Марковская церковь

С Раменской дороги от села Покровского открывается вид сразу на три церкви: в самом Покровском, за рекой на горе на Веске и вдали, под лесом, в стороне от автодороги маленькая белая церковь в селе Маркове.
Белокаменная церковь среди волнистых полей, реки струят свои воды, отразив блеснувшие просинью небеса с плывущими облаками. Марково, Покромитово, Новое Сельцо, Краснораменье ныне нежилые деревни, составлявшие некогда приход марковской церкви. Редкие огни в той стороне издалека воспринимаются как воспоминание о некоей исчезнувшей цивилизации.

Места эти издавна сельскохозяйственные, отвоеванные человеком у леса, облагороженные его трудом ныне здесь все в запустении. Жизнь уходит со всей Раменской стороны, забытой шагнувшим вперед временем. Дорогу в Марково, как рассказывают, разбили, когда стали возить по ней лес машинами, тракторами. Проходящая в низинке вдоль речки Полежайки дорога заболотилась. В распутицу, по нескольку недель непроезжую, преодолевали ее, добираясь в село лишь на тракторе. Весной перед Пасхой на кладбище не проехать. Когдато были в Маркове сельсовет, начальная школа, колхоз. Уезжали отсюда от коллективизации, от работы в колхозе за «палочки»трудодни, но понастоящему потянулся народ на поиски лучшей жизни в 1960е годы, когда на селе шла хрущевская реформа укрупнения хозяйств.

В Маркове школу закрыли вскоре после войны, ходили в начальную школу в соседнее Покровское, потом закрыли и ее. Марковское отделение совхоза перевели в соседнюю деревню ближе к автодороге, ферму закрыли, когда вышли на пенсию марковские доярки, а больше работать здесь на ней было некому, да и невыгодно вывозить молоко по бездорожью. В 1980х годах в Маркове оставался еще магазин, доживали век старики, не пожелавшие перебираться из своих домов в отделение совхоза. В начале 2000х годов умер в Маркове последний житель лесник. Наезжают немногочисленные дачники. Остались заколоченные дома, заросшие травой. И не вывезти по такой дороге, и не продать кто поедет в такую глухомань. Но до сих пор вспоминают марковские уроженцы, давно живущие в других деревнях и поселках, что было Марково большим селом, домов 40, школа у церкви, роща рядом, пруд.

История села Маркова и его церкви сохранилась в архивах, выходила и статья историка Светланы Лапшиной в районной газете «Новое время» в 2003 году. Эту газетную вырезку Лидия Васильевна Смирнова, ныне жительница села Звенячева, бывшая учительница бывшей Звенячевской школы, хранит как семейную реликвию: на напечатанной там фотографии ее мать Евдокия Федоровна Антонова, последняя хранительница ключей от марковской церкви.

Церковь Вознесения в селе Маркове была сооружена в 1801 году на пожертвования богатых марковских крестьян и средства петербургских купцов Корзинкиных, Кузнецовых, Набилкова. Предки последнего по линии матери были из Маркова. Иконы в храме были XVII XVIII веков из прежней деревянной церкви. В 1827 году в храме случился пожар, такой сильный, что на своды упали два колокола и наполовину расплавились. Пожар тушили всем миром, внутри церковь осталась невредимой. Последний священник отец Василий в 1937 году отмечал: «Народу в храме было немного на Пасху, после Пасхи посещают плохо». Храм закрыли в 1943 году. До 1960 года в нетронутом виде сохранялась вся церковная утварь.

Первой хранительницей ключей была Евдокия Васильевна Буклинова, после ее смерти ключи перешли к Евдокии Федоровне Антоновой. «Мама храм берегла, рассказывает Лидия Васильевна. Была очень верующим человеком, входила в Приходской совет храма. В праздник она открывала храм, бабушки прибирали в нем, ставили свечи, служили сами, без попа. Где ребята окошко разобьют, она тут же договорится, чтобы новое вставить. Замки на церкви сколько раз ломали...»

После того как в 1970х годах в церковь проникли воры, обратилась за помощью к священнику из Павлова Села, и часть икон отправили туда. Воры наезжали еще не раз издалека, на машинах. Старинные иконы были в цене. В 1979 году оставшиеся иконы, фрагменты иконостаса, документы церковной ризницы были переданы Борисоглебскому музею, некоторые иконы экспонируются теперь в Ростовском кремле. На фотографии в газете Евдокия Федоровна запечатлена, видимо, при передаче в музей церковных ценностей. Старая женщина присела в опустевшем храме, горестно обхватив руками голову. Рядом готовые к отправке хоругви, ризы, кресты...

Рассказ Лидии Васильевны о своей жизни другой исторический срез, сейчас это тоже история. «Мне было 12 лет, когда началась война. Работала в колхозе куда пошлют: окопы под Угличем рыли, лес валили, на быках, на лошадях работала как все. Корову доить научилась с восьми годов. Мы, дети, помогали дояркам, на покосе сено убирали, лен дергали, молотили вся работа была вручную. После войны закончила Ростовское педучилище. Тогда работать далеко направляли даже в Читинскую, Калининградскую область. Я попала в наши места, в Звенячево, учителя здесь были уже пожилые, да и мама у меня оставалась одна». Детей учила 31 год. На фотографии она в окружении своих учеников, помнит их, знает, как сложилась их судьба, несмотря на то что фотографиям уже полвека. Школу в Звенячеве закрыли в 1973 году, когда оставалось в ней всего 4 ученика...

«Тогда люди жили все одинаково, старались помочь друг другу. Сейчас же все порознь, люди стали злыми, злость эта уже с малых лет. В коллективной жизни нет ничего плохого: заболеешь ты, не сможешь работать дело в это время делается другими. Если в сенокос туча зашла, люди будут сено возить, пока не уберут, не считаясь с собой. Мы работали с утра до вечера, а было весело: на поле шутки, смех. Косить, бывало, идут все вместе, с песнями. Клуба в Маркове не было, никто нас не веселил специально. Гармонисты свои, балалаечники были в каждом селе. Вознесеньев день был праздником нашего Марковского прихода (это в атеистические 1940 1950е годы), гулять к нам приходили в этот день из других деревень. Мы же ходили к ним на их престольные праздники».

Мать Лидии Васильевны похоронена в Маркове у церкви. Позже, уже в начале 2000х годов, по решению сельской администрации была снята железная ограда марковской церкви как сказали, для восстанавливаемой церкви в селе Вощажникове. Эту ограду не забрали на железо даже в военные годы...

Запустение края началось, вероятно, много раньше, чем стали уходить из жизни последние старухи по деревням. И еще до того, как двинулся народ искать лучшей жизни из родных мест. Разрушение храма, разрушение красоты, идеала не проходит бесследно.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе