Святочные покойники

Близятся Святки, начинающиеся 6 января Рождественским cочельником и продолжающиеся до 19 января - праздника Крещения.
В народе существовало стойкое представление о том, что в первый день Святок на землю приходят души умерших и с Рождества до Крещения творится разгул нечистой силы. Это было обосновано верованием в то, что Бог, радуясь рождению сына, выпустил из «иного мира» покойников и всякую нечистую силу «гулять по белу свету».
Со «страшными вечерами» и «кривыми» неделями были связаны всевозможные магические обряды, гадания, приметы и запреты, регламентирующие поведение людей во время Святок или колядок. Само колядование представляло собой рождественский обход односельчан с поздравлениями, во время которых колядующих одаривали пирогами, лепешками, пряниками, конфетами и даже деньгами.


Колядовать отправлялись вечером накануне Рождества, Нового года и Крещения. Главным атрибутом была коляда - самодельная Вифлеемская звезда на палке. Колядующие ходили вечерами по домам односельчан, высказывали им свои пожелания в форме колядных песен и собирали дары. Молодежь, поющая в первый день Рождества славу Христу, получила прозвище «христославцы». За хорошие пожелания богатые хозяева щедро одаривали всех участников колядок, бедные отделывались краюхой хлеба. Если же хозяева оказывались совсем скупыми, то колядовщики могли пожелать им несчастий. Например, «На Новый год осиновый гроб, кол да могилу, ободрану кобылу...».
Время Святок было веселым временем в ярославских деревнях. «Беседы» становятся оживленнее, «плясы» и «игры» веселее; ожидание мясоеда - ожидание свадеб в значительной степени располагает к веселью местную молодежь», - отмечал исследователь старины В. И. Ивановский в книге «Святочные обычаи «ряженье» и «гаданье» в Вощажниковской волости Ростовского уезда Ярославской губернии».
Ивановский выделял три вида ряженья: молодежи, баб и мужиков. Молодежь рядилась для своего удовольствия, при этом девицы не забывали и практическую сторону: ходили к священнику, учителю, богатым мужикам-«питер­цам», где им кое-что и перепадало «на гостинцы». Бабы рядились, чтобы получить несколько гривенников «на чай», для мужиков это была почти исключительно выпивка. Молодежь рядилась целой компанией, человек пять-шесть, и отправлялась на «беседу» в свое село или в соседнюю деревню. Здесь они танцевали, плясали и «чудили». Среди ряженых парней можно было встретить и седого горбатого «старика», еле передвигающего ноги, и скрюченную до земли «старуху», жену старика, «колдуна», «солдата», «урядника», если была возможность достать подходящий костюм.
Ряженые девицы разделялись на две группы. Одна часть, убрав косы под картузы и натянув какие-нибудь «штаны» и «пенжак», подведя углем усы, изображала «парней». А другая, более пассивная, танцевала с новоявленными «молодцами» за «девиц».
Бабы рядились в одиночку, да и то только самые разудалые. Они обыкновенно обряжались «цыганкой»: пестрое платье, цветной платок на голове да другой на плечах, сверток тряпок изображал «ребенка у груди». Ряженая «цыганка» занималась «гаданьем», предсказывала по ладони будущее: кто скоро выйдет замуж, кто женится, какова будет жизнь в замужестве, получая за это пятаки да гривеннички.
У мужиков в Вощажниковской волости самым распространенным ряженьем было «вождение медведя». Один из весельчаков при помощи вывернутой овчинной шубы, ползанья на четвереньках с веревкою в зубах и глухого ворчанья изображал из себя медведя на цепи. Другие исполняли роль вожаков и музыкантов (со сковородой или заслонкой). Войдя в дом, «медведь» показывал, «как ребята горох воруют» и «как русские мужики водку пьют», первым выпивая подносимую хозяином рюмку и тем самым открывая выпивку. Помимо медведя рядились быком, лошадью, нищими.
На русском Севере ряженые нередко изображали персонажей загробного мира: оборотней, покойников, мертвецов, умрунов, разыгрывая сцены отпевания покойника, причастия и оживления мертвеца. В покойников рядились лишь мужчины, но никак не девушки и дети. В большинстве деревень ряженье воспринималось как дело греховное. По прошествии праздника участники ряженья должны были пройти обряд церковного очищения, окропить себя святой водой или искупаться в проруби.
Смерть в деревне всегда порождала ужас и скорбь, но здесь была не настоящая смерть, смерть понарошку, что в конечном счете вызы­вало веселье. Своим страшным видом ряженые старались испугать окружающих, угрожали хозяевам и детям, гонялись за девушками и приставали к ним.
«Покойника», чаще всего самого разбитного парня, облачали в белый саван, которым служила простынь, лицо натирали мукой, в рот вставляли зубы из картофеля, клали на скамейку или в гроб и, чтобы не выпал, привязывали веревками. Гроб вносили на «беседу» и ставили посредине избы. Начиналось импровизированное «отпевание», после чего девушек подводили «попрощаться с покойником» или «поцеловать родителя». Иногда им завязывали глаза и заставляли целовать то, что подвернется. Нетрудно догадаться, что девушкам в таком случае «подворачивалось». Другой забавой было «шелк мерить», когда детородный орган «покойника» заматывали нитками и заставляли девиц «отмерить себе на платье и откусить». Пели: «Поп кадит, а покойник-то глядит. Поп поет, а покойник-то встает». Естественно, во время «прощания» «покойник» хватал какую-нибудь девушку или просто вскакивал. Ужас сменялся всеобщим визгом и смехом.
К числу святочных бесчинств можно отнести подпирание дверей с внешней стороны дома, засыпание снегом окон, затыкание трубы, хищение саней и другой хозяйственной утвари. Двери и калитки «примораживали», засыпав порог снегом, а затем для надежности облив водой, - дверь было не открыть. Кроме заваливания окон снегом их могли замазать сажей: хозяева утром проснутся, а за окнами темнота. Печную трубу затыкали снопом соломы, заваливали снегом и поливали водой. Во время топки печи изба наполнялась дымом.
«Ходили в Новый год ряженые, заходили в каждый дом, - вспоминает одна из жительниц Ростовского района. - Попляшут, попоют, а хозяева им - подарочек. Подростки чудили: если парень с девушкой дружит, то золой посыпали дорожку от его дома к ее. Утром на снегу все и видно, кто с кем связан. Под Новый год убирали вокруг дома все вещи. Если кто что оставит - наутро уже не найдешь: все свезут, стащат на лобное место посреди деревни. Озорники! И пойдут бабы утром разбирать свое. У кого санки увезли, у кого бочку укатили. Все смеются».
В Ильинской волости практиковался обычай «хрипать женихов». Это был своеобразный обряд сватовства, когда молодежь подходила к дому своего суженого и, изменив голос под хрюкающую свинью, спрашивала в окно: «Не надо ли вам жениха?» А из избы отвечали через окно: «Милости просим, пожалуйте!»
В деревне Святки воспринимались как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Неудивительно, что особое место в это время занимали приметы, по которым люди пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве на предстоящий год. Святочное гадание занимало существенное место в традиционной народной культуре.
Вторая часть работы Ивановского рассказывает о таком виде святочного веселья в деревне, как гадание. Гадала преимущественно опять же молодежь, особенно девушки, парни участвовали больше ради шутки. Гадали на протяжении всех Святок, однако особо «вещими» днями были канун Нового года и Крещения.
Среди примеров гаданий общего характера исследователь ростовской старины называет «литье олова или воска в ковш с холодной водой», «литье яичного белка в стакан с холодной водой», «жжение бумаги». Во всех случаях рассматривается получившаяся фигура - «счастье», которой дается объяснение. Весьма оригинальным было гадание, когда на стол, посыпанный ов­сом, сажали петуха и смотрели: чье кольцо он выкинет - тому жениться или выйти замуж. Другой способ гадания - беганье с водой. Девицы шли на пруд или к колодцу, набирали полный рот студеной воды и во всю мочь, не оглядываясь, бежали к своим домам. Кто не проглотит и не выплюнет воды, ту, значит, и выдадут замуж.
Как и в поэме Жуковского «Светлана», девушки бросали через колодец башмак. Куда он ляжет носком, с той стороны нужно и жениха ждать. Имя суженого спрашивали у первого встречного или первого славильщика. Как звали его, так будут звать и жениха. Иногда, зная об этом, прохожий нарочно называл редкое в здешних местах имя или вообще отвечал: «Зовут зовуткой, величают ут­кой».
Чтобы приснился жених, девушки втыкали на ночь в косу конец веретена или запирали дужку ведра замком, а ключ клали под голову или на мизинец правой ноги. При этом говорили: суженый придет коня поить, у меня ключа просить. Приступая к гаданию, девушки обыкновенно говорили: «Не властен Бог, не благословил Христос».


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе