Игрушки, пережившие войну

Так называется выставка, открывшаяся в музее «Карабиха». Ветераны и их родные бережно хранят вещественные напоминания о Великой Отечественной войне: письма с фронта, фото военных лет, конечно же, ордена и медали. Но обыкновенные игрушки – куклы, потрепанный мишка, выцветшее детское лото – способны рассказать историю отдельной семьи ничуть не хуже, чем боевые награды.  

В доме Татьяны Орловой, внучки любимского священника Ивана Зыкова, который когда-то вместе с Некрасовым организовывал школу для крестьянских детей, очень любили праздники. А Новый год был особенным ритуалом: многие елочные игрушки Танюша сама собирала и склеивала из специальных заготовок, а потом раскрашивала: миниатюрный военный эполет, морская раковина и звездочка из картона, жираф и аист – из папье-маше. 


Вскоре о праздниках пришлось забыть. Началась война, и отец Тани Владимир Орлов, будучи врачом, сразу попал на фронт. Из Малоярославца, где жила семья, девочку с мамой эвакуировали сначала в Уфу, а потом в Углич. За домом же попросили присмотреть соседей. 

– С собой они взяли только самое необходимое и некоторые вещи решили закопать в саду, – рассказывает заместитель директора по научной работе музея «Карабиха» Марина Данилова. – Видимо, елочные игрушки были им по-особенному дороги: их закопали в отдельном сундуке из кипарисового дерева, который сейчас тоже хранится в нашем музее. 

Откопали сундук только в 43-м, когда Малоярославец освободили от немцев, и семья Орловых смогла вернуться в свой дом. Много лет спустя инженер Татьяна Орлова подарит свои детские сокровища музею. 

А вот другие елочные игрушки – скромные, ничем не примечательные груши из спрессованной ваты. Вместе с семьей потомственных учителей Курлович-Ореховых, которых война застала в Туле, они пережили оккупацию, бомбежки. И даже уцелели в пожаре, который немцы устроили при отступлении из города. 

– Удивительно, как в войну бережно сохранялись многие детские игрушки, – делится Марина Данилова. – Наверное, как напоминание о мирной и счастливой жизни. Например, лото для обучения иностранным языкам с несколькими десятками карточек пережило самые страшные годы блокады Ленинграда. И не было ни потеряно, ни сожжено. 

Это лото Николай Дружинин, редактор известной газеты «Голос», когда-то подарил своему сыну Володе. Родители с раннего детства взялись за его обучение. Когда началась война, Владимир Дружинин уже знал в совершенстве несколько иностранных языков, в том числе немецкий. 

– В дни блокады Владимир работал на радио в Ленинграде вместе с легендарной Ольгой Берггольц, – рассказывает Марина Дмитриевна. – А потом отправился на фронт. Через специальную станцию, «звуковку», установленную на грузовике, он должен был воздействовать на противника, призывать сдаваться в плен. 

Один из самых трогательных экспонатов выставки – заштопанный мишка с глазами-бусинками, набитый опилками. Маленькая девочка Юля Короткова вывезла его из блокадного Ленинграда. А в музей игрушку отдала ее дочь. 

– Мама просто обожала мишку, – рассказывает Наталья Короткова. – Когда собиралась в эвакуацию, то в первую очередь ухватилась за него. 

Косолапый проехал со своей маленькой хозяйкой через Алтай, Лениногорск и Северный Кавказ. 

– Мама вспоминала, что в войну очень боялась любого грохота, – говорит Наталья Михайловна. – В такие моменты она обнимала своего мишку, и ей становилось легче. 

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе