«Мы защитим тебя, Карелия родная»

Недавно в фондах госархива Ярославской области было обнаружено неизвестное письмо Юрия Владимировича Андропова, которое по-новому характеризует его личность. Ценная находка была сделана опытнейшим архивистом – Эльзой Николаевной Луниной.

Напомним, что будущий руководитель СССР начинал свою трудовую и политическую деятельность в Ярославской области. После окончания Рыбинского речного техникума он работал секретарем комитета комсомола Рыбинской судоверфи. В 1938 году Юрий Владимирович Андропов был избран вторым, а вскоре и первым секретарем областного комитета ВЛКСМ.



В июле 1940 года он был переведен в Петрозаводск, где возглавил республиканскую комсомольскую организацию. Здесь и застала Андропова война. Официальная биография генсека весьма скупо сообщала о том, что в годы войны он был одним из организаторов партизанского движения в Карелии, за что его наградили орденом Красного Знамени.

Обнаруженный в ярославском архиве документ позволяет пролить свет на некоторые очень важные стороны биографии Андропова. Письмо с фронта – небольшое, всего два листочка из блокнота. Оно было написано, вероятно, в самом конце 1941 г. (дата не указана, а конверт не сохранился). Адресовано послание второму секретарю Ярославского обкома партии Алексею Николаевичу Ларионову, с которым Юрий Владимирович Андропов был хорошо знаком по совместной работе до войны. На имя Ларионова писали в годы войны многие фронтовики, как известные, так и рядовые. Алексей Николаевич почти к каждому такому письму прикладывал записочку, где отмечал, что это очень интересный материал, и его нужно сохранить в архиве. Таким образом сохранилось и это письмо Андропова.

«Добрый день, Алексей Николаевич!

В такие дни, как сейчас, очень хочется с кем­нибудь поделиться тем, что чувствуешь, чем живешь. Мы – прифронтовая полоса. Пишут о нас мало (в сводки пока не входили), но дела делаем. На днях был на самых передовых (район Суоярви). Дела там горячие. Комсомол, помоему, никогда не работал еще так энергично и активно, как сейчас. И жизнь сейчас еще полнокровнее. Роем, строим, укрепляем. Словом, и финны, и немцы сломят себе шею, об этом мы всячески постараемся. Видал теперь, впервые в жизни, настоящую боевую жизнь. Довелось даже пострелять врага.

Как я себя чувствовал?

В основном неплохо, но, честно говоря, в себя пришел не сразу. Ну теперь – «мы солдаты стреляные».

Республиканский штаб партизанского движения Карелии был создан в августе 1941 года. Юрий Владимирович Андропов входил в его состав, лично отвечал за отбор и подготовку кадров для заброски в тыл врага, отдавал приказы действовавшим в тылу противника диверсантам.

Красная Армия отступала, ведя упорные оборонительные бои, в частности, в районе озера Суоярви. Здесь Андропов впервые принял участие в боевых действиях, о чем он сообщает в письме. Именно в это время в республике проводятся массовые мобилизационные мероприятия, идет запись в народное ополчение, прием в комсомол, строительство оборонительных сооружений и т.п.

Снова обратимся к письму.

«Настроение у всех боевое. Впрочем, мало сказать боевое. Настроение – свирепое. Стерва­Гитлер воюет последний раз – это факт. Но и воевать ему так, очевидно, еще не приходилось. Это ему не Франция.

В ополчение у нас идут от 65-летних стариков до 14-летних парнишек включительно. У всех лютая ненависть к врагу.

Тяга в комсомол невиданная.

В г. Випури за 2 дня подали (заявления) в комсомол 170 человек. В Ясках за неделю 270 заявлений и пр. В райкомах с утра до ночи народ. Приходят, уходят, получают задания, докладывают, и ни одного случая отказа. Вот это жизнь!

Ну я, конечно, верчусь, пока не падаю как убитый, засыпаю, а с утра опять. Здоровье и настроение – отличные.

Будьте здоровы и счастливы. Дел у вас тоже – куча.

С приветом Андропов.

Привет Николаю Семеновичу».

Упоминающийся в письме Николай Семенович Патоличев – первый секретарь Ярославского обкома ВКП (б) и руководитель Ярославского комитета обороны до декабря 1941 г.

Враг рвался к Петрозаводску, чтобы затем ударом на юг соединиться с немецкими войсками и полностью блокировать Ленинград. Когда стало ясно, что Петрозаводск не удержать, штаб партизанского движения начал готовить сеть партийного подполья для работы в оккупированном городе. Юрий Владимирович Андропов имел к этой работе самое прямое отношение. Штаб партизанского движения занимался в основном организацией рейдов диверсионных отрядов в тылу финнов, где они уничтожали мосты, железные дороги, склады боеприпасов.

Во время оккупации финнами Карелии погибли многие соратники Андропова, люди, которых он лично отбирал и направлял в тыл врага, в частности, Мария Мелентьева и Анна Лисицына, ставшие посмертно Героями Советского Союза, и один из руководителей Петрозаводского подполья Герой Советского Союза Федор Тимоскайнен.

Война – суровая школа. Она очень сильно повлияла на Андропова. Знавшие его в те годы вспоминали, что в 1941 году они провожали на войну весельчакаромантика, который писал стихи, пел и был душой любой компании. Через полгода перед ними предстал совсем другой человек, рано поседевший и осунувшийся, с холодным, жестким, стальным взглядом умных глаз.

Юрий Владимирович Андропов уже в те годы был очень заметной фигурой. В конце 1943 года секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов настоятельно попросил ЦК ВКП (б) перевести Андропова на Украину для того, чтобы он возглавил ЦК комсомола Украины после немецкой оккупации. Партийное руководство Карелии решительно возражало. Андропова оставили в Карелии. После освобождения Петрозаводска от оккупации в 1944 году он стал секретарем горкома партии, а еще через два года – вторым секретарем ЦК компартии Карелии. Так началась партийная карьера Андропова, которая через много лет возвела его на вершину политической власти.

Есть свидетельства, что опыт «партизанской деятельности» Андропова был учтен высшим руководством страны в 1965 году, когда решался вопрос о его назначении председателем Комитета государственной безопасности СССР.
Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе