Максим Трудолюбов: Спортивное язычество

Почему Олимпийские игры — это способ выяснения отношений между государствами

Существование спорта высших достижений, возможно, оправдано стремлением мировых держав сублимировать желание уничтожить друг друга.

В Древней Греции Олимпийские игры проводились в священном для греков месте и сопровождались религиозными церемониями. Да и сами соревнования были чем-то вроде жертвоприношения. Талантливым атлетам поклонялись: им ставили статуи, их имена помнили. Физическое совершенство было неотделимо от морального: красота и добро, как считалось, должны сочетаться.

Фото: Валерий Мельников/РИА Новости

Но еще в древности начался процесс, который можно назвать «профессионализацией» спорта. И спорт сразу перестал нравиться понимающим людям. Уже Плутарх противопоставляет спортивные достижения и «реальные». Александр Македонский в описании Плутарха не любит спорт, потому что это не настоящее занятие. Древнегреческий политик Филопемен осмеивает профессию атлета и отказывается от нее: «Атлеты… установленными движениями и покоем стараются развивать крепость тела и сохранять ее, так как она подвержена переменам при малейшем нарушении равновесия и отступлении от обычного образа жизни; тело солдата, напротив, должно быть приучено к любым переменам и превратностям».

Для римлян спорт стал прежде всего зрелищем. Безумный император Нерон, гонитель христиан, с удовольствием участвовал в Олимпийских играх, пытаясь выиграть состязания в беге колесниц. Еще больше он любил гладиаторские бои. И гладиаторские, и Олимпийские игры были прекращены императорами-христианами.

В новое время спорт прошел весь тот же путь — от языческих представлений о красоте и добре, сформулированных идеалистом Пьером де Кубертеном, до профессионализации на новом уровне. Из языческого культа спорт высших достижений превратился в тоталитарную секту. А Олимпиада — в рекламу этого культа, не имеющую ничего общего с олимпийскими ценностями.

Спорт стал демонстрацией возможностей человека, в которой участвуют подневольные молодые люди. Это больше похоже на гладиаторские игры, чем на олимпийские. На языческие жертвоприношения, чем на добровольные упражнения для тела. Большинство спортсменов не сами решали быть спортсменами. Их родители сделали ставку на спорт, отдали детей на ежедневные дрессировки, отказались от настоящего образования, положили жизни детей на то, чтобы, возможно, добиться сверхуспеха — если в лотерее удастся выиграть.

Успех достается единицам. Эти единицы — люди с уникальной способностью, к примеру, прыгать выше или дальше всех — работают очень дорогими рекламными носителями. Вложенные силы, годы тренировок и деньги в этом случае окупаются в сотни и тысячи раз. Родители, чьи дети «сыграли», получают отличную пенсию. Но масштабируемый выигрыш достается лишь ничтожной части тех, кто положил жизнь на спорт. Остальные бывшие ученики спортивных школ выбывают из игры, когда начинать новую жизнь нет сил и получать настоящее образование трудно. Они пополняют ряды преступных организаций, принимают наркотики, пьют. Если это социальный лифт, то для большинства он ведет вниз. Существование спорта высших достижений — одной из поразительных особенностей XX века, — возможно, оправдано стремлением великих держав сублимировать желание уничтожить друг друга. Конечно, лучше на игровом поле, чем на поле сражения! Но холодная война кончилась. И стоит вспомнить о том, что спорт достижений не имеет отношения ни к охране здоровья, ни к развитию общества.

Максим Трудолюбов

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе