Эпидемия бедности

Параллельно росту числа миллиардеров и миллионеров в мире растет число бедняков. На «золотой миллиард» жителей развитых стран приходится миллиард людей, живущих меньше чем на доллар в день.

Согласно данным ООН, за последние сорок лет число беднейших стран мира удвоилось. Их теперь на нашей планете добрых полсотни. Другими словами, в то время как страны так называемого «золотого миллиарда» были поглощены идеологическим и экономическим соперничеством, искренне считая весь остальной мир неким плацдармом, предназначенным для осуществления их геополитических замыслов; пока они переживали «крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века», изобретали панацеи в виде интернета и глобализации, до хрипоты спорили об эффективности Киотского протокола и вляпывались в очередной экономический кризис, вечные, как наш мир, нищета и голод молча и безо всяких внешних эффектов расширяли свое жизненное пространство.

Излишне уточнять, что подавляющее большинство беднейших стран находится на африканском континенте, население которого уже сегодня достигло одного миллиарда. Если к этому добавить, что, по прогнозам ООН, за следующие сорок лет население Африки удвоится, можно предположить, что проблема бедности там увеличится пропорционально. Но тревогу вызывает положение не только в Африке, но и в таких, казалось бы, экономически успешных странах, как Бразилия, Китай или Индия. Население этих стран тоже обречено на существенный рост, но проблема бедности существует и там, хотя и не в такой острой и безнадежной форме, как в Африке.

В Китае почти шестьдесят процентов населения живут в условиях, которые мало чем отличаются от африканской нищеты

Недавние уличные бои в Рио-де-Жанейро между армейскими подразделениями и кланами наркоторговцев отражают, по существу, ту же проблему социальной обездоленности жителей городских фавел, а поголовная нищета жителей Бангладеш является своего рода гипертрофированным отражением той же проблемы в соседней и вроде бы благополучной Индии. Вообще же, по оценкам Программы развития ООН, миллиард жителей планеты живут на сумму, составляющую менее одного доллара в день, а два миллиарда – на два доллара в день.

Картина становится еще более ужасающей, когда Всемирная организация здравоохранения констатирует, что из 2,2 миллиардов детей, живущих на планете, один миллиард живет в бедности, не дающей этим детям либо доступа к жилищу, либо к медицинской помощи, либо к образованию.

Согласно исследованию ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), «одной из главных причин подобной ситуации является зависимость беднейших экономик от природных ресурсов, которые все время истощаются». Тут, кстати, любой здравомыслящий россиянин мог бы увидеть в этой констатации не такое уж и отдаленное будущее, которое может постигнуть Россию в том случае, если она и дальше будет уповать на кажущуюся неисчерпаемость своих природных ресурсов. Тем более что прожиточный минимум среднего россиянина не намного превосходит месячный доход двух миллиардов бедняков, живущих на два доллара в день.

Сегодня бессмысленно предугадывать, во что могут вылиться последствия этой неумолимо растущей диспропорции в социальных условиях рода человеческого. И уж тем более смешно изобретать какие-то предохранительные и подробные рекомендации в ситуации, когда понятия «капитализм» и «социализм» практически потеряли свой первоначальный смысл и когда становится очевидным, что человечество объективно не в состоянии найти какую-то универсальную социально-экономическую формулу своего существования. И прежде всего потому, что и мораль всех мировых религий, и утопии Томаса Мора, и «солнечные города» Кампанеллы, и «протестантская идеология» европейского предпринимательства, и коммунистические мечты Маркса, и лукавые формулы типа «социальное государство» предполагали для своего утверждения на планете одно простое, но априори невыполнимое условие – добровольное или принудительное изменение всеобщей массовой психологии.

Однако, как это ни парадоксально, когда эту массовую психологию перестали теребить с помощью разного рода спасительных теорий, она сама по себе естественным образом нащупала для себя примитивное, но комфортное кредо, именуемое консюмеризм, а говоря попросту – потребительство.

Тут речь не идет об обличениях или морализаторстве: эта философия равно присуща как людям, составляющим население стран «золотого миллиарда», так и жителям, скажем, Экваториальной Африки или Гаити. Как говаривал один из героев Джека Лондона, «я не могу объяснить, почему коровий хвост растет книзу, я могу лишь констатировать этот факт». Действительно, вряд ли можно сомневаться, что любой из трех миллиардов беднейших жителей Земли непременно ударится в бездумное, почти машинальное потребительство, как только он окажется в условиях соответствующего материального комфорта. Кстати, пример постсоветской России служит неопровержимым доказательством этого утверждения.

Ни посконно-коллективистское мышление, оставшееся нам в наследство от коммунистического режима, ни «духовность народа-богоносца» не смогли удержать отечественных скоробогачей от соблазнов того самого бездуховного западного «консюмеризма», который чуть ли не ежедневно предается анафеме нашими политическими и религиозными лидерами с «Брегетами» на запястьях. И именно в этой среде критерием величия России считают тот факт, что, по свидетельству главы концерна Volkswagen AG Мартина Винтеркорна, «плотность Porsche и Audi в Москве самая высокая в мире».

Зная о качестве российских дорог, можно понять, что с практической точки зрения все эти «гламурные» автомобили, по существу, играют роль золоченой побрякушки в носу дикаря. Впрочем, это мало волнует нашу дорвавшуюся до «всемирного супермаркета» элиту. Еще меньше ее волнует тот факт, что, по данным Всемирного банка, доходы четырнадцати-пятнадцати миллионов самых обеспеченных россиян почти в тридцать раз превосходят доходы такого же количества их беднейших соотечественников. Между тем, этот разрыв вполне сопоставим с разницей в доходах богатейших и беднейших стран мира. Мы же продолжаем по-детски гордиться тем, что в текущем году количество российских миллиардеров в списках Forbes удвоилось по сравнению с 2009 годом, не обращая внимания на то унизительное обстоятельство, что эти «флуктуации» связаны всего лишь с ростом или падением мировых цен на нефть, а не с технологическими прорывами российских умов.

Тем не менее отдадим должное отечественным миллионерам, миллиардерам и просто богатым людям. Они-то, по крайней мере, абсолютно искренни в своем инстинктивном, бессмысленном, булимическом обжорстве людей, в большинстве своем голодавших на протяжении поколений и еще вчера не имевших представления о существовании биде и чемоданов Louis Vuitton.

А вот потомки диккенсовских шахтеров, лионских ткачей и жертв американской Великой депрессии за последние десятилетия непрерывно растущего – и в какой-то степени заслуженного ими – материального благополучия попытались придать своему консюмеризму концептуальное измерение. Их гедонизм должен был обязательно включать в себя если не духовное, то гуманистическое и интеллектуальное начало, что в итоге вылилось в беспорядочный набор добрых намерений от борьбы с табакокурением и политкорректности до попыток управлять мировым климатом.

По существу, все это было комплектом обыкновенных хобби, придуманных для того, чтобы оставаться в стилистике новомодного течения, именуемого глобализацией.

Разумеется, в этот набор не могли не войти и в самом деле благородные порывы по спасению нескольких десятков больных детей или по снабжению палатками беженцев где-нибудь в Африке; или достаточно щедрые пожертвования жертвам холеры или СПИДа в странах «третьего мира», или лечение людей, раненных в руандийском геноциде, который мировая общественность так и не сумела предотвратить. Но, как и всякие действия, которые предпринимаются – сознательно или бессознательно – для внутреннего самооправдания и не являются естественным проявлением общественной психологии, все эти добрые деяния не могли не вылиться в жестокую пародию, уничтожающе свидетельствующую об изначальном лицемерии общества, их породившего.

Вот самый свежий пример такой пародии. По сообщению агентства Аssociated Press, певцы Леди Гага, Джастин Тимберлейк и другие знаменитости решились на «страшную» жертву ради борьбы со СПИДом. В рамках благотворительного проекта «Пожертвовать виртуальным миром ради спасения человеческих жизней» они приняли решение покинуть социальные сети Facebook и Twitter и вернуться туда лишь после того, как пожертвования на помощь семьям Африки и Индии, в которых есть ВИЧ-инфицированные, достигнут одного миллиона долларов. При этом знаменитости позаботились о создании рекламных роликов, где они будут лежать в гробах, символизируя свою виртуальную смерть.

Никто не спорит, миллион долларов для горстки ВИЧ-инфицированных лучше, чем ничего. Но, может быть, сильные мира сего, включая международные организации, G-8, G-20 и фигурантов списка Forbes, все-таки задумаются когда-нибудь над тем очевидным фактом, что население беднейших стран мира является частью человечества, и найдут способ ему помочь, не ложась в виртуальный гроб.

Ибо человеколюбие не может быть выборочным.

Борис Туманов

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе