Дом над Которослью

Уважаемая редакция!
Мне очень интересно узнать, где до революции располагалась Ярославская духовная семинария. Я слышала, что где­то на Которосльной набережной, но в каком здании точно – неизвестно.
Многие мои предки еще в XIX веке учились в этой семинарии, я собираю о них архивные материалы. Поэтому хотелось посмотреть на здание, зайти в него. 

Конечно, многие годы в Советской России священники были не в чести, однако порой к ним обращались за советом в самые отчаянные моменты жизни, шли в церковь для крещения, венчания, отпевания. Священники делали немало хорошего для прихожан. У моего дедушки, бывшего настоятеля Леонтьевской церкви, большой послужной список.
А жил он очень скромно.
Надеюсь на помощь,
И.А. Лебедева

Из истории Ярославской духовной семинарии

По просьбе нашей читательницы сегодня мы рассказываем об истории Ярославской духовной семинарии – одного из старейших и известнейших учебных заведений дореволюционного Ярославля. Из ее стен вышло немало достойных памяти людей – известных церковных деятелей и рядовых священнослужителей, учителей, историков. Обращение к этой странице ярославского прошлого тем интереснее, что сегодня ярославская семинария возрождена и вновь играет заметную роль в жизни города.

Одна из первых в России
История Ярославской духовной семинарии уходит корнями в XVIII столетие. Ее основанием наш город обязан ростовскому митрополиту Арсению, ныне прославленному в лике святых. Именно по его инициативе в 1747 году в Ярославле была открыта славянолатинская духовная семинария, ставшая одной из первых в стране. Основной целью этого учебного заведения стала подготовка священнослужителей, и если в первые годы существования семинарии число воспитанников колебалось от 30 до 50 человек, то через 30 лет в ней обучалось уже 300 студентов.
Первым адресом ярославской семинарии стал древний СпасоПреображенский монастырь. Учебные классы семинарии, библиотека, жилые комнаты преподавателей и студентов располагались прямо на территории обители. В перестроенном виде семинарский корпус сохранился в Спасском монастыре до наших дней. Он выходит на Которосльную набережную, и в его помещениях ныне находятся экспозиции Ярославского государственного историкоархитектурного и художественного музеязаповедника.
Вся деятельность семинарии регламентировалась строгим уставом, а образ жизни учащихся весьма походил на монашеский. День начинался в половине шестого утра, когда семинаристы собирались на братский молебен. Затем следовал завтрак и начинались занятия, занимавшие большую часть дня. После обеда у семинаристов было лишь два часа свободного времени, а вечер полагалось посвящать самостоятельной подготовке к занятиям. Поужинав, семинаристы читали вечерние молитвы и отправлялись спать.

«Тяжело в учении…»
В 1814 году духовная семинария была преобразована в среднее учебное заведение. Изучение грамматики и прочих предметов, характерных для начальной школы, было отдано уездным духовным училищам, а семинарский курс отныне составлялся из трех двухгодичных курсов – риторского, философского и богословского.
Основными предметами в семинарии были, конечно, богословие, философия, риторика, церковнобиблейская и «гражданская» (всемирная) история. Однако немалое место в учебной программе занимали физика, математика, древние и новые языки: греческий, латынь, английский, немецкий, французский. Ярославские семинаристы осваивали даже древнееврейский язык, исключительно сложный для изучения.
На протяжении XIX века учебная программа духовных семинарий неоднократно изменялась с учетом требований времени. Выпускники семинарий, как правило, становились приходскими священниками, поэтому к учебному курсу добавились предметы, призванные помочь в работе на селе: медицина, основы агрономии и топографии, естественная история. Преподавание основных предметов стало со временем осуществляться не на латыни, а на русском языке.
В целом учебная нагрузка семинаристов всегда была очень велика. В числе «второгодников» частенько оказывались даже прилежные студенты. Нетак то просто было успевать по 25 дисциплинам! Однако штудирование богословских книг и философских трактатов, постижение тонкостей литургии и библейской истории имели важную практическую цель. Выпускник семинарии – будущий священнослужитель – должен был с легкостью опровергать крамольные суждения еретиков и вольнодумцев, одерживая верх в любом богословском споре. Любопытно, что к концу XIX века, с развитием рабочего движения к программе многих духовных семинарий добавлялись специальные предметы для обличения социализма.

Новое здание
В 1875 году в жизни духовной семинарии произошло долгожданное событие: из помещений Спасского монастыря она была переведена в новое здание на набережной реки Которосли (в настоящее время в нем размещается естественно­географический факультет ЯГПУ им. К.Д. Ушинского). Это просторное трехэтажное здание было построено специально для семинарии. На первых двух этажах расположились учебные классы, на третьем – общежитие для студентов.
Как и во многих учебных заведениях, при духовной семинарии была своя домовая церковь, разместившаяся на втором этаже. Символично, что освящена она была во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, положившего начало духовному образованию в нашей епархии. Немалую роль при устройстве храма сыграло пожертвование московского коммерции советника Епишкина. Церковь получилась весьма просторной – в ней легко могли поместиться все студенты семинарии, численность которых составляла к тому времени около 500 человек.
Учебные классы также составляли предмет гордости семинаристов. При семинарии имелись прекрасно оборудованный физический кабинет и собственная астрономическая обсерватория, «недурно устроенная и с хорошей трубой». Фундаментальная библиотека семинарии в конце XIX века насчитывала около 7,5 тысячи книг.

Быт семинариста
Кто же учился в Ярославской духовной семинарии? Догадаться нетрудно: в большинстве своем это были дети священников и церковного причта, съезжавшиеся со всей губернии. C 1867 года в семинарию разрешалось принимать и представителей иных сословий, но их процент всегда был невелик. Возраст поступающих в семинарии был различным – от 12 до 18 лет. Все студенты семинарии делились на «своекоштных», вносивших плату за обучение, и «казеннокоштных», находившихся на полном казенном обеспечении.
Духовная семинария располагала собственным капиталом и проценты с него перечислялись на стипендии особо отличившимся в учебе и «вспомоществование» бедным ученикам. Правда, как свидетельствуют архивные документы, официальных норм, определяющих степень материального благополучия, в то время не существовало. Поэтому зачастую бесплатное место в общежитии или пособие получали дети тех священников, которые имели связи среди губернского начальства.
Распорядок дня семинаристов был строго регламентирован. Практически круглосуточно воспитанники находились под присмотром инспекторов, их помощников, а также выбранных начальством «старших» семинаристов. Перечень нарушений и проступков во всех российских семинариях был достаточно стандартным: учащимся, в частности, запрещалось читать книги по собственному выбору, посещать театры, общаться с девицами, одеваться «посветски» (носить пальто, картузы) и даже стричься по моде. За каждый проступок определялось свое наказание: например, за курение – 50 поклонов, за опоздание – 12, за дурное поведение за столом – 25 поклонов.

Забвение и возрождение
Среди российских духовных семинарий наша, ярославская, имела достаточно высокий рейтинг. Возьмем лишь такие цифры: из ее стен вышло 17 архиереев, в том числе 1 митрополит, 5 архиепископов и 9 епископов. Многие из выпускников гимназии получили широкую известность в России и даже за рубежом. Среди них епископ Кадьякский Иоасаф – просветитель индейцев Аляски, иеромонах Адриан, прославившийся как автор духовных поучений, протоирей Евгений Попов, занимавшийся миссионерской деятельностью в Великобритании. Выпускником ярославской семинарии был и известный историккраевед Константин Головщиков, работы которого по истории Ярославля до сих пор не утратили своей актуальности.
В 1918 году, при советской власти, духовная семинария, конечно же, была закрыта. В дни «белогвардейского мятежа» ее стены укрывали от обстрела около восьмисот ярославцев. Впоследствии здание было передано педагогическому университету.
Тем не менее история ярославской семинарии на этом не заканчивается. Спустя десятилетия, в 90е годы в нашем городе было вновь открыто духовное училище, а в 2006 году оно было преобразовано в духовную семинарию. Располагается возрожденная семинария по новому адресу – в старинном Вахромеевском особняке на площади Челюскинцев. Старое же здание сегодня верно служит будущим учителям, украшая горделивым фасадом живописную набережную Которосли.

Мария АЛЕКСАНДРОВА

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе