По следу архимандрита Иосифа

Наука знает немало примеров того, когда интереснейшие открытия были сделаны за письменным столом. Одна из таких удач выпала на долю заместителя директора Ярославского музея­заповедника Нины Александровны Грязновой. Слово «открытие» она, правда, при этом считает неподходящим, говорит, был, мол, такой интересный случай.

Наука знает немало примеров того, когда интереснейшие открытия были сделаны за письменным столом. Одна из таких удач выпала на долю заместителя директора Ярославского музея­заповедника Нины Александровны Грязновой. Слово «открытие» она, правда, при этом считает неподходящим, говорит, был, мол, такой интересный случай.


Работала некоторое время назад в музее­заповеднике историографическая экспедиция во главе с замечательным знатоком старинных книг Ириной Васильевной Поздеевой из МГУ. К Ярославлю у неё особое отношение: настоятелем Спасского монастыря, в стенах которого находится музей, во второй половине XVII века был архимандрит Иосиф, любимый персонаж русской истории у Поздеевой.


Он внесён в словарь книжников и книжностей Древней Руси (издание, инициированное Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым) как владелец личной келейной библиотеки. Книги любил самозабвенно, не избежав крайностей. Известна такая запись архимандрита: «Книги мои никому не давать. Ни горожанам, ни тем паче детям – изорвут, ни монахам – украдут». Благодаря этим строчкам, кроме всего прочего, видно, что в Ярославле было много грамотных, причём в самых широких слоях населения. Слухи о невежестве Древней Руси – сказки.


– Знакомясь с нашей библиотекой и музеем в целом, Поздеева заметила: «Не может быть, чтобы вам ничего не осталось от архимандрита Иосифа». На что я отвечала Ирине Васильевне: «Где же мы возьмём, если ничего нет», – улыбается Грязнова.


Но тут вмешался Его величество Случай.


Готовя по предложению одного из издателей публикацию о сокровищах Успен­ского собора, Нина Александровна просматривала каталог, составленный в своё время сотрудником музея. По заведённому ею для себя правилу каждую вещь, упомянутую в каталоге, стала брать в руки. За годы работы убедилась: нередко при этом узнаёшь что­то новое.


Так и в тот раз. Взяла в руки напрестольный крест, о котором в каталоге и в учётных карточках написано, что он из Успенского собора. При этом приведена надпись, сделанная на нём старинной вязью. Грязнова стала перечитывать эту надпись, а та гласит, что крест вложен в Спасский монастырь архимандритом Иосифом!


Ошибиться в прочтении древнерусского текста, выгравированного в 1695 году, немудрено. Но люди, заполнявшие когда­то учётные карточки и перенесшие соответствующий текст в каталог, оказались ни при чём. Как выяснилось, следы этой ошибки ведут в 1920­е.


Музейные вещи изымались тогда в фонд помощи голодающим Поволжья, а точнее – для пополнения валютного запаса страны. В Оружейной палате Московского Кремля было организовано своеобразное «сито», где музейщики на свой страх и риск «отлавливали» наиболее ценные предметы, чтобы те не ушли на переплавку. В результате часть изъятых вещей вернулась в те же 1920­е годы в ярославский музей.


При этом сотрудники Оружейной палаты напутали и приписали этот крест к ценностям Успенского собора. Ошибка пошла гулять из перечня в перечень, пока Нина Александровна Грязнова не взяла крест в руки и сама не прочитала то, что на нём написано.


Так вот и выяснилось, что в музее действительно сохранилась вещь архимандрита Иосифа. На радость его почитательницы Ирины Васильевны Поздеевой.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе