Вот он, вот он – многотрубный город!

– Так писал о Ярославле социалистическом одессит Марк Лисянский, известный старшему поколению как поэт-песенник, автор гимна Москвы. Сегодня, когда наш родной город отметил свой 1000-летний юбилей, будет нелишним обратиться к сравнительно недавней советской истории. Передо мной пожелтевшие от времени страницы кандидатской диссертации с лаконичным названием «Ярославль. Экономико­географическая характеристика». Рукописные картосхемы, статистические выкладки дополняют многочисленные фотографии послевоенного промышленного центра. Это уникальное для сегодняшнего дня научное исследование подготовила и успешно защитила Сарра Мироновна Воскобойникова. Словно кадры кинохроники предстают перед нами события первой половины ХХ века. Среди них Первая мировая война, Гражданская война, отразившиеся на экономическом и социальном развитии волжского города. Антибольшевистский мятеж 1918 г. оставил огромные разрушения и пепелища, прежде всего в центральной части города. Прекратилось движение по открытому в 1913 г. железнодорожному мосту через Волгу, связавшему Центральную Россию, Русский Север, Урал и Сибирь. Значительные площади деревянной застройки выгорели, кирпичные здания сохранили следы артиллерийского обстрела. В результате военных действий было уничтожено 20 заводов, остались без жилья около 30 тысяч человек.
Семидесятитысячный город нуждался в срочном восстановлении. В кратчайшие сроки был разработан первый в СССР генеральный план «Новый Ярославль» 1920 – 1923 гг. Территория города должна была расшириться более чем в пять раз при сохранении историко­архитектурного наследия. Планом предусматривалось формирование пяти функциональных зон и десяти районов по 30 тысяч жителей в каждом.
Своеобразным эталоном градостроения первых пятилеток в советской России явился Бутусовский поселок, которому были приданы формы «первого современного образцового социалистического города с коммунистическим обоснованием всей жизни обитателей и всего городского хозяйства». Согласно расчетам городское население к 1950 г. должно было достичь 300 тысяч человек. Довоенный Ярославль обзавелся пригородами: поселком Текстилей в районе «Красного Перекопа», Пролетарской (Гагаринской) слободой, поселком Яргрэс на Ляпинке, поселком Волгострой в Заволжье, поселком Тормозного завода на Липовой горе, поселком переселенцев из Мологи, поглощенной водами рукотворного Рыбинского моря, на Суздалке.
Не имея препятствий для своего территориального роста, Ярославль в виде удлиненного многоугольника раскинулся вдоль берегов Волги.

Почти у самой городской черты вздымаются вертикали труб паровозоремонтного, силикатного заводов, «Пролетарской свободы». Западнее – длинные корпуса комбината «Красный Перекоп», к востоку от Московского шоссе – тормозной завод с окружающим его поселком. Левобережная часть заканчивается зданием Ярославской ГРЭС. Еще дальше к северо­западу от города располагается фабрика «Красный перевал», вошедшая в сороковые годы вместе с одноименным рабочим поселком и селом Норским в городскую зону.
Быстрый рост промышленности в период «сталинских пятилеток» привел к внутригородским различиям и оформлению шести экономико­географических районов. В это же время происходят изменения и в административно­территориальном устройстве. Постановлением Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 11 марта 1936 г. на территории Рыбинской и Ярославской губерний, входивших в состав Ивановской промышленной области, образуется Ярославская область в составе 36 районов, 15 городов и 11 рабочих поселков. Ярославль становится областным центром, разделяясь при этом на Кировский, Сталинский, Красноперекопский, Заволжский, Кагановичский и Резинокомбинатский административные районы.
Развернулось строительство новых химических производств, в том числе крупнейшего в Европе резино­асбестового комбината, тепловых электростанций, началась реконструкция лакокрасочных заводов. В эти годы Ярославский завод синтетического каучука дал первую в мире промышленную партию готовой продукции. А основанный в начале ХХ в. автомоторный завод выпустил первый в СССР троллейбус и первый самосвал, впоследствии первый дизель­мотор для большегрузных автомобилей и тракторов.

Промышленный и текстильно­пищевой Ярославль постепенно приобрел черты крупного советского областного центра. В годы Великой Отечественной войны предприятия города, испытавшего бомбардировки фашистской авиации, продолжали поставлять фронту артиллерийские тягачи, снаряды, автопо­крышки, обувь, белье, обмундирование, пищевые продукты.
Строительство автомобильного, расширение асбестового, шинного заводов (последний крупнейший в СССР), предприятий текстильной, пищевой промышленности способствовало развитию водоснабжения, теплофикации, транспортной инфраструктуры, строительству жилья. В районе проспекта Шмидта (ныне проспект Ленина) возник образцовый «Городок резинщиков» с сетью учреждений социально­культурного назначения. Район станции Всполье (вокзал Ярославль­Главный) застроился кирпичными и деревянными строениями: появились поселок машинистов, железнодорожный Кармановский поселок.
Некоторую оторванность от правобережной стороны Ярославля испытывало Заволжье. Возникший в предвоенные годы поселок Волгострой был своеобразной архитектурной доминантой в этой части города. Автодорожное сообщение по выстроенному в 1967 году мосту полностью изменило экономико­географическое положение этого района новостроек.
Уверенно шагнув во второе тысячелетие, наш Ярославль остается одним из самых заметных промышленных центров России.



Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе