Звонки перед занавесом

Прошел год с того дня, когда на платформе, принадлежащей британской нефтяной компании BP, раздался взрыв, и нефть из скважины начала выливаться в воды Мексиканского залива. По мнению экспертов, катастрофа не была просто несчастным случаем, и ее вполне можно было избежать.

Взрыв на платформе унес жизни 11 рабочих и инженеров. Авария была быстро квалифицирована как техногенная катастрофа. Нефть вытекала в воды Мексиканского залива на протяжении пяти месяцев, все это время делались неудачные попытки заткнуть скважину. Уже начали раздаваться панические голоса: «А что если утечку остановить вообще не удастся?»

После месяца безуспешной борьбы со скважиной в американской прессе начали всерьез обсуждать идею применения ядерного заряда, чтобы сдвинуть пласты грунта на дне и перекрыть поток нефти. Пресечь эти слухи пришлось представителям министерства энергетики США, заявившим, что такой вариант не рассматривается даже как крайний.

За пять месяцев в заливе оказалось 4,9 млн баррелей нефти. К этому следует прибавить еще примерно 2 млн галлонов (1 галлон = 4,55 л) дисперсантов – химических реактивов, применяемых для уничтожения разлившейся нефти. BP применяла дисперсант корексит, который сам по себе небезопасен. Впрочем, единого мнения насчет степени его токсичности и опасности для здоровья людей нет.

Самый крупный до катастрофы в Мексиканском заливе разлив нефти произошел после крушения танкера Exxon Valdez в 1989 году у берегов Аляски. Тогда в море вытекло 258 тыс. баррелей, образовавшие нефтяное пятно в 28 тыс. кв. км. Таким образом, BP со своей вышкой многократно перекрыла прежний рекорд и придала термину «экологическая катастрофа» новое звучание.

Загрязнению подверглась примерно четверть акватории Мексиканского залива и сотни миль побережья. Оценки масштабов загрязнения сильно разнятся – в зависимости от степени лояльности к BP оценивающей организации. Сейчас море и побережье выглядят вполне пристойно, однако морские животные и рыба продолжают гибнуть, а люди – страдать от различных заболеваний, вызванных как самим загрязнением, так и химикатами, применяемыми для очистки. Под водой обнаруживают огромные «линзы» нефти – в сотни метров толщиной и многие километры в длину и ширину. Это заставляет предполагать, что нефть, собранная с поверхности залива, – далеко не все.

Инцидент еще был в самом разгаре, а расследование уже началось. Спустя месяц после взрыва в первых экспертных заключениях говорилось, что катастрофу можно было не допустить, если бы компания и технический персонал вышки строго следовали нормативам и инструкциям, а регулирующие органы выполняли свои обязанности не спустя рукава. Скорее остается удивляться, говорилось в тех отчетах, что трагедия случилась сейчас, а не ранее: ведь требования техники безопасности игнорировались «буквально десятилетиями», а похожие происшествия случались достаточно регулярно, просто не попадали из-за их небольшого масштаба в центр внимания. Характерно также, что незадолго до происшествия много обсуждалось, что контроль за нефтедобычей на шельфе со стороны американского государства чересчур навязчивый и избыточный.

В начале этого года правительственная комиссия опубликовала отчет, в котором вина возлагалась на ошибки менеджмента всех трех компаний, имевших отношение к аварии. В документе говорилось, что BP, Halliburton (устанавливала оборудование на нефтяной платформе и помогала цементировать скважину после прорыва) и Transocean (компания-владелец платформы) принимали решения, которые позволяли сэкономить время и деньги, но увеличили риск прорыва скважины. По сути, правительственный доклад дублирует выводы собственного расследования BP, опубликованные еще в сентябре 2010 года, в которых также говорится о «коллегиальной ответственности» трех компаний.

В определенном смысле приговор комиссии на руку BP, поскольку размывает ее ответственность. Однако для американского общества этот документ носит «рекомендательный характер», а вину все равно главным образом возлагают на британскую нефтяную компанию.

Руководители BP многократно извинялись перед американцами за произошедшее. Пиар-кампания, призванная отразить всю глубину раскаяния компании и ее действия по исправлению положения, идет практически безостановочно. Уже в июне 2010 года BP запустила по американскому телевидению ролик, в котором глава компании извинялся за экологическую катастрофу: «Я, Тони Хейворд, заявляю, что BP берет на себя всю ответственность за очистку залива. Мы помогли властям организовать самую масштабную в истории страны операцию по защите окружающей среды. Километры боновых заграждений, тридцать самолетов и более тысячи лодок призваны остановить продвижение нефти вдоль береговой линии. Но все эти меры не будут стоить налогоплательщикам ни цента. Приношу извинения всем, кто пострадал от последствий катастрофы. Благодарю волонтеров и правительство за помощь. Мы сделаем все, чтобы это не повторилось».

Возможно, британцы действительно не жалеют себя в плане очистки акватории и побережья, однако достаточно сдержанны в выплатах компенсаций. После аварии BP согласилась с настоятельным предложением администрации президента США создать специальный фонд в размере 20 млрд долларов для выплат пострадавшим. К настоящему времени подано порядка 405 тыс. заявлений о компенсации ущерба от частных лиц и еще 100 тыс. от компаний. За последние семь месяцев концерн заплатил по ним 3,6 млрд долларов. Представители BP отмечают, что многие из обращений очень слабо подтверждены документально, в то время как заявители, напротив, жалуются, что и целой кипы совершенно достоверных бумаг может оказаться недостаточно.

В связи с этой историей невозможно не вспомнить Фукусиму, которая на повестке дня и случилась всего через год после Мексиканского залива. По мере того как мировая экономика становится сложнее и попросту больше, шансы на то, что где-то что-то прорвет или взорвется, растут. А способности человечества контролировать собственную технику только уменьшаются.

Евгений Берлин

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе