Падающего – подтолкни!

Поведение Церкви отражает тенденции в российской политике

Священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в июле вышел на тропу войны с коммунистическим прошлым. Он высказывался на эту тему и на конференциях, и в СМИ. Рябых считает, что осуждение коммунизма, начатое в 90-х, так и не было доведено до конца. По его мнению, необходимо «вернуть названия городам и улицам, избавиться от советской символики на государственных зданиях, убрать памятники кровавым вождям с центральных площадей городов России, кладбище у Кремлевской стены». Также он хочет, чтобы государство осудило свержение Николая II, последнего российского императора.

Георгий Рябых, видимо, забывает (или просто не хочет об этом говорить) о том, что свержение монархии было поддержано большинством иерархов Русской церкви. Более того, Церковь активно сотрудничала с «безбожным режимом». В церковных документах советского периода – похвалы мудрым инициативам партии и правительства. В интервью иерархов зарубежным СМИ – панегирики революции и советскому законодательству. Понятно, что Церковь «тоже хотела жить». Но ведь как органично у нее получалось подстраиваться!..

Коммунисты в 90-е открестились от атеизма. Геннадий Зюганов делал попытки заручиться поддержкой Церкви на выборах, указывая на то, что враг у коммунистов и православных один – либерализм. В 90-е КПРФ вышла на пик популярности, и Церковь в борьбе с коммунистическим прошлым была весьма осторожна. Во всяком случае, по такому принципиальному вопросу, как захоронение тела Ленина, РПЦ официально заняла нейтральную позицию.

В чем не откажешь Русской православной церкви, так это в политическом чутье. Куда дует ветер, в РПЦ чувствуют хорошо. Хочешь понять господствующие тенденции в российской политике – посмотри, как ведут себя и что говорят представители Церкви. То, что нынешняя Компартия хромает на обе ноги, понятно, кажется, всем. «Справедливая Россия», поглощающая небольшие партии левого толка, мечтает то же самое проделать и с коммунистами. В Кремле, похоже, видят в эсэрах некую официальную левую альтернативу «Единой России» и подумывают о двухпалатном парламенте. Перспективы КПРФ весьма туманны. Вот и Церковь постепенно отбрасывает осторожность в сторону. Подталкивает падающего.

Разумеется, и Георгий Рябых, и другие священнослужители РПЦ имеют полное право выносить негативные оценки коммунистическому режиму. Более того, многие граждане России (даже невоцерковленные) разделяют эту позицию. Но когда высказывается суждение, порой бывает важно понять, кто именно его высказывает. Одно дело, когда говорит диссидент, бывший узник совести или хотя бы рядовой советский обыватель. Другое дело – представитель организации, находившейся с режимом на короткой ноге. Суждение при этом, может, и правильное. Просто его восприятие разное – в зависимости от говорящего.

Ко всему прочему советская политическая культура наложила на Церковь довольно заметный отпечаток. За примерами не нужно далеко ходить. Соборы, которые проводит сегодня РПЦ (Архиерейский или Всемирный русский народный), подчас напоминают партийные съезды. Только вместо значков и партбилетов – клобуки и бороды, а вместо «строительства коммунизма» – «возрождение православия». Но стиль, форма – те же. Ощущение дежавю неизбежно возникнет, если почитать журналы заседаний Священного Синода РПЦ: «постановили с удовлетворением отметить возрождение духовной жизни в Брянской епархии», «постановили возблагодарить Господа»...

Все мы в той или иной степени несем на себе отпечаток «советскости». Только не все в этом могут себе признаться. А кто-то готов эту «советскость» бичевать столь страстно, как если бы сам он сохранил историческую невинность или прилетел с другой планеты.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе