«Киборги» вместо «Вия»

Как украинское кино связано с украинской политикой.
Фото: Идас Филм


Похоже, политическая судьба Украины теперь связана с кинематографом. Что сегодня здесь смотрят в кино.


Сразу скажем: среди украинского коммерческого кино преобладают комедии, поэтому популярность Владимира Зеленского вполне понятна. В последние недели с американскими блокбастерами успешно конкурировали местные картины с говорящими названиями «Давай танцуй!», «Продюсер» и «Свингеры 2». «Слуга народа 2» Зеленского в этом ряду — самый успешный пример. Фильм — продукт «Студии Квартал 95», которую Зеленский создал на базе одноименной команды КВН и которая с 2003 года является флагманом юмористического продакшена на Украине.

Напомним, что «Слуга народа 2» — это полнометражное продолжение одноименного комедийного сериала, на его основе затем вышел второй сезон сериала, а в марте этого года стартовал и третий (действие разворачивается уже в 2049 году). Сюжет фильма уже успел воплотиться в реальность, и тем не менее его стоит напомнить: Зеленский играет учителя истории Василия Голобородько, который стал президентом страны и пытается переломить коррумпированную систему. Враги Голобородько — чиновники, олигархи, словом, вся действующая номенклатура. Актуальнее некуда. И украинцы актуальность оценили: у сериала отличные рейтинги, а «Слугу народа 2» в кино посмотрели 340 тысяч зрителей, что для Украины немало.

О «Слуге народа» стоит сказать еще несколько слов, сериал снят на русском языке, причем по-русски говорят все и всюду, включая официальные мероприятия. А вот на украинской мове в фильме изъясняются в основном ретрограды и реакционеры, которые высмеиваются за дремучесть и ура-патриотизм, неуместные в молодом амбициозном государстве XXI столетия. И это многое говорит о симпатиях и антипатиях его зрителей.



Не будем дружить фильмами

Зеленский — пример не только успешной ставки на комедию, но и не менее успешного партнерства Украины и России в области кино и ТВ. Его компания выпустила более двух десятков фильмов и сериалов и еще больше юмористических программ и циклов, которые пользовались успехом и в России в том числе,— это франшизы «Любовь в большом городе» и «8 первых свиданий».

Сотрудничество двух кинодержав всегда было тесным: российские фильмы и сериалы часто создавались при участии Украины и прокатывались одновременно и там, и там. Допустим, сериал, снятый в России, сначала попадал на украинский экран и уж потом его показывали у нас, как это произошло с «Красными браслетами» (драматическим телесериалом о детском корпусе в больнице). Впрочем, последние годы не прошли даром — запрет многих российских фильмов и сериалов в соседней стране привел к победе украинского киноимпортозамещения.

Прежде всего, конечно, ставка сделана на блокбастеры. Если до Донбасса и Крыма в лидерах украинского проката были «Сталинград» и «Вий», то теперь национальный продукт конкурирует, пусть и с переменным успехом, с американским. С 2017 года только из госбюджета Украины выделяется около 20 млн долларов на поддержку местных блокбастеров, и эта сумма из года в год растет. Правда, достается она только правильным с идеологической точки зрения фильмам. Предпочтение — сюжетам, где показывается героизм украинского народа в борьбе с некоей внешней угрозой. Типичный образец — боевик «Киборги» 2017 года. По структуре сюжета это клон нашего «Сталинграда» — рассказ о том, как горстка бойцов держит донецкий аэропорт, попутно выясняя, кто и за какую правду воюет и что общего у всех этих людей в военной форме. Плюрализм мнений преодолевается только борьбой с общим врагом. Не братья по разуму — так хоть по оружию.

Режиссер «Киборгов» Ахтем Сеитаблаев набил руку на драмах о притеснениях крымских татар и, похоже, нащупал интонацию, которая близка массовому сознанию украинцев. Его новый проект — международный блокбастер «Захар Беркут» — развивает схожую тему. Как и в «Киборгах», сюжет повествует о противостоянии горстки героев и многочисленной армии противников. Вместо москалей — войско Орды, время действия — середина XIII века.


Можно констатировать: сегодня у украинцев есть запрос на создание образа страны, находящейся под ударом и сплотившейся перед лицом общей угрозы.


Помимо уже упомянутых «Киборгов» и «Захара Беркута» это, к примеру, фильм «Круты. 1918» — как раз сейчас он идет на украинских экранах. Сюжет: небольшие и плохо вооруженные отряды киевской молодежи доблестно противостоят сильно превосходящей их числом (но, конечно, не морально!) армии большевиков.


Кадр из фильма «Круты. 1918»
Фото: Good Morning Films


В пропагандистских фильмах угроза, как видно, часто исходит со стороны России. При этом придраться сложно: в кадре никто прямо не утверждает, что все русские — враги. В «Киборгах» осаждающая сторона — «москали» и «кадыровцы» (правда, в этих рядах, как признают «киборги», есть и отдельные украинцы). В фильмах о гражданской войне русские тождественны большевикам, а большевики — воплощенное зло…

В «осадной» теме обнаруживаются и занятные вариации. Ну, например, в детском фэнтези «Сторожевая застава» школьник Витя переносится в XII век и вместе с Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем защищает Киев от половецких полчищ. А в комедийном боевике «Дикое поле» парнишка по имени Герман защищает семейную заправку от банды рейдеров. К этому же тренду в кино — противостояние национальной угрозе — можно отнести и драму «Тайный дневник Симона Петлюры» — фильм об убийстве знаменитого политэмигранта.


Кадр из фильма «Сторожевая застава»
Фото: Film.UA



Ближе к корням

Однако лишь идеологическими блокбастерами и комедиями кино Украины, естественно, не исчерпывается. Настоящий кладезь сюжетов — народная мифология и национальные корни. Например, остроумный мистический хоррор «Брама» о бабе Присе и кошмарах, творящихся в районе Припяти,— часть активно развивающейся мифологии Чернобыля. А незадолго до Майдана очень успешно шел «Поводырь» Олеся Санина, где Украина 1930-х годов показана через историю осиротевшего американского мальчика, волею судьбы ставшего поводырем слепого кобзаря (народного певца). «Поводырь» был даже выдвинут на «Оскар» от Украины, но в число номинантов не попал.

Вообще, фильмы, которые Украина выдвигает на «Оскар» и крупные международные фестивали, отдельная тема. Ну, например, в 2014 году по фестивалям, начиная с Каннского, прогремело «Племя» Мирослава Слабошпицкого — история любви в интернате для слабослышащих. В 2017 году оскаровский комитет Украины отправил на «Оскар» экспериментальный «Уровень черного» (о переломном моменте в жизни свадебного фотографа), где режиссером был оператор «Племени» Валентин Васянович, но для американской киноакадемии история оказалась слишком камерной и сложной. Сегодня же для всего мира украинское авторское кино связано в первую очередь с именем Сергея Лозницы — на «Оскар» в 2018-м отправили его «Донбасс». Гротескный пересказ документальных фактов о гражданской войне оказался не рассчитан на массового зрителя, да и не все критики его поняли (в стране фильм посмотрело 25 тысяч зрителей, что по меркам кинопроката провал), однако спровоцировал общественный резонанс и бурное обсуждение.


Кадр из фильма «Племя»
Фото: Garmata Film Production



Донбасс в фокусе

Надо сказать, конфликт на Донбассе сделал из Украины настоящую Мекку документалистов: сюда едут снимать со всего мира. Назовем несколько таких картин. Это «Родные» Виталия Манского о его семье, которую разделила политическая нетерпимость. Это «Полет пули» Беаты Бубенец — фильм о батальоне «Айдар» в Донбассе (его показы в Москве неоднократно срывали политические активисты). Наконец, это «Аэропорт Донецк» Шахиды Тулагановой — сюжетно он перекликается с игровым блокбастером «Киборги». Однако то, что такие фильмы снимаются, еще не означает, что они востребованы украинскими зрителями, связь здесь куда сложнее.


Кадры из фильма «Полет пули»
Фото: Беата Бубенец


— Украинская аудитория к таким фильмам, к сожалению, относится скептически, потому что убеждена, что национальные СМИ и так представляют вполне широкую панораму военных конфликтов в стране,— говорит режиссер, президент фестиваля документального кино «Артдокфест» Виталий Манский.— Поэтому украинские документалисты работают в том же русле, что их европейские коллеги: снимают камерные истории, например, про ансамбль сантехников или про членов своей семьи. Это очень качественное, тонкое кино, которое мы у себя в программе обязательно стараемся представлять.

Характерный пример документального фильма, который не фокусируется на войне, но всматривается в мирную жизнь,— «Украинские шерифы» Романа Бондарчука (его выдвигали на «Оскар» в 2016 году). Место действия картины — село в Херсонской области, где дружинники Витя и Володя стали для местных жителей и полицейскими, и почтальонами, и иногда просто помощниками по хозяйству. «Шерифов», правда, широкий зрительский успех не коснулся. Но это один из тех фильмов, которые сегодняшние украинцы будут показывать детям: чтобы те знали, как страна жила до Зеленского, при Порошенко. Если, конечно, к тому времени на Украине что-то изменится.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе