Президентов много, патриарх — один

На этой неделе начинается 10-дневный визит главы Русской православной церкви патриарха Кирилла на Украину. Все его пребывание на Украине, подчеркивают организаторы визита, будет посвящено каждодневным богослужениям, которые продемонстрируют: патриарх со своей паствой. Он побывает почти во всех духовных центрах страны. 

Как и все в церкви, этот визит исполнен глубочайшего символизма. Так, не случайна дата визита. 28 июля — День памяти князя Владимира и День крещения Киевской Руси. Так же не случайна и поездка в Севастополь: патриарх проведет богослужение на месте крещения святого князя Владимира в Херсонесе и поддержит пастырским словом прихожан — русская церковь о них не забыла. Визит во вторую по величине на Украине лавру — Свято-Успенскую в Тернопольской области — так же приурочен к дате. 450 лет назад на Украину была перенесена одна из святынь — икона Почаевской Божией Матери. Но нельзя не вспомнить, что Тернопольская область — вотчина президента Ющенко, здесь он учился, за голоса местных избирателей шла яростная битва между Ющенко и Тимошенко. Кстати, встреча с ними обоими тоже в плане визита. 


По идее, поездка патриарха на Украину не отличается от любой другой поездки в какую-либо епархию РПЦ. Ведь Украина —каноническая территория Московского патриархата, как, например, Смоленск или Минск. И патриарх еще раз подчеркнул это на встрече с украинскими журналистами накануне визита, после достаточно продолжительного ожидания интервью с патриархом началось с приложения к его руке. 

Но щекотливость ситуации состоит в том, что национально настроенные украинские политики склонны видеть в его руке — руку Москвы. Началось это сразу после обретения Украиной государственной независимости в 1991 году, когда некоторые политические круги призвали дистанцироваться от всего, что связано с Москвой и Россией. Даже предоставленная в 1990 году Московским патриархатом широкая автономия Украинской православной церкви не изменила отношения украинских властей к РПЦ. Так, например, с молчаливого согласия властей Украинская греко-католическая церковь, которая была запрещена в советское время, стала насильственным путем отбирать у православных храмы. В 1992 году при поддержке президентской администрации Леонида Кравчука на Украине была создана так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата. Хотя УПЦ КП не признана ни одной из поместных православных церквей, она заставляет относиться к себе как к серьезной силе. 

С приходом к власти Виктора Ющенко и обострившимися поисками национальной самоидентификации были предприняты энергичные попытки по легализации Украинской православной церкви Киевского патриархата. Прошлогодние торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси, в Киеве решили использовать для объединения всех православных церквей на Украине. Сейчас там существуют сразу три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата во главе с митрополитом Владимиром, канонически подчиненная РПЦ. Украинская православная церковь Киевского патриархата, которую возглавляет патриарх Филарет (Денисенко). И Украинская автокефальная православная церковь во главе с митрополитом Мефодием. Именно на базе этих церквей, по замыслу украинских властей, должна была быть создана единая Украинская православная церковь. 

Главная интрига событий годовой давности была в том, чтобы убедить Вселенского Константинопольского патриарха Варфоломея признать объединенную Украинскую православную церковь независимой от Москвы. Но патриарх Варфоломей на уговоры украинского руководства не поддался, а, наоборот, призвал к единству украинских православных вокруг РПЦ. 

Впрочем, украинские власти не отказались от своих замыслов. Так, в мае этого года во время своего рабочего визита в Турцию Виктор Ющенко вновь заявил Константинопольскому патриарху, что Украина, как и раньше, заинтересована в объединении украинских православных в единую поместную церковь. Вскоре после этого в Константинополь приехал патриарх Кирилл — главной темой визита было объявлено окормление многочисленных российских туристов в Турции. В 2008 году только в Анталье на консульском учете состояло 15 тысяч российских граждан. РПЦ объявила о своей готовности реставрировать в Турции православные храмы и строить новые. А также "посылать наших священников, чтобы они, может быть, на временной основе становились священниками Константинопольского патриархата", заявил сразу после визита в Константинополь архиепископ Иларион. Для Константинопольского патриархата, насчитывающего всего около 3 тысяч прихожан, это был серьезный аргумент. Ведь очевидно, что одной из важнейших тем переговоров между нашим патриархом и Вселенским, была Украина и участие или неучастие Варфоломея в проекте украинских властей. Документов по итогам визита подписано не было, но обоюдное пожелание улучшить отношения между церквями высказано было. Церковная дипломатия вообще более осторожна, чем светская. Так, например, вслед за Украиной независимости могут потребовать православные Южной Осетии и Абхазии, которые сейчас относятся к Грузинской православной церкви. 

В свою первую поездку на Украину в качестве патриарха Кирилл не намерен, как ожидают многие, вести церковно-политические переговоры с украинским руководством. Цель визита — знакомство нового патриарха со своей паствой. Надо сказать, что украинские клирики и верующие обижались на покойного патриарха Алексия II, что тот за все время своего патриаршества посетил Украину всего один раз. Видимо, патриарх Кирилл решил перезагрузить отношения с верующими из ближнего зарубежья, и скорее всего он будет часто бывать в странах, которые являются канонической территорией РПЦ. 

Но, несмотря на заявления руководства РПЦ, что визит патриарха Кирилла не имеет политической подоплеки, он все-таки призван продемонстрировать то, что Украина — неотъемлемая часть Русской православной церкви. "Святейший патриарх неоднократно говорил о том, что церковные проблемы не должны решаться политическими методами или в угоду политической конъюнктуре. Эта позиция не претерпела изменений, — заявил "Огоньку" руководитель информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. — Я не сомневаюсь, что поездка патриарха продемонстрирует единство духовного пространства, которое возникло во времена Киевской Руси и которое неистребимо, несмотря на усилия раскольников и некоторых политиков разыграть "религиозную карту" в современной Украине". 

"Сам тон выступлений патриарха Кирилла, его помощников, масштабность визита, его энергичная подготовка говорят о том, что патриарх надеется решить все проблемы сразу, — считает директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. — Политический эффект визита Кирилла состоит в том, что целый ряд важнейших проблем, которые оранжевая власть хотела бы разрешить не в пользу Московского патриархата, могут быть отложены на неопределенный срок. Например, это учреждение патриархата для Украинской греко-католической церкви, чему сопротивляется РПЦ МП. Ключевой вопрос для УПЦ МП — непредоставление автокефалии украинскому православию". 

Даже если визит Кирилла не принесет никаких реальных плодов или разрешения каких-либо проблем, то в сфере общественно-политической он все равно чрезвычайно важен. В Киеве пройдет заседание Синода РПЦ МП, задача которого — продемонстрировать единство "восточнославянской цивилизации". Тема единства наших народов и Украины, единства интересов, трактовок истории будет главной и во время встречи Кирилла с Ющенко, и после возложения венков к памятнику жертвам голодомора 1932-1933 годов, и в "русских" Донецке и Севастополе. 

Эксперты надеются, что патриарх сумеет убедить украинские власти, что Русская православная церковь — это не церковь только Российской Федерации, а патриарх — не представитель одной России. И он должен одинаково выстраивать отношения как с президентом России, так и с президентами Украины, Белоруссии — ведь там расположены многочисленные приходы РПЦ. 

Изменит ли визит патриарха Кирилла религиозную политику на Украине и националистические устремления власти? Скорее всего нет, но в свете приближающихся на Украине выборов ажиотаж вокруг создания поместной Украинской православной церкви может вообще утихнуть. И не патриарх Варфоломей будет разруливать споры между Московской Патриархией и Киевом. Главным действующим лицом станет паства, к которой едет патриарх? 

Павел Коробов

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе