Мы не приемлем такое искусство!

С 20 по 30 сентября 1975 года в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ прошла выставка «московских художников», впервые в СССР представившая нонконформизм как массовое явление.
Главный зал выставки в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ в день открытия. 20 сентября 1975 года. 
Фото: Игорь Пальмин. Сourtesy Музей современного искусства «Гараж»


На ней были показаны самые разные направления современного советского искусства — от метафизического реализма и сюрреализма до концептуализма — и в том числе впервые публично экспонировались работы на религиозную тематику. Признание властью существования большой группы художников (свои работы на выставку предоставило 145 человек), не следовавших официальной идеологии социалистического реализма, стало знаковым событием для советской культуры. Но приняла ли широкая публика такое искусство? С одной стороны, к павильону «Дом культуры» стояла длинная очередь желающих припасть к «свободному творчеству», с другой — советские газеты публиковали резкие отзывы «зрителей». В качестве примера подобной народной «критики» мы приводим подборку писем в редакцию газеты «Вечерняя Москва».


Тт. С. МАКСИМОВ, Г. АЙРАПЕТЬЯНЦ и др. (всего 9 подписей), студенты и сотрудники Института театрального искусства имени А.В. Луначарского, пишут: 

«На наш взгляд, абсолютное большинство работ экспозиции, которая состоялась на ВДНХ, не могло бы занять место на художественных выставках советских мастеров либо в силу своего содержания, резко расходящегося с мировоззрением советских людей, либо просто из-за низкого художественного уровня. По нашему мнению, одна из главных характерных черт этой выставки — отсутствие положительного эстетического идеала, что ни в коей мере не соответствует основным принципам советского искусства. Возникает вопрос: зачем устроена эта выставка?».

***

Тт. Г. ЧЕРНОВИСОВ, Ф. ЗАВАДОВСКИЙ, В. ШУСТОВ, сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности: 

«Основная масса работ выставки на ВДНХ говорит о полном отрыве их авторов от нашей жизни, жизни советского человека, строящего коммунизм. Ничего, кроме омерзения, не могут вызвать трупы раздавленных кошек, отпечатки кровавых рук, рельефный натюрморт с разбитыми грязными рюмками, окурками и смятыми сигаретами — как на помойке. Мы не приемлем такое искусство».

***

Тов. Т. СЕЛАВРИ, старший научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского испытательного института медицинской техники:

«Я не художник и не искусствовед и не могу профессионально судить о достоинствах и недостатках отдельных картин. Однако от большинства из них остается впечатление болезненного извращения психики авторов. Это же издевательство над эстетическим чувством людей, идущих на художественную выставку, чтобы приобщиться к высокому искусству!».

***

Тов. Т. ЛАЗАРЕВА, сотрудник Института этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая:

«Непонятно, чему учат, на какие эмоции рассчитаны эти “произведения искусства”, порожденные больным воображением их авторов. Во время осмотра выставки я пыталась узнать, кто из художников, чьи работы здесь представлены, является членом МОСХа. На этот вопрос мне никто ответить не смог. Куда смотрит Главное управление культуры? Оно не должно давать “зеленую улицу” таким выставкам».


Во время монтажа выставки в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ. 1975. 
Фото: Игорь Пальмин. Сourtesy Музей современного искусства «Гараж»



Тт. А. УЛЬЯНОВ, В. АНАНЬИНА, Н. БАДАРВЕВА, Л. ПАСТУШКОВА, сотрудники издательства «Колос»:

«В душе остались лишь горечь, досада и неудовлетворенность. В памяти всплывают кресты, гробы, бутылки, стаканы, черепа, изуродованные лица и тела. Во всем проглядывает неуважение к человеку, его творческому гению, нравственной и физической красоте. Зачем? Кому это нужно?».

***

«Мы, группа рабочих и служащих Пресненского машиностроительного завода, завода “Пролетарский труд” и научные сотрудники Центрального института усовершенствования врачей, посетили выставку на ВДНХ. Она оставляет глубокое чувство досады. Правильно ли поступали те, кто организовал эту выставку? Нет, неправильно».

***

 «Тяжелое впечатление оставляет выставка. Будто попадаешь в иной мир — мир, враждебный человеку, мир пессимизма и духовной опустошенности. Авторы картин не стремятся к изображению окружающего мира, а противопоставляют себя ему. Религиозная тематика, изображение уродов, чудовищ, убитых животных — многие такие произведения трудно назвать картинами. Под названиями “Композиция” или “Впечатления от прочитанного” скрывается откровенная мазня. Многие экспонаты говорят о шарлатанстве их авторов, которые, так и кажется, впервые взяли в руки краски и кисти. А иные считают и это излишним, демонстрируя перед зрителями чистые листы бумаги, выгоревшие па солнце. Бессмыслица, кошмар, нелепость — вот слова, которые напрашиваются для оценки этих “произведений”. Эта выставка не только не способствует воспитанию художественного вкуса молодежи, но и наносит этому делу большой вред»,
— пишет в газету тов. В. НЕЙМАН, инженер завода «Борец».

***

Тов. И. НИКИТИН, студент V курса Всесоюзного заочного инженерно-строительного института, техник-строитель:

«Первое впечатление от выставки — будто побывал на городской свалке: здесь и ломаные велосипеды, и сорванные с домов номера, и тому подобное. Нам, молодым строителям коммунизма, такие выставки не нужны».

***

Тт. Б. БУРМИСТРОВ, декан факультета прикладного искусства Московского текстильного института, В. КУЛАКОВ, зав. кафедрой рисунка и живописи факультета прикладного искусства, член Союза художников СССР, А. ТИТОВ, доцент, В. КОЗЛОВ, зав. кафедрой художественного оформления текстильных изделий, член МОСХа:

«Выставка противоречит нашей эстетике. Многие “произведения” явно тенденциозны, имеют антигуманистический характер, они опустошают человека, уводят его в сторону от созидательного труда. В чисто профессиональном смысле большинство работ беспомощны».


Акция «Высиживайте яйца!» группы «Гнездо» (Михаил Рошаль, Виктор Скерсис, Геннадий Донской) на открытии выставки в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ. 20 сентября 1975 года.
Фото: Игорь Пальмин. Сourtesy Музей современного искусства «Гараж»



Тов. Г. СЕМУШИН, инженер Всесоюзного научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства:

«Куда смотрели те, кто устраивал эту выставку? Выставка продемонстрировала бесперспективность таких “художников”. Если картина — душа художника, его мысли, то мысли и душа этих авторов очень мрачны и иногда граничат, на мой взгляд, с душевным заболеванием. Такие выставки не приносят пользы, ничему не учат зрителей».

***

Тов. Е. УСОЛЬЦЕВ, директор школы № 58 Октябрьского района:

«С выставки хочется скорее выйти на свежий воздух, увидеть нормальные человеческие лица, цветы, деревья... Вся выставка — средоточие бессмысленности, бессодержательности при полном отсутствии какой-либо эстетической ценности».

***

Тов. В ОРЕЛКИН:

«Я работаю на заводе “Гостеасвет”. В 1944 году начал свою трудовую деятельность, в 14 лет пришел к станку во время войны. Недавно посетил выставку на ВДНХ. И очень возмущен. Кому она нужна? Я думаю, что эти художники, если только их можно так назвать, получили образование. Государство затрачивало на них средства, и что мы теперь получаем с них?»

***

Группа молодых строителей (26 человек):

«Попав на выставку, мы удивились, что в нашей стране живут такие горе-художники. Смотреть творения этих бездельников противно. Что они хотят сказать?»

***

Тт. Е. ЗУБИН, инженер, В. ЛЕВИ, старший инженер, члены ВЛКСМ:

«Выставка изобилует мрачными тонами, причем это касается скорее мировоззрения авторов, чем избранных ими красок. Это дорога, ведущая в никуда».

Автор
АРТГИД
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе