Они выходят за рамки стандартного рецензионного очерка. В своей статье Ямпольская, дипломированный культуролог, выступила не по специальности. Как человек власти она тонко, но хирургически жёстко вскрыла глубинную проблему, чреватую серьёзной социальной тектоникой:
«Движение вверх» промыслительно совпало с нижней точкой эмоциональной синусоиды. Оно прокачивает наш коллективный орган полёта. Словно понимая, что и крылья, и руки у многих подопустились».
Очевидно, что воплощённая мечта о победе через общее «невозможно» и частное «не могу» связывает в единый смысловой жгут финальный победный бросок в корзину цивилизационного соперника с траекторией первого спутника и штурмом Рейхстага. Да, на фоне разворачивающейся на наших глазах олимпийской драмы фильм «Движение вверх» не может не вызвать фантомную боль «воспоминания о настоящем». Но если так, то «амортизация души» не наступила. Значит, есть надежда. И — браво «государеву человеку», которая смогла это уловить:
«Честная победа — всегда грандиозный труд. Но иного не дано. Точнее, иное русскому человеку выходит боком. Всем нам нынешней зимой предстоит пережить вышедшее боком — сжав кулаки, стиснув зубы, постаравшись не растерять веру. «Движение вверх» отчасти утоляет эту боль, с ним будет легче».
2Теоретики утверждают, что победа рождается на карте. Практики — что на поле боя. Философы говорят о головах. Великие политические стратеги, как ни парадоксально, апеллируют к душе. В этом ключе первым шагом движения вверх, с нижней точки к вершине ярчайшего цивилизационного триумфа нашего народа можно считать 9 мая…1937-го. В этот день руководитель страны, за четыре года до предстоящей неизбежной схватки со смертельным врагом, сформулировал знаменитому режиссёру Сергею Эйзенштейну сценарную задачу к фильму «Александр Невский». Этот первый шаг к духовному олимпу 9 Мая 1945-го был той самой точкой опоры на победный опыт прошлого для «промыслительного» рывка в победное будущее. Несмотря на десятилетия унизительных санкций, уступок, поражений и недвусмысленных агрессивных стратегий объединённого ненавистью окружающего мира. Узреть самому и показать народу будущее в прошедшем, даже причиняя народу хирургический болевой шок, подлинный художник и политик не может, не пройдя сам через это духовное испытание.
Что ж, тем внимательнее надо прислушаться к словам облечённой государственной властью Елены Ямпольской, по русской традиции ломающей правила политической бюрократии и, выходя из зоны комфортного следования в фарватере доктрин политического «верха», обнажающей восприимчивую к боли душу:
«Живого — или, если хотите, сентиментального — зрителя фильм поминутно держит на грани слёз. Чем ты старше, тем сильнее вероятность, что эти слёзы прольются. Недаром в кинозенит упорно восходит именно начало 70-х — вероятно, самое безмятежное время за всю историю России. И тот короткий период, когда движение вверх замерло на пике, а сползание вниз ещё не было фатальным. Мы могли сохранить уникальную страну, однако потеряли её. Кто вновь и вновь не всплакнёт по этому поводу, у того действительно нет сердца».
3Вне критериев «хорошо-плохо» явно навязанной и упорно ретранслируемой обществу элитарной дискуссии на тему «Россия — Запад» очевидно, что под спудом всяческих «-измов» мы живём в патерналистском обществе. Власть сакрализуется в своей родительской функции по отношению к народу. Легко представить себе, каким вырастет ребёнок, если его принуждать к вечному покаянию, прошивая его сознание мифами о злодействе его предков. От одной из самых эффективных манипуляций, уродующих психику и вколачивающих комплекс ущербности — по любому поводу делать без вины виноватым — до «генетического мусора» — один шаг. И этот шаг к пропасти национальной катастрофы, увы, сделан.
В русле ныне главенствующей тенденции «Движение наверх» пока выглядит как тыловая партизанская операция. Легко представить, как глашатаи либеральных «ценностей» встретят эту картину. Одного названия достаточно для обобщающего обвинения в квасном патриотизме и тенденционном пропагандистском позитивизме в освещении истории. Но в основе сценария ленты — не подогнанная под пораженческую самоуничижительную доктрину фальсификация, а исторический факт. Это — для отрезвления головы правдой. «Узнавайте патриотов по делам — и тонны шелухи отсеются, — занимает позицию нардеп Елена Ямпольская. — С «Движением…» к нам вернулось понятие высоты. Высоких целей. Высоких отношений. Когда люди не придумывают диагнозы, чтобы избежать трудностей, а, напротив, скрывают, чтобы не отстранили от работы адовой».
4И я, как документалист, снявший более трёх десятков исторических лент, по-хорошему завидую творческому коллективу «Движения вверх». В их руках было мощнейшее оружие — отношение создателей ленты к факту и исполнителей — к героям. Для излечения души сопричастностью к подвигу. Так необходимому здесь и сейчас, чтобы вновь ощутить себя командой, способной на невозможное. Если есть тот, кто верит… «Никто, кроме тренера, не верил, что мы можем выиграть. Даже мы сами. А он нас вытащил».
«Тренер — не тот, кто квохчет наседкой над цыплятами. А тот, кто рядом, когда другой надежды нет, — пишет Ямпольская, — пора готовиться к прыжку выше головы. Пока живые, всё можно».