Не покупаете Made in Russia? Задумайтесь о будущем своих детей

Патриотизм и потребительский выбор несовместимы? Конечно, совместимы, просто не будьте циником!

Если есть место, где мы можем говорить о торжестве демократии, то это интернет. Здесь мы имеем полную свободу выбора – покупаем, где удобнее, используем поисковики и соцсети, которые нам больше нравятся. 

В общем, настоящее народовластие, где мы голосуем своим кошельком за тот сервис, который принесет нам максимальную пользу и выгоду.

Это круто, но есть проблема: мы часто не знаем, что для нас выгоднее, или не задумываемся об этом. А между тем существует простое правило: если цены и качество примерно равны, всегда выгоднее выбрать местную компанию.

Это правило применимо везде и всегда – ходим ли мы в «Кофеин» вместо Starbucks, покупаем ли услуги по дизайну у тех, кто базируется в нашем городе. Но особенно ярко оно выражено в выборе интернет-сервисов, где у потребителя есть колоссальная, но не всегда очевидная выгода выбирать российский, а не международный сервис. И эта выгода есть для всех – и для тех, кто заботится о ближних и думает о будущем (у ваших детей будет более качественное образование), и для сиюминутных эгоистов, которые хотят все здесь и сейчас (у вас будет быстрее расти зарплата).

Чтобы избежать неправильного толкования своих слов, сразу сделаю важную оговорку: я не призываю «покупать дорогое и некачественное» и не отрицаю ничьей свободы выбора. Свобода выбора священна. Просто я уверен, что, отказывая в поддержке локальным компаниям, мы совершаем ошибку и вредим самим себе.

Вообще-то государство должно нас об этом информировать, а не я. Это давно поняли в США, приняв закон «Buy American Act of 1933». Я все еще вижу наклейки «Buy American!» всякий раз, когда там бываю. А у нас вы хоть раз видели где-нибудь слова «покупай российское» или «с гордостью сделано в России»?


У выбора в пользу местного бизнеса есть краткосрочные последствия – это налоги.

Прежде всего локальная компания платит в России намного больше налогов, чем иностранная. Возьмем для примера «Яндекс». По моим расчетам, главный российский поисковик в прошлом году заплатил 5200 млн рублей НДС, 2100 млн рублей налога на прибыль, 1500 млн рублей налогов с ФОТ. Google? Эта компания не платит никаких налогов в России, кроме налогов с ФОТ, – к слову, незначительных, поскольку почти все их сотрудники работают за рубежом.

Бизнес Ostrovok.ru, сооснователем которого я являюсь, иллюстрирует все тот же тезис. Как следует из данных за первое полугодие 2013 года, мы платили примерно 960 рублей налогов всякий раз, когда у нас совершали бронирование отеля (360 рублей НДС, 600 рублей ФОТ, налог на прибыль мы пока не платим, но это начнется с 2015 года). В то же время наши иностранные конкуренты не производят никаких отчислений в российский бюджет, не считая незначительных налогов с ФОТ. Причина та же, что и у Google: мало местных сотрудников, а вся выручка и прибыль идет в офшоры.

Конечно, на это легко возразить, что налоги в нашей стране тратятся неэффективно. И все же их часть все равно расходуется в наших интересах – на ремонт дорог, строительство садов и школ, на выплату пенсий.

Каждый раз, когда мы не ищем на «Яндексе» или не бронируем на Ostrovok.ru, мы забираем деньги у самих себя, а взамен не получаем ничего – зарубежные эквиваленты ни дешевле, ни качественнее.

К долгосрочным последствиям поддержки местных компаний я отношу формирование благоприятной среды для предпринимательства.

В технологической индустрии развитие зависит от двух ключевых ресурсов: талантливых людей, готовых работать, и инвесторов, готовых вкладывать деньги. Ни те, ни другие не появляются из воздуха; они развиваются вместе с рынком и принимают решения на основании историй успеха, которые они видят.

За 15 лет существования «Яндекс» создал 4 тысячи рабочих мест в России и заработал для своих акционеров 400 млрд рублей. Очевидно, что сотрудники и акционеры «Яндекса» пользуются услугами компаний, в которых работает каждый из нас, а значит, их успех помогает нам лично.

Я также могу сказать с полной уверенностью, что если бы «Яндекса» не было, то Ostrovok.ru не смог бы ни привлечь талантливых людей, которые создали наш продукт (многие из них работали в «Яндексе»), ни создать более 100 рабочих мест. А еще нам бы не удалось привлечь 1,2 млрд рублей инвестиций в российскую экономику. Ведь многие из наших инвесторов смотрели на «Яндекс», как на доказательство, что компанию из России можно вывести на IPO.

Аналогичный процесс легко прогнозировать и в случае, если Ostrovok.ru выйдет на биржу и станет конкурентным игроком на международном уровне. Если мы сможем это сделать, это даст огромный толчок развитию российской технологической индустрии, да и всей остальной экономики. Почему я так считаю?

Во-первых, привлечение инвестиций в Россию станет проще.

В нас уже вложили деньги 22 опытных международных инвестора, и для них это была первая российская инвестиция. Если эти инвесторы смогут хорошо заработать, значит, они будут продолжать вкладывать в десятки других компаний в России. Если их постигнет неудача, эта инвестиция в Россию, вероятно, будет последней.

Помимо них, однако, есть сотни других инвесторов. Они изучают Бразилию или Индию, но не готовы вкладываться в Россию, потому что не видели достаточно примеров успешных технологических компаний. Со многими из них мы общались; они смотрят на Ostrovok.ru и будут принимать дальнейшие решения, в том числе и на основании нашего успеха.

Истории успеха могут производить лавинообразный эффект – например, IPO компании Netscape было триггером к буму доткомов в США в конце девяностых. Я не утверждаю, что наш успех приведет к инвестициям того же масштаба. Но уверен, что он будет иметь значимые положительные последствия.

Во-вторых, мотивация и образование для нового поколения предпринимателей станет сильнее.

Катастрофическая проблема в России – отсутствие людей с желанием начинать свой бизнес (2% по сравнению с 46% в США); а также низкая бизнес-образованность среди желающих (из-за чего слово «стартапер» начинает нести негативную подоплеку). Людям опять-таки нужны примеры успеха и примеры того, как правильно строить бизнес.

Я уже знаю о почти десятке компаний, которые запускали (запускают) бывшие сотрудники Ostrovok.ru. Три из них уже привлекли инвестиции. Уверен, что со временем появятся десятки, возможно, сотни компаний, которые начнут люди, ранее работавшие с нами.

Лучший пример такого лавинообразного развития талантов демонстрирует компания PayPal, легендарная кузница кадров. Бывшие ее сотрудники стали ключевыми создателями новых бизнесов: Facebook, LinkedIn, Tesla Motors, SpaceX, Palantir, YouTube, Yelp, Yammer – бизнесов, стоящих сотни миллиардов долларов и обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест, а также ведущую позицию США на мировом технологическом рынке.

Ну и наконец, в-третьих, нам нужно, чтобы больше наших соотечественников возвращались в Россию и привозили свой опыт.

Сам я горжусь, что вернулся сюда после успешного образования и работы в США, и впредь буду противостоять мнению «пора валить из Рашки».

Ведь в России немало других технологических компаний, которые ничем не хуже иностранных аналогов, – от антивирусов и виртуальных серверов до онлайн-магазинов и разработчиков мобильных игр. Во многих сегментах продукты даже лучше – например, интерфейс и продукт ведущего сервиса бронирования авиабилетов eviterra.ru существенно превосходит своих зарубежных конкурентов.

Повторюсь, при сравнимых цене и качестве мы, как потребители, всегда должны поддерживать локальные компании. Мы ничего не теряем. Напротив, это приносит налоги в бюджет. Позволяет строить будущее для нас и наших детей – привлекает инвестиции в страну, создает рабочие места, технологическую индустрию и новое поколение малого и среднего бизнеса, помогает снимать Россию с нефтегазовой иглы. Просто нужно перестать быть циниками, ведь подобные вопросы не должны и не могут вызывать безразличие!

Скажу больше: поддерживая локальные компании, мы влияем на будущее в большей мере, чем может повлиять государство с масштабными инициативами по модернизации.

Сделать первый шаг легко. Сам я сегодня переключил в браузере поисковую систему по умолчанию на «Яндекс» после 10 лет использования Google. Продукт не хуже, а во многих отношениях даже лучше. Считаю, что сделал правильный выбор.

СЕРГЕЙ ФАГЕ, Cооснователь Ostrovok.ru

Slon.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе