От Воскресения до Вознесения: что происходило в эти 40 дней?

Воскреснув из мертвых, Иисус Христос еще сорок дней являлся Своим ученикам, много беседовал с ними и только затем вознесся к Богу Отцу.

А что конкретно происходило в эти сорок дней? И чему именно воскресший Господь учил апостолов?


Выстроить события, происходившие в этот период, в стройную последовательность не получится. Все они упомянуты в Евангелии, но не все четко датированы, а есть и такие, о которых сказано лишь в самом общем виде. Есть у этих событий и еще одна интересная особенность: все они происходят после Воскресения Христова, а воскресший Спаситель уже не ограничен временем и пространством. Он является ученикам там, тогда и в таком образе, как Сам пожелает — то в Иерусалиме (причем входит в дом сквозь запертые двери), то на пути в Эммаус, то на некой горе в Галилее, то на Галилейском озере… Причем некоторые из Его явлений происходят чуть ли не одновременно! Христу важно убедить сомневающихся учеников в том, что Он реально воскрес, и научить их тому, что понадобится им в их апостольском служении. А ведь для укрепления веры каждому из учеников требуется что-то свое: одному — прикоснуться к Нему рукой, другому — почувствовать, что он прощен, третьему — чтобы ему объяснили связь всех последних событий… Потому Господь и является не всем сразу, а в разных местах и при разных обстоятельствах. Тем более что Он больше не стеснен земными временем и пространством.

Дальше мы поговорим о самих событиях, происходивших в эти сорок дней, и об их значении — и для апостолов, и для нас. Но будем держать в уме, что хронология здесь — приблизительная.



1. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Что мы об этом знаем

Самое главное — мы знаем, что оно произошло. Во-первых — из Евангелия, где сперва о Воскресении Христа возвещают Ангелы, а затем Сам воскресший Спаситель является женам-мироносицам и апостолам. А во-вторых — из самого хода человеческой истории после Христа.

Детальные подробности Воскресения нам неизвестны. Евангелие сообщает, что сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые (Мф 28:2–4). Но произошло это, очевидно, уже после Воскресения. Самого же Воскресения никто из людей не видел и описать не мог.

Однако весь мир, в котором мы живем, сформирован верой в Воскресение Христово. Апостолы, которые в страхе разбежались после ареста и казни своего Учителя, а при встрече друг с другом спешили надежно запереть дверь… Как они вдруг воодушевились и какую крепкую обрели веру, если отправились безбоязненно проповедовать Христа — сначала по Палестине (где их постоянно преследовали и даже убивали), а потом по всему Средиземноморью! А как быстро росла, расширялась и пополнялась верующими построенная апостолами Церковь, и ведь это при том, что римские императоры регулярно инициировали гонения на христиан, жестокие и кровавые! В конце концов христианство распространилось по всему миру: сегодня веру во Христа исповедуют, часто с риском для жизни, даже в таких нехристианских странах, как Китай, Саудовская Аравия и Индия. Христианству обязана своим возникновением современная культура, наука, система образования. Весь мир (в том числе нехристианский) сегодня придерживается христианской системы летоисчисления — от Рождества Христова.

Все это (и многое другое) было бы решительно невозможно, если бы Христос не воскрес, если бы не исполнилось Его обещание: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мф 17:22–23; выделено автором).



Когда и где это произошло

Иисус Христос воскрес в той же пещере, куда отнесли Его тело вечером Страстной Пятницы, сразу после Его смерти, Иосиф Аримафейский и Никодим, обернув в погребальные пелены. В Евангелии от Иоанна говорится, что скала с этой гробницей находилась в саду на том месте, где Он распят (Ин 19:41), то есть на Голгофе, холме, расположенном в то время вне Иерусалима к северо-западу от городской стены. Когда в первый день недели (по-нашему — в воскресенье) апостолы Петр и Иоанн вошли в эту гробницу, то увидели одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин 20:6–7). Тела там уже не было.

А вот точное время Воскресения остается тайной. В Евангелии от Марка сказано лишь, что Иисус воскрес рано в первый день недели (Мк 16:9). Настолько рано, что еще не начало светать: апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что Мария Магдалина пришла ко гробу затемно — и камень, закрывавший вход в пещеру, был уже отвален.



Какое значение это событие имеет для нас

Основополагающее! Как пишет апостол Павел: …если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших <…> И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:17—19). Именно абсолютная уверенность в Воскресении Христовом сделала Его учеников апостолами — смелыми и вдохновенными проповедниками и строителями Церкви.

Для христиан факт Воскресения Христова — залог того, что и наша земная смерть не станет завершающей точкой, конечной правдой о нашем существовании. Если воскрес Христос — воскрес как Человек (ведь как Бог Он не умирал), — значит, воскреснем и мы, значит, и наша человеческая природа преобразится и станет бессмертной. На Воскресении Спасителя основывается вера христиан во всеобщее воскресение, после которого душа каждого вновь соединится с телом, преображенным по образу воскресшей плоти Христа. И этот опыт предстоит пережить каждому из нас!



2. ВСТРЕЧИ ЖЕН-МИРОНОСИЦ С ВОСКРЕСШИМ СПАСИТЕЛЕМ


Что мы об этом знаем

Евангелисты повествуют об этих встречах по-разному. У Иоанна первой воскресшего Христа видит одна Мария Магдалина, у Матфея — Мария Магдалина и другая Мария (в которой толкователи часто видят Богородицу), у Луки жены-мироносицы вообще только слышат о Воскресении от Ангелов, а Самого Христа не встречают… Одну из возможных попыток согласовать их рассказы предпринял в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Михаил (Грибановский; 1856–1898): у него получается, что разные группы женщин приходили ко гробу Господа в разное время, а некоторые приходили даже по несколько раз, отсюда и разница в повествованиях.

Самый подробный рассказ о встрече с воскресшим Господом мы находим в Евангелии от Иоанна. Мария Магдалина приходит к пещере раньше всех, еще затемно, обнаруживает, что гроб пуст, и бежит за апостолами Петром и Иоанном. Придя, те убеждаются, что она сказала правду, и в недоумении уходят. Мария же остается плакать у гроба — и сподобляется видеть сначала Ангелов, а потом Самого Господа, Которого поначалу не узнает (Ин 20:11–17). Она хотела бы дотронуться до Него, но Господь запрещает: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17). Мария бежит исполнить порученное, а между тем (об этом рассказывают уже другие евангелисты) к пещере приходят Саломия, Мария Иаковлева и другая Мария. Они тоже видят Ангела, узнают от него, что Господь воскрес, и спешат поделиться радостной вестью с учениками.



Когда и где это произошло

Все это события раннего воскресного утра. Мария Магдалина увидела Христа около пещеры, где Его погребали, в саду — и поначалу даже приняла Его за садовника (Ин 20:15). А Саломию, Марию Иаковлеву и другую Марию Господь встречает уже по пути в город (об этом рассказывает евангелист Матфей).



Какое значение это имеет для нас

Встречи жен-мироносиц со Спасителем стали первыми опытными, непосредственными подтверждениями того, что Иисус Христос действительно воскрес. Весьма характерно, что первыми воскресшего Христа встретили именно женщины. Не апостолы, охваченные отчаянием после казни Учителя и в большинстве своем затворившиеся по домам, а женщины, уже давно сопутствовавшие Спасителю и Его ученикам и по-сестрински заботившиеся о них. В тяжелых обстоятельствах, когда все надежды, казалось, рухнули, именно женщины сохранили способность действовать и остались верными Христу — не только мыслями, но и делом. И были вознаграждены самой радостной и удивительной Встречей, о которой даже не мечтали.



3. ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО СПАСИТЕЛЯ АПОСТОЛУ ПЕТРУ


Что мы об этом знаем

О явлении Христа Петру упоминают апостол и евангелист Лука (Лк 24:34) и апостол Павел, который много странствовал с Лукой и, видимо, знал об этом событии от него же (1 Кор 15:5). Судя по их словам, это было одно из самых первых явлений воскресшего Господа.



Когда и где это произошло

Никаких подробностей ни Лука, ни Павел не сообщают. Можно лишь предположить, что произошло это вскоре после того, как Петр и Иоанн прибежали к опустевшей гробнице по зову Марии Магдалины (Ин 20:6, 7). Рассказывая об этом их визите ко гробу, апостол Иоанн добавляет: в тот момент они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых (Ин 20:9).



Какое значение это событие имеет для нас

По мнению святителя Иоанна Златоуста (ǂ407), Господь явился Петру прежде всех других апостолов потому, что тот «особенно желал видеть Его». И еще потому, что вера апостола Петра была особенно крепкой. Петр первым исповедал Христа Сыном Бога живаго, и тогда Господь уподобил его веру скале: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:15–18). А «кто первый исповедал Его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его», — замечает Златоуст.

Во время судилища, учиненного над Христом первосвященниками, Петр отрекся от Учителя, трижды сказав, будто не знает Его (Мф 26:69–75 и параллельные места у других евангелистов). Но отречение это было не осознанное, а спонтанное, почти случайное, совершенное под влиянием момента. Петр никогда не переставал быть верным Христу. Более того, из Евангелия мы знаем, что Петр был самый пылкий из Его учеников, ловивший каждое слово Спасителя. Явление воскресшего Господа должно было обрадовать его, как никого другого! И — дать ему надежду на прощение.

И для всех остальных христиан, время от времени забывающих о своей связи с Господом, это упоминание о явлении воскресшего Христа Петру тоже может быть большим утешением. Как пишет апостол Павел: …если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак (Рим 3:3–4).



4. ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО СПАСИТЕЛЯ ЛУКЕ И КЛЕОПЕ ПО ПУТИ В ЭММАУС


Что мы об этом знаем

Об этом событии подробно рассказывает евангелист Лука, который, как предполагают толкователи, и был одним из двух путников. Другой был Клеопа, тоже апостол от 70-ти

Цель их путешествия нам неизвестна; вероятно, они шли в Эммаус по каким-то своим делам, о которых вспомнили после того, как их Учителя и Господа казнили на Кресте и их апостольской миссии настал, как они думали, конец.

Вот рассказ Луки: В тот же день двое из них [учеников Христа. — Прим. ред.] шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим… (Лк 24:13–33).



Когда и где это произошло

Эммаус — поселение (впоследствии город Никополь) примерно в 28 км к западу от старого Иерусалима. Сейчас это небольшое местечко между Иерусалимом и Тель-Авивом. Где именно путники встретились с воскресшим Христом — сказать невозможно, известно лишь, что до самого Эммауса они так и не дошли.

Из Евангелия от Луки следует, что событие это произошло в тот же первый день недели, когда Иисус Христос воскрес из мертвых и явился женам-мироносицам.



Какое значение это событие имеет для нас

Во-первых, этот рассказ позволяет нам немного заглянуть за черту, отделяющую нашу земную жизнь от жизни будущего века в воскресшем теле. После Воскресения тело Иисуса приобрело новые, необычные свойства. Отныне Он может появляться и становиться невидимым; преодолевать время и пространство (в течение короткого времени является в разных удаленных друг от друга местах); оставаться неузнанным и открывать Себя по Своему желанию. Вероятно, нечто подобное случится и с телами всех людей после всеобщего воскресения.

Во-вторых, в беседе с Лукой и Клеопой Христос упоминает ветхозаветные пророчества о Мессии-Спасителе и доказывает, что эти пророчества в точности исполнились на Нем. Для нас это важное свидетельство богодухновенности Священного Писания Ветхого Завета, причина отнестись к этим книгам со всем вниманием и серьезностью, не сбрасывать их со счетов под тем предлогом, что Новый Завет будто бы упраздняет значение Ветхого.

Отдельно обратим внимание на то, что Господь открылся ученикам во время преломления хлеба. Многие толкователи полагают, что речь тут идет о Евхаристии. Блаженный Феофилакт Болгарский (†1107) пишет: «У тех, кои причащаются благословенного хлеба, отверзаются очи для указания Его. Ибо плоть Господа имеет великую и несказанную силу».



5. ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО СПАСИТЕЛЯ БЛИЖАЙШЕМУ КРУГУ АПОСТОЛОВ И НИСПОСЛАНИЕ ИМ ДУХА СВЯТОГО


Что мы об этом знаем

Лука продолжает рассказ об учениках, направлявшихся в Эммаус. Едва они вернулись в Иерусалим и рассказали о случившемся одиннадцати апостолам и бывшим с ними (Лк 24:33), как Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрúте; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк 24: 36–49).

Иоанн же добавляет к этому, что Господь вошел в дом, где собирались ученики Его, сквозь запертые двери, и не просто удостоверил их в реальности Своего воскресения, позволив дотронуться до Него, но еще сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21–23).

И еще одно уточнение делает евангелист Иоанн: это явление Иисуса Христа состоялось в отсутствие одного из апостолов — Фомы, который не был тут с ними, когда приходил Иисус (Ин 20:24). Почему же тогда евангелист Лука пишет об одиннадцати апостолах, а не о десяти? Ведь Иуда Искариот, предавший Господа, уже сам исключил себя из числа учеников и, более того, наложил на себя руки. А Матфий, принятый в апостольскую общину взамен Иуды, был избран туда только после Вознесения Христа (Деян 1:15–26)… Святой Исихий Иерусалимский (††433) предполагал, что одиннадцатым был все-таки Матфий: пусть еще и не принятый формально в число Двенадцати, он уже присутствовал при всех важнейших событиях — иначе его просто не приняли бы в избранный круг. Ведь апостол Петр поставил для избрания кандидата условие: это должен быть один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его (Деян 1:21–22).



Когда и где это произошло

Вечером того же воскресного дня в доме, где обыкновенно собирались апостолы. Многие толкователи и комментаторы Евангелия думают, что это был дом Иоанна Богослова, располагавшийся где-то неподалеку от Гефсимании.



Какое значение это событие имеет для нас

Во время этой встречи с апостолами Господь всячески подчеркивает физическую реальность Своего Воскресения. Он дает апостолам прикоснуться к Своим рукам и ребрам, ест вместе с ними обычную человеческую пищу и прямо указывает: дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). Позже по христианскому миру широко разошлась ересь, приверженцы которой уверяли, будто не только Воскресение, но и вся земная жизнь Христа была лишь видимостью, своего рода оптической иллюзией; в реальности же Он будто бы и не воплощался, а оставался чисто духовным Существом. Но вот Сам же Христос ясно говорит об обратном: и до, и после Воскресения Он подлинный человек из плоти и крови!

Это важно не только для апостолов, к которым вернулся их любимый Учитель, но и для нас. Сын Божий — не только Бог, но одновременно и подлинный, стопроцентный Человек: значит, все, что Он пережил, включая Воскресение, касается и нас. Значит, и для нас смерть — не заключительный эпизод нашей жизни. Всех людей ждет общее воскресение, а верных Христу — вечная жизнь в воскрешенном теле, подлинная, полноценная, не какая-то призрачная, а вполне физически реальная, наполненная цветом, вкусом, звуками, запахами.

Еще в IV веке святитель Григорий Богослов († 390) сформулировал важный принцип христианского богословия: «что не воспринято [Христом от человеческой природы], то не уврачевано». Если бы Христос после Воскресения стал бесплотным призраком, это означало бы, что наши тела — это действительно, как считал Платон, какая-то темница для духа, которая только препятствует нашей встрече с Богом. Но Господь подчеркивает: это не так! Тело — такая же неотъемлемая часть человека, как и его душа. И Бог принимает человека целиком.

Во время этой встречи Господь еще и ниспосылает апостолам Святого Духа. Через видимое действие — дуновение — Он сообщает им невидимую Божественную силу (благодать) апостольства, в том числе дар отпускать грехи: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23).

В полной мере носителями Духа Святого апостолы станут в день Пятидесятницы, уже после того, как Господь вознесется на небо. Они начнут бесстрашно проповедовать Христа по всем городам и землям, заговорят на иных языках, усвоят безукоризненно точный смысл Священного Писания. Но еще прежде Пятидесятницы Спаситель дает им, говоря словами архиепископа Аверкия (Таушева; 1906–1976), «начаток Духа», или духовные дары, делающие их уже не просто Его учениками, но и сотрудниками, через которых Господь сможет подавать Свою благодать всем людям. Эти же дары, то есть способность совершать таинства (в том числе и таинство Исповеди), передаются в таинстве рукоположения всем наследникам апостолов — епископам, а от них и священникам.

Некоторые люди ставят под вопрос право священника отпускать грехи, недоумевают, почему нельзя получить прощение грехов напрямую от Бога, просто каясь перед Ним. Ответ мы находим в Евангелии: прощать или оставлять грехи Христос поручил апостолам. И сменившим их преемникам — епископам и священникам.



6. УВЕРЕНИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ


Что мы об этом знаем

В Евангелии от Иоанна мы читаем, что после восьми дней с момента явления Господа в запертом доме апостолы снова собрались все вместе, на этот раз уже с Фомой. Он слышал от них о явлении живого Христа, но отказывался до конца поверить такому счастью: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).

И вот Господь вновь является ученикам и лично удостоверяет Фому в Своем Воскресении: Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:26–29).



Когда и где это произошло

После восьми дней, начиная со дня Воскресения Христова, — это когда? По мнению Иоанна Златоуста, речь идет снова о дне Господнем, по-нашему — воскресном: «восемь дней прошло от одного дня Господня до другого». Счет дней здесь такой же, как и в случае с самим Воскресением: Господь воскрес в третий день, начиная с пятницы, когда Он был распят. И уверение Фомы произошло в восьмой день, начиная с того, в который Спаситель воскрес.

Место было, очевидно, то же самое, в котором Господь являлся апостолам неделей прежде: так называемая Сионская горница, возможно, дом апостола Иоанна Богослова.



Какое значение это событие имеет для нас

Церковь отмечает Фомину неделю (тот самый день, когда Фома уверовал) в воскресенье, следующее за Пасхой, практически как самостоятельный двунадесятый праздник. Чем же так важно это событие?

Оно показывает, что всякому, кто искренне хочет убедиться в истинности христианской веры, Бог такую возможность дает. Он не требует от человека слепой веры, веры лишь на слово. Он готов лично удостоверить всякого ищущего правды — лишь бы тот искал действительно правды, а не предлога уклониться от ее поиска. Еще недавно апостол Фома был полон решимости сопровождать Христа в Иерусалим, зная, что всех их там может ожидать расправа; он воскликнул: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16). И теперь он сомневался в Воскресении Христовом не по недостатку любви к Спасителю, а как раз потому, что слишком любил Его и страшился обмануться в самой главной и радостной своей надежде. Об этом писал святитель Кирилл Иерусалимский († 386), об этом поется в стихирах на вечернем богослужении Фоминой недели: «О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе». В итоге Господь приходит словно бы специально для Фомы, предлагает ученику вложить пальцы в Его раны, то есть сделать ровно то, что тот ставил условием для своей веры. Он лично удостоверяет Фому в Своем Воскресении.

Точно так же Господь готов укрепить веру каждого человека, который обратится к Нему с искренним сердцем. Ведь Он Сам обещал: алчущие и жаждущие правды… насытятся (Мф 5:6), и всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф 7:7–8). И каждому Господь отвечает на том языке, который тот готов услышать и воспринять

Например, митрополит Сурожский Антоний (Блум; 1914–2003) рассказывал, что когда в юности он взялся прочесть Евангелие (причем с целью раз и навсегда «покончить с верой в Бога»), то в какой-то момент почти физически ощутил, как напротив него, по ту сторону стола, стоит Христос. Живой. «Это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть, — рассказывал владыка. — Я… ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно».

А вот история Николая (впоследствии игумена Никона) Воробьева (1894–1963), который в юности долго и отчаянно искал истину и не мог ее найти ни в науке, ни в философии, ни в медицине, ни в психологии… Однажды, когда он уже совсем было потерял надежду и даже подумывал уйти из жизни, у него вдруг мелькнула мысль: а что, если действительно Бог существует? Ведь не может быть, чтобы Он не ответил ищущему Его человеку! И тогда из всей глубины своего существа, почти в отчаянии, молодой человек воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?». И Господь открылся. «Невозможно передать, — говорил потом батюшка, — то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: “Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!”». А когда он встал на ноги, то внезапно осознал, что слышит мощные, размеренные, словно уходящие в бесконечность удары церковного колокола. Время было за полночь, так что звонили точно не в окрестном монастыре.



7. ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА СЕМИ УЧЕНИКАМ ПРИ МОРЕ ТИВЕРИАДСКОМ


Что мы об этом знаем

Вот как повествует об этом евангелист Иоанн Богослов:

…были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых (Ин 21:2–14).



Когда и где это произошло

Тивериадское море — одно из названий озера, расположенного в Галилее, на севере Палестины, откуда происходили родом почти все апостолы и где провел детство и юность Сам Господь. Другие евангелисты упоминают об этом водоеме как о Галилейском море или Генисаретском озере.

О том, что воскресший Христос будет ждать учеников в Галилее, возвестил еще Ангел, встретивший жен мироносиц у входа в гроб Господень (Мф 28:7). Затем Сам Христос, явившийся женщинам на дороге в Иерусалим, повелел им: пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф 28:10). Эпизод при Тивериадском море стал, судя по всему, первой из этих обещанных галилейских встреч, которой предшествовало еще несколько явлений в Иерусалиме. (Так выстраивали последовательность событий известные византийские толкователи Евангелия Евфимий Зигабен (†1120) и Феофилакт Болгарский († 1107)).



Какое значение это событие имеет для нас

Прежде всего обратим внимание, как живо, реалистично рассказывает об этой встрече со Христом апостол и евангелист Иоанн. Вроде бы незначительная деталь — сколько рыб вытянули ученики, пристав к берегу, но евангелист указывает точное количество: сто пятьдесят три. Вроде бы ненужная подробность — то, что от лодки до берега было около двухсот локтей, но и об этом упоминает Иоанн. Все это, на первый взгляд, мелочи, но насколько возрастает наше доверие к такому рассказу! Читаешь — и ощущаешь, что святой апостол Иоанн действительно рассказывает нам о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (1 Ин 1:1).

Если второе явление Спасителя апостолам было обращено в первую очередь к апостолу Фоме, то это, третье, — прежде всего к Петру. Во время трапезы Спаситель трижды спрашивает у Своего ученика: Любишь ли ты Меня? — и, трижды получив утвердительный ответ, поручает Петру пасти Своих овец (Ин 21:15–17). Тем самым, согласно святоотеческим толкованиям, Господь восстанавливает ученика, отрекшегося от Него (и отрекшегося трижды!) в апостольском звании. А затем пророчески возвещает Петру об ожидающих его, как и всякого из Его учеников, страданиях и призывает, несмотря ни на что, хранить Ему верность: Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин 21:18–19).

Этот эпизод свидетельствует: Господь приближает к Себе не самых лучших, не самых отважных, даже не самых верных, а тех, кто Его искренне любит. Тех, кто, как Петр, бросает свои сети и снасти и прыгает в воду, чтобы скорее доплыть до берега, как только осознает, что на берегу его ждет Сам Господь. «Бог хочет именно нашего сердца, — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909). — Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч 23:26); потому что сердце — главное в человеке, жизнь его; больше — сердце наше есть самый человек». И такой человек, сердце которого принадлежит Богу, может уже не бояться ни грядущих страданий, ни собственных ошибок: Господь позвал его за Собой, и он, как может, идет.



8. ДРУГИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА УЧЕНИКАМ И БЕСЕДЫ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ


Что мы об этом знаем

Из книги Деяния святых апостолов мы знаем, что в продолжение сорока дней после Своего Воскресения Христос неоднократно являлся ученикам, говоря о Царствии Божием (Деян 1:3). А из слов евангелиста Иоанна можно предположить, что далеко не все эти встречи и беседы были апостолами записаны: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21:25).



Когда и где это произошло

Уверенно можно сказать только одно: в течение сорока дней от Воскресения до Вознесения Христос регулярно являлся ученикам и учил их. Происходило это, как следует из Евангелия, и в Иудее (прежде всего в Иерусалиме), и в Галилее.



Какое значение это событие имеет для нас

У нас есть все основания предполагать, что именно во время этих бесед о Царствии Божием Христос дал ученикам наставления, которые понадобились им впоследствии для проповеди, создания христианских общин и устроения церковной жизни. Церковь бережно сохранила послания святых апостолов (по одному посланию апостолов Иакова и Иуды, два послания Петра, три — Иоанна и четырнадцать — апостола Павла) и включила их в корпус книг Священного Писания. Причиной тому прежде всего вера в то, что в день Пятидесятницы апостолы были просвещены Духом Святым, Который, как и обещал им Христос накануне Своих крестных страданий, научил их всему и напомнил им все, что говорил им Господь (Ин 14:26). Говорил не только в течение земной жизни, но и после Воскресения. Как писал архиепископ Евсевий (Орлинский; 1807–1883), у нас есть все основания полагать, что воскресший Господь, «приготовляя избранных своих учеников к их апостольскому служению, беседовал с ними преимущественно о… благодатном царствии Божием, о распространении и благоустройстве Христовой Церкви, об установлении и совершении благодатных таинств, о преодолении предстоящих трудностей в подвигах апостольского служения и подобном». «Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви», — добавлял владыка Евсевий.



9. ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА ОДИННАДЦАТИ УЧЕНИКАМ НА ГОРЕ В ГАЛИЛЕЕ


Что мы об этом знаем

Об этом явлении рассказывает евангелист Матфей: Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28:16–20).

Апостол Павел писал, что, представ перед ближайшими учениками, Христос затем явился более нежели пятистам братий в одно время (1 Кор 15:6). По мнению известного русского библеиста конца XIX — начала XX века, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Павловича Лопухина (1852–1904), Павел имел в виду этот же эпизод на горе.



Когда и где это произошло

Феофилакт Болгарский и многие другие толкователи Евангелия считают, что это было одно из последних явлений воскресшего Христа ученикам. О какой горе идет речь, нам остается только догадываться, но ученикам это место явно было хорошо известно, пишет Евфимий Зигабен. «Может быть, это была гора Фавор, где Он явил славу Своего Преображения… а может быть, гора Блаженств, столь памятная верующим по великой Нагорной беседе Спасителя», — предполагал архиепископ Никон (Рождественский; 1851–1919), составитель знаменитых в начале XX века «Троицких листков» с толкованиями Евангелия от Матфея.

В любом случае, это место нельзя отождествлять с Елеонской горой близ Иерусалима, откуда Господь вознесся на небо (Деян 1:12). Речь тут о Галилее.



Какое значение это событие имеет для нас

Во-первых, мы слышим здесь знаменитую заповедь: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф 28:19-20). В первую очередь эти слова обращены к апостолам: Господь заповедует им учить всех людей слову Божию, совершать таинства (Крещение — первое из них, вводящее в Церковь) и наставлять в праведной жизни. Это особая апостольская миссия, которую и поныне обязаны исполнять все священники.

А во-вторых, именно в этом фрагменте Евангелия наиболее ясно выражается церковное учение о Боге — Святой Троице: Бог троичен в Лицах и Един по существу. Господь наш есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная.



10. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Что мы об этом знаем

О Вознесении Господнем нам известно преимущественно от апостола Луки, написавшего Евангелие и книгу Деяния святых апостолов. Иисус Христос вывел апостолов из Иерусалима и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец, облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).



Когда и где это произошло

Вознесение произошло в сороковой день после Воскресения Христова на горе, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян 1:12). Сейчас Елеонская (Масличная) гора расположена уже в пределах городской черты. Она тянется с севера на юг напротив восточной стены Старого города.



Какое значение это событие имеет для нас

Вознесение — одно из ключевых событий евангельской истории, недаром Церковь установила в его честь двунадесятый праздник. Благодаря Вознесению Иисуса Христа на небо (так христиане называют, за неимением более подходящих слов, тот духовный мир, в котором от века пребывает Господь), к Богу отныне может вознестись любой человек, верный Христу и любящий Его.

Как Бог Христос пребывает в этом небесном мире всегда, а как Человек Он вошел в него именно в день Вознесения. С тех пор Спаситель пребывает там, на Горнем Престоле, с человеческими душой и телом. Искупив Своей бесценной Кровью грехи и преступления всех людей без исключения, приняв на Себя ответственность за них, Христос дал всякому человеку возможность взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов, сделаться богом по благодати. Как говорил апостол Павел, в день Второго Пришествия Спасителя мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:17).

Так что вознесение ждет всех христиан, которые по итогам своей земной жизни захотят быть с Богом, войти в Его Царство. Недаром святитель Николай Сербский (Велимирович; 1881-1956) уподоблял Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам», или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае». Христос — первопроходец, ухватившись за ризу Которого, каждый человек обязательно будет спасен.

Автор
ЦУКАНОВ Игорь, диакон
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе