистской, содержанием которой был разрыв с традицией и установление новых отношений. Будучи завёрнут в этническую упаковку — он не утвердился сам в умах собственных пропагандистов и невольно извратил их представление о месте и роли этнической составляющей. В итоге, когда просто был ослаблен государственный идеологический контроль, — именно авторы разнообразных «песни Вайры-ударницы» и «сказа про Саламбека-передовика» стали теми, кто выбросил «социалистическое содержание» и завернул в этническую оболочку другую модернистскую идеологию — этнический национализм.

А ведь традиционная этническая составляющая — что собственно русского, что татарского, что осетинского и далее народов — не должна служить ничему обёрткой. Она есть содержание. Причём вполне естественно и по праву занимающее место в жизни граждан.

Если же в неё, как в вышиванку, начинают заворачивать разного рода «требования момента» — то получится как на Украине.

Евгений Супер, Обозреватель
Оренбургская область, г. Орск. Сфера интересов: политика, общество, экономика, бизнес. Супер — это не эпатажный псевдоним, а фамилия. Блог e-super.livejournal.com. Контакт через Фэйсбук или Вконтакте.
Автор
Евгений Супер
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе