Полтысячилетия существования

Первое радостное и торжественное событие в череде праздничных мероприятий совершилось 12 апреля: по прошествии долгих лет служили первую Божественную Литургию в храме Похвалы Божией Матери. Престольный праздник после 85 лет разорения, тишины и пустоты в стенах храма. Троицкий Данилов монастырь устроен на возвышенности. Издалека видна его колоколенка с русскими орнаментом в камне, как и вся обитель причудливо, с фантазией устроена на русской земле: Троицкий собор, храм Всех Святых и Святые врата с надвратной церковью – во всем сразу угадывается родное и близкое. 

Без размаха Ростовского, но сказкой в камне, можно назвать и  Троицкий Данилов монастырь. Мотив, правда, другой…  Эта та сказка, которая вновь воссоздается из тех руин, что остались неподвластны  ни времени, ни людям. Как богатыри русской земли, выстояли храмы, несмотря ни на какие лихолетья. Теперь вновь преображаются, скрывая свой многовековой  возраст.

Только названием Свято-Троицкий Данилов монастырь схож с известным всем  и ставшим официальным Даниловым монастырем в Москве. Со столичным здесь, на переславской земле, нет ничего общего: ни размаха, ни официоза, ни громоздкого величия во внешнем виде, ни количества богомольцев, ни даже выложенного асфальта. Здесь еще на монастырской территории разбиты небольшие грядки, на которых зеленеет лук: возвышенность и обыденность – все рядом. Так всегда и было на Руси.
 
Возвращенный Церкви в руинах более десяти лет назад Троице-Данилов монастырь в Переславле на своей горке восстанавливается, тихо, неспешно, со свойственной провинциальностью тихих подмосковных городов. Со столицей ныне  его роднят только благодетели, которых именно оттуда Господь прислал на помощь и в поддержку прославленной  обители. Это событие, выстраданное и долгожданное, и стало способствовать  ускорению темпов восстановления монастырской жизни.
 
Чуть более чем за год преобразился Похвальский храм в Троицком монастыре. Построенный в конце 17 века, можно сказать, с размахом, с огромной трапезной палатой и настоятельскими покоями с очень красивой внешней отделкой ? окна обнесены богатыми резными наличниками, под кровлей проведен ряд декоративных «раковин», стены разделены колонками с резными капителями, входы украшают крыльца с арками и висячими «гирьками». Храм на протяжении  20 века представлял собой плачевное зрелище: ни красоты, ни благолепия, ни украшения на фасаде из белого камня уже не радовали глаз – точнее, этого и заметить было нельзя. С выщербленным кирпичом, без глав, куполов и крестов - такой коричнево-серой громадой представлялся Похвальский храм. Монастырь закрыли в 1923 году.

Теперь снаружи и внутри он белоснежный. Храм еще полностью не обзавелся церковной утварью, иконостасом, паникадилами, но сохранил свою первозданную акустику.  Пением за первой Божественной Литургией, которую совершал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл с духовенством Переславского благочиния, утешила всех немногочисленная братия Троице-Сергиевой Лавры. К середине апреля храм не прогрелся,  в нем холодно, но теплота сердец и радость, которую испытывали все прихожане, согревала. Три часа службы прошли практически незаметно - такими впечатлениями делились многие.

Более 500 лет назад в безлюдное место пришел преподобный Даниил. Будучи монахом,  а затем и наместником Горицкого монастыря, он возложил на себя редкий даже в те времена подвиг - попечение об умерших в дороге, погибших от разбойников, безродных и бездомных. Памятуя о том, что «у Бога все живы», преподобный ночью тайно выходил из монастыря и на своих плечах сносил тела умерших в особую городскую скудельницу, которая находилась недалеко от Горицкого монастыря и называлась Божедомьем. ( Божиим домом).
    
Сейчас мы без всякого внимания проходим на улицах мимо живых  людей, нуждающихся в нашей помощи и участии, делая вид, что не замечаем их. Равнодушие – первый шаг отступления от веры.

«Сколько среди погребенных здесь людей угодников Божиих, которых недостоин весь мир, а мы, грешные, не только презираем их, но и унижаем. По отшествии из мира их не погребают у святых церквей, не совершают по ним поминок. Но Бог не оставляет их, а еще больше прославляет». По временам преподобный Даниил видел в скудельницах свет. Особенно растревожил его душу некий таинственный странник, которого преподобный называл «дядюшкой». Угодник Божий очень полюбил его, чувствуя в нем огромную духовную силу. Но однажды в морозную ночь «дядюшка» был обнаружен замерзшим на дороге. Преподобный одел его, отпел, отнес на Божедомье, очень сокрушаясь о том, что такого замечательного человека нельзя похоронить возле церкви. «Что же я могу сделать для них», - таким  вопросом задавался святой старец. И Господь внушил ему мысль об устройстве храма на том месте, где сиял свет, чтобы впоследствии поставить священника, который бы поминал на Божественной Литургии души усопших, и прежде других – неведомого блаженного странника.

Проверенное временем и угодное Богу желание Преподобного осуществилось. На средства бояр Челядниных, которые по молитвам Преподобного были избавлены от княжеской опалы, храм был построен. Они  представили лично князю Василию Ивановичу Угодника Божия, выпросили преподобному Даниилу дозволение иметь в распоряжение Божедомье и приступить к возведению церкви. Так был построен храм в честь Всех Святых. Стали поступать пожертвования, появились желающие остаться жить при нем - так неожиданным образом по воле Божией образовалась здесь обитель, где странники, обездоленные, нищие находили тепло и заботу. Прознав про милосердие преподобного Даниила и братии переславцы стали подбрасывать к вратам монастыря немощных в надежде, что те будут вылечены. И действительно, никто не получал отказа. Так при обители появилась первая больница и первая организация помощи голодающим.
Не силой и суровостью воспитывал и вразумлял преподобный Даниил братию, а кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения. Он учил со вниманием относиться к своей душе, находиться постоянно в состоянии трезвения, всячески избегая раздражения, празднословия, осуждения. Преподобный Даниил со смирением исполнял всякую монастырскую работу, на молитве и на послушании был первым.  К святому угоднику Божию приходили за помощью, всем оказывал внимание и молился. По его молитвам многие получали и исцеление, и надежду, и помощь. Не раз посещал и беседовал с Преподобным и великий князь Василий III. А когда родился у него долгожданный сын, в благодарность Богу и за молитвы преподобного Даниила в монастыре был выстроен каменный Троицкий собор, по которому впоследствии и стали именовать обитель. Преподобный Даниил стал восприемником долгожданного наследника - будущего Иоанна Грозного.

К старости Преподобный стал слабеть, силы его стали оставлять. Настоятельство он передал своему постриженику. В своем предсмертном наставлении Преподобный обращался к братии: «Терпите всякую скорбь ради Царства Небесного…» Святой старец с миром предал люботрудную душу свою в руки Божии 7 апреля 1540 года, в среду второй Недели по Пасхе. Жития преподобного было более 80 лет.

Посещая Переславль, царь Иоанн Васильевич Грозный каждый  раз навещал могилку преподобного Даниила и весьма интересовался его благочестивой жизнью. По его повелению было составлено полное жизнеописание святого.

Чудотворения преподобного Даниила были полны глубокого душеспасительного смысла, и телесному исцелению страдальца всегда предшествовало покаяние. Являлся святой по молитвам скорбящих и мужам государственным, и казалось, людям совершенно незначительным, и даже в человеческом понимании ничтожным, показывая всем, что перед Господом все равны и душа каждого человека одинаково бесценна и любима Богом.
 
Монастырь жил, неся свет людям и следуя завету Преподобного не оставлять никого без помощи. Святые мощи были открыты в 1653 году при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. Скорой была и остается по сей день помощь преподобного Даниила всем страдающим и недужным, кто с искренней верой обращается к нему.

Разные времена переживала обитель преподобного Даниила. В годы Смуты подверглась полному разорению, как и другие монастыри Переславля. В середине 17 века Троицкий собор был расписан артелью костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Эти уникальные фрески сохранились до наших дней. Монастырь к концу 17 века выстроился в камне. Многие сооружения были выполнены на средства князя Ивана Петровича Барятинского. В обители была организована первая в Переславле Духовная семинария. Имена настоятелей Троицкого монастыря вписаны в историю Церкви. Архимандрит Варлаам (Высоцкий) в 1710 году был назначен настоятелем Троицкого монастыря. Он был духовником царевны Натальи Алексеевны, впоследствии способствовал первым шагам в православии Марты Скавронской, в крещении ставшей Екатериной, будущей императрицы. По отзывам современников, архимандрит Варлаам отличался благочестием, вел аскетический образ жизни. Настоятели обители трудились на поприще духовно-нравственного просвещения и образования, следуя заветам преподобного Даниила. На монастырском кладбище погребены многие выдающиеся люди Отечества.
 
На маленькой территории невидимыми нитями связывается воедино прошлое Отчизны: приезды царей, могила контр-адмирала, подвижническая жизнь и разорение, когда монастырские стены покидали иноки. О судьбах последних монахов обители практические ничего неизвестно. За семь десятилетий архитектурный монастырский ансамбль был полностью изуродован. Фрески Троицкого собора, признанные мировым шедевром, оставлены на произвол судьбы. Отчуждение и безбожие царили на Божедомье. Пока вновь на святое место не пришли монахи. В день совершения первой Божественной Литургии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл заметил, что хорошо, когда возрождаются стены, но главное - для кого. Надо, чтобы в эти возрождающие храмы приходили люди. Иноки – это иные люди, избравшие свой путь в этой жизни. И одна из главных монастырских задач сегодня – просвещать людей светом Христовой истины, нести в мир любовь, милосердие и всепрощение.
 
В 1994 году святые мощи преподобного Даниила из музея вернулись в первый открывшийся тогда Никольский монастырь, а потом при возвращении Церкви Свято-Троицкого Данилова монастыря были принесены на Божедомье, где пребывают и сейчас. Это было великой поддержкой первым насельникам обители. В монастырь потянулись паломники, пришли и местные, став первыми помощниками в возрождении монастыря.  Кто мог - трудился над разборкой мусора в храмах и на территории монастыря. Случалось в обители так, что было неизвестно, чем будет питаться братия на следующий день. И только глубокая вера и молитвы Преподобного Даниила укрепляли первых насельников, вселяя в них полную уверенность, что так надо. Тысячи паломников стали притекать к его святым и целебным мощам, прося помощи и заступничества. Никого не оставлял  и не оставляет преподобный, кто в верою к нему обращается.
 
Пережив трудные времена первого периода восстановления монастыря, когда не было где жить и молиться, братия, уподобляясь подвижникам прошлых эпох, не отчаивалась даже тогда, когда по меркам человеческим это невозможно было не делать. Не было уверенности в завтрашнем дне, было холодно и голодно,  одолевали  скорби.  Внешний вид обители повергал в уныние даже оптимистов. И только помощь Божия оставляла малочисленную братию поднимать и возрождать порушенное десятилетиями.  Не было для жизни самого необходимого. Но насельники обители были сильны, духовно прозревая и будущее становление. По молитвам преподробного Даниила стала возрождаться обитель. Он первым был скор на помощь первым насельникам Божедомья в конце 20 века. Игумен Иоанн (Коваленко) наместник Троицкого монастыря, живя по принципу никогда ничего не просить, делает многое собственными руками, освоив в обители множество профессий. Одна из них – тракторист. Когда приезжают паломники, он, прячась за машину, отмахиваясь, тихо шепчет: «Не говорите, что отец наместник здесь». Он  не скор на общение с журналистами, рассказов о монастырской жизни избегает.  Иеромонах Давид  приезжающим повествует о прошлом и настоящим, водя группу из одного храма до другого по еще  не обустроенным дорожкам.  Глядя на него и на всю окружающие обстановку, чувство времени, его протяженность и реальность совершенно теряются. В обители, конечно, есть и свои помощники из местных, которые видя старания насельников, не оставляют их без своей посильной поддержки.
 
В монастыре выработан комплексный план восстановительно-ремонтных работ. Без внимания не остается ни один квадратный  метр Божедомья. Все к юбилею, конечно же, сделать не удастся, но размах производимых работ ныне поражает видавших виды переславцев. Уже поднялись стены монастырской ограды, к радости всех верующих при раскрытии фундамента одной из угловых башен был обнаружен  источник, ископанный еще самим преподобным Даниилом Переславским. Ведется комплексная реставрация фресок Троицкого собора, которые признаны шедеврами мирового искусства.
 
Пережив трудные времена первого периода восстановления обители, когда не было где жить и молиться, братия монастыря почти уподобляясь подвижникам прошлых эпох, ныне с надеждой и радостью смотрит в будущее, полагаясь на волю Божию и по мере сил готовясь к празднику.

Ярославская епархия 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе