Кавалерия в Крымской войне

Новый перевод фундаментальной «Истории кавалерии» Джорджа Денисона, написанной в 1870-х годах, сейчас читается как эпитафия этому роду войск.

В издательстве «Центрополиграф» вышел новый перевод фундаментальной «Истории кавалерии», написанной в 1870-х годах канадцем Джорджем Денисоном. У этого произведения уникальная судьба. В 1874 году Великий князь Николай Николаевич (Старший) организовал международный конкурс на написание всемирной истории конницы, который и выиграл Денисон. Большую часть своей книги он написал в Санкт-Петербурге. В наши дни она читается как однозначная эпитафия кавалерии, которая уже через полвека окажется вытесненной механизированными родами войск.

«Атака лёгкой бригады во главе с генералом Аллонвиллем», Поля Флиппото. Источник: topwar.ru

«Русская планета» с разрешения издательства «Центрополиграф» публикует фрагмент книги Джорджа Денисона «История кавалерии», посвященный роли конницы в Крымской войне.

Принцип действия нарезного оружия, имеющего высокую точность попадания, был известен еще в XVII веке. Однако дульное заряжание, при котором пулю с силой вгоняют в ствол, добиваясь, чтобы она заполнила нарезы и получила при выстреле вращательное движение, делало процесс заряжания трудным и утомительным, что совершенно не подходило для войск, сражавшихся в поле с быстро меняющейся обстановкой или на близком расстоянии от противника.

Заряжание ружей с казенной части также было известно давно (фактически его следы обнаруживаются в 1540 году), но из-за низкого уровня механического мастерства изделия были настолько несовершенны, что все попытки развивать идею провалились, и единственные известные в то время нарезные ружья заряжались с дула.

Революционная война в Северной Америке (1775–1783) привела к широкому использованию таких ружей, особенно в руках стрелков, так что большинство армий обзавелось специальными подразделениями легкой пехоты, вооруженными нарезными ружьями и действующими как снайперы.

И все же пришло время, когда очередное изобретение позволило устранить неудобства в зарядке и вскоре привело к повсеместному использованию нарезного оружия во всех армиях мира. В 1823 году капитан Джон Нортон из 34-го полка английской армии изобрел цилиндроконическую пулю, дав тем самым толчок к усовершенствованию всех видов стрелкового оружия. Однако его изобретение получило развитие только в 1853 году, когда капитан французской армии Минье усовершенствовал пулю Нортона и предложил удлиненные пули, изготовленные на основе того же принципа и начавшие применяться в европейских армиях.

Расширявшиеся после зарядки пули, благодаря силе взрыва принимавшие форму нарезов, тотчас сняли проблему сложности зарядки и предоставили в распоряжение пехоты оружие, которое во многом увеличило радиус действия и ударную силу, не говоря уже о точности прицела.


Обложка книги «История кавалерии».Обложка книги «История кавалерии»

Это был второй тяжелый удар, нанесенный кавалерии после изобретения пороха. Первым стала большая пробивная сила огнестрельного оружия, приведшая к отказу от защитного вооружения и повысившая значение пехоты. Нарезное оружие повысило дальность стрельбы и точность попадания, что не могло не изменить отношения между кавалерией и пехотой.

Вдобавок заряжание с казенной части увеличило скорострельность как минимум четырехкратно, так что во время атаки конников на пехоту им приходилось теперь ожидать по крайней мере десять залпов, в отличие от времен Фридриха II Великого и Наполеона, когда следовал только один залп.

Заметим также, что все столь значимые изобретения должны были существенно повлиять на тактику и использование кавалерии в современных войнах. Прежде всего мы рассмотрим воздействие нарезного и казнозарядного оружия на конницу в тех войнах, которые недавно имели место, обращая внимание на тот опыт, который приобрела кавалерия. Таким образом, мы сможем обосновать наши предположения по поводу будущего вооружения и использования кавалерии на войне.

Впервые винтовки, заряжаемые с дула пулями Минье, использовали в Крымской войне, в боях между Россией и вооруженными силами Западной Европы в Крыму в 1854–1856 годах. Почти все боевые действия и операции свелись к длительной осаде, так что конница почти не имела возможности действовать против пехоты.

Во время сражения при Альме союзники располагали только тысячей человек кавалерии, что оказалось явно недостаточным для отпора намного превосходящих числом русских конников. Именно поэтому она не была использована ни во время сражения, ни для преследования, когда английский командующий лорд Раглан не позволил своим конникам развить его успех, опасаясь, что тех порубит русская кавалерия и расстреляет артиллерия.

Во время операций, предшествовавших сражению при Альме и последующих, например фланговом марше на Балаклаву, кавалерия обеих армий практически не проявила себя ни в разведывательной, ни в сторожевой службе. За сорок мирных лет появилось новое поколение конников, оно было прекрасно обучено маневрировать, но не создавая реальной боевой опасности.

Разведывательная служба с обеих сторон оказалась настолько неэффективной, что английская армия, отправившаяся в Балаклаву, выйдя на дорогу, ведущую от Севастополя на Бахчисарай, натолкнулась на арьергарды русской армии, переходившие дорогу.

Главнокомандующий британской армией лорд Раглан был поражен и чуть не попал в плен. Однако русские в совершенно схожем неведении решили, что их атакует армия противника, и быстро отступили.


Расширяемые после зарядки пули времен Крымской войны. Источник: bellabs.ru

В аналогичном неведении английская кавалерия под началом Лукана двигалась, выбрав неправильную дорогу. В строгом соответствии с правилами, изложенными в уставе, она шла строго по дороге, в строю авангарда и не обращала внимания на остальные дороги и лежащую вокруг местность, которая, кстати, оставалась без надзора и неразведанной.

Арьергардная служба проявила себя таким отрицательным образом, так что две большие армии вместе со своим имуществом шли наперерез друг другу и естественно вступили в одном месте в контакт, не выявив намерений противника и даже без столкновения кавалерии. Только один приведенный нами факт позволяет развить тему и сказать об отсутствии даже опыта офицеров кавалерии с обеих сторон, об их неумении выполнять свои обязанности.

После этого флангового маневра не совершалось дальнейших кавалерийских операций, пока 25 (13-го по старому стилю) октября 1854 года не произошел бой под Балаклавой, в котором главную роль сыграла кавалерия.

Ранним утром русский отряд под командованием генерала Липранди атаковал позиции союзников около Балаклавы, надеясь выбить союзнические войска из этого значимого места.

В союзной армии почти не придавали значения охранной службе, которая сводилась к вопросу «Стой! Кто идет?» и соответствующим ответам. Как прекрасно заметил Кинглен: «Когда эти слова многократно повторялись одними и теми же людьми сотню тысяч раз, они усыпляли, подобно волнам, что постоянно набегают на берег. Бдительность легко притупляется, но трудно оттачивается с помощью клише».

Практически случайно дежурный полевой офицер заметил передовые отряды врага и спас свои аванпосты от захвата, хотя предупреждение должно было прийти как раз от них. Случившееся отражает огромные сложности в эффективном осуществлении данных обязанностей и говорит о значении обучения в воспитании профессиональной армии.

Русские неожиданно вышли на линию редутов, захватили их внезапным штурмом, перебив или пленив удерживавших их турок, затем двинулись в направлении Балаклавы. Многочисленная кавалерия, насчитывавшая несколько тысяч конников, прикрывала это движение. Четыре эскадрона направили в сторону Кадыкоя, где их встретил Кэмпбелл с 93-м шотландским полком. В развернутом строю по ним дали залп, но русские отошли, так и не развернувшись для атаки. Таким образом русские конники оказались вынужденными повернуть и отступить обратно на свои линии.

Английские авторы много писали об этом сражении как о большой победе пехоты над кавалерией, но на самом деле произошедшее ничему никого не научило. Участвовавший в этой операции английский офицер кавалерии, известный своей репутацией, прямо сказал автору, что русские эскадроны не имели намерения нападать. Они вели разведку и одновременно демонстрировали свою силу, принуждая союзные войска показать свое расположение. Поэтому, как только 93-й полк показал свою позицию на холме, цель была достигнута и кавалерия отступила.


«Атака легкой кавалерийской бригады», Роджера Фентона. Источник: topwar.ru

Как опытный офицер, Кэмпбелл сразу же понял намерения конников и отдал соответствующие распоряжения. Оценив грамотные действия русского командующего, он заметил, повернувшись к своему адъютанту: «Шедуэлл, этот человек знает свое дело».

Вскоре после этого генерал Скарлетт во время передвижения с частью английской тяжелой кавалерийской бригады в Южную долину неожиданно обнаружил крупный отряд русской кавалерии на возвышении на ее фланге, явно двигавшейся сверху на нее.

На некоторое время русская колонна приостановилась, увидев перед собой войска неприятеля. Скарлетт не колебался ни минуты, тотчас перейдя в стремительную атаку на центр колонны противника. Осуществленная на полной скорости атака оказалась успешной, особенно если учесть, что вспомогательные войска русских отодвинулись настолько далеко, что потеряли свое значение резерва силы. Скарлетт сразу же в критический момент был поддержан другими эскадронами его бригады, атаковавшими оба фланга русских конников.

В результате русские вынуждены были отступить, что и проделали успешно и без преследования английской кавалерией. Поведение лорда Кардигана, который с легкой бригадой, находившейся вместе с его командой, оставался праздным зрителем боя, пренебрегая атакой во фланг конников противника, было явной ошибкой и свидетельством гнетущего воздействия рутины и регулярности мирной службы.

Примерно через час или два после этого произошла знаменитая атака «шестисот», она началась из-за неверного понимания приказа на атаку. Соответственно лорд Кардиган вел наступление в течение мили с четвертью (2 км) на открытой местности, где на всем протяжении его конники подвергались перекрестному огню артиллерии и стрелкового оружия с фронта и с обоих флангов.

Атаку осуществили самым доблестным образом, ее участники продемонстрировали высокую храбрость, но все оказалось тщетным. Огонь пушек и ружей почти уничтожил бригаду, из которой вернулись назад только 195 человек.

Само это действо практически ничему не может научить кавалерийского офицера, о нем следует говорить только в связи с той доблестью, с какой английские конники подчинились приказу и устремились в атаку, зная, что идут на верную смерть.

Чтобы прикрыть их отступление, французский 4-й африканский конноегерский полк под командованием генерала д’Аллонвиля осуществил атаку на русскую артиллерию, находившуюся на Федюхиных высотах. Атаку произвели разомкнутым строем и настолько четко, организованно и храбро, что вынудили четыре русские батареи, стрелявшие по английским конникам, сняться со своих позиций.

Как полагают, основные потери легкой бригады были причинены из штуцеров стрелками, засевшими на склонах холмов, окружающих Северную долину. Это был единственный случай использования огнестрельного оружия. В этом же бою впервые в европейской войне применялись револьверы, имевшие смертоносное действие. Многие английские офицеры обзавелись револьверами и весьма успешно использовали их во время атаки «шестисот», особенно при беспорядочном отступлении, которым завершилась атака.


«Лорд Кардиган возглавляет атаку легкой кавалерийской бригады в битве у Балаклавы» Гарри Пейна. Источник: topwar.ru«Лорд Кардиган возглавляет атаку легкой кавалерийской бригады в битве у Балаклавы» Гарри Пейна. Источник: topwar.ru

Отметим и другой случай. Покойный ныне полковник 13-го гусарского полка английской армии Дженнингс при Балаклаве был ротмистром (капитаном). Он пробивал себе обратный путь во время отступления к английским линиям, когда под ним была тяжело ранена лошадь и на него сразу же бросились русский офицер и два солдата. Его лошадь настолько ослабла от потери крови, что он не смог использовать свою саблю, однако сумел вытащить револьвер и в течение некоторого времени удерживал всех троих на расстоянии.

Наконец офицер бросился на него с поднятой саблей, однако Дженнингс застрелил его прежде, чем он к нему приблизился. Остальные двое русских не осмелились больше преследовать его, и Дженнингс смог благополучно добраться до своих линий. Упоминаются и другие случаи использования револьвера в похожих ситуациях во время этой войны.

В сражении при Баш-Кадыкляре (Башкадыкларе), произошедшем 19 ноября 1853 года между русской армией под командованием князя Бебутова (до 13 тысяч человек) и турками под руководством Рейс-Ахмет-паши (37 тысяч), блестящую атаку осуществили драгуны и казаки русской армии против правого фланга турок. Атака оказалась необычайно успешной. Каре турок были прорваны, весь правый фланг и часть центра опрокинуты, захвачены 20 пушек, что и предрешило исход боя.

На русском правом фланге князь Чавчавадзе вместе с тремя дивизионами нижегородских драгун, сотней конной милиции и четырьмя пушками в течение почти всего сражения сдерживал 5 тысяч башибузуков и курдов, а в конце доблестного боя разбил полк турецкой кавалерии, поддерживаемый восемью пушками и восемью батальонами пехоты. Изгнав все эти войска с поля боя, он отбил у них два орудия.

Во время сражения при Кюрюк-Дара 24 июля (5 августа) 1854 года русский Тверской драгунский полк под командованием генерал-майора графа Нирода II и полковника Куколевского под сильным артиллерийским огнем напали с необычайным самообладанием на турецкую батарею. Отбросив конников противника, они захватили батарею и увезли четыре орудия. Тотчас после этого произвели другую атаку нижегородские гусары под руководством князя Чавчавадзе. Они прорвали турецкие каре, один батальон порубили полностью, правда, и сами драгуны понесли тяжелые потери: из 33 офицеров было убито и ранено двадцать три, а также половина нижних чинов. Несмотря на потери, нижегородские драгуны произвели еще одну атаку, отбили две пушки (захваченные ранее турками) и захватили еще четыре турецких орудия.

Денисон Дж. История кавалерии. — М.: Центрополиграф, 2014

Сергей Простаков

Русская Планета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе