Праздник распечатывания алтарей

С 11 по 12 мая в Москве в Рогожской слободе собрались тысячи представителей старообрядческих общин из разных регионов России, стран СНГ и Европы. Из Ярославля туда же отправились представители центра «Старая Русь»: отец Тимофей Овчаров, настоятель храма в деревне Глухово, и пресс-секретарь центра Денис Лупекин.

Такое массовое паломничество случается только один раз в год, когда Русская православная старообрядческая церковь отмечает годовщину Указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости в России» и последовавшее затем распечатывание алтарей рогожских храмов и повсеместное строительство новых церквей. Ежегодно в память об этом событии на праздник жен-мироносиц, наступающий к окончанию двух недель после Пасхи, в Москву в рогожский поселок и собирается старообрядческая молодежь со всех концов света.

Рогожская слобода представляет собой городок с собственной площадью, Покровским и Рождественским храмами, Успенской колокольней, административными зданиями митрополии, духовным училищем, покоями владыки митрополита, парком. Весь комплекс ничем не огорожен и доступен для посещения местным жителям и случайным или специально приехавшим гостям.

Все дни праздника улицы старообрядческого городка были заполнены живописной молодежью. Море белых платков, переливы разноцветных платьев и мужских косовороток, среди которых чернели кафтаны чтецов и певчих и рясы духовенства.

До вечерней службы все внимание верующих было сосредоточено на ярмарке. Казаки продавали нагайки, папахи и другие предметы. Рядом располагалась целая гора плетеных корзин. Льняные рубашки, сарафаны, платки соседствовали с выставками медов и медовух, а кованые изделия – с собраниями старопечатных и новых книг. Печники показали свои возможности с помощью демонстрационных роликов на компьютерном мониторе.

Урок истории

К концу XVII века в результате гонений центры старообрядчества сместились из Москвы на окраины государства и даже за его пределы. Возрождение московской общины в качестве центральной произошло тогда, когда сама Москва стала в некотором роде провинцией.

В 1771 году древнюю столицу поразила эпидемия чумы. Бедствие было столь страшным, что привело к многотысячным жертвам, полному бессилию властей и народному бунту. Власти разрешили москвичам самостоятельно организовать свое спасение: наладить захоронение чумных погибших, учредить больницы и карантины. Такое же разрешение получили и старообрядцы города.

11 сентября 1771 года за Рогожской заставой был захоронен первый старообрядец. Так получило начало знаменитое Рогожское кладбище, а при нем были построены больница, жилые дома, из которых впоследствии составилась слобода.

Затем община получила разрешение на строительство часовни, то есть храма без алтарной части, позволяющей совершать литургию. Однако рогожцы заказали знаменитому архитектору Матвею Казакову проект огромного полноценного Покровского собора. Власти ответным действием приказали сломать алтарные выступы, но богослужения продолжали совершать тайно в алтарях, устроенных в передней части храма.

Прекращение всякого богослужения в рогожских церквях произошло в начале царствования самого либерального из русских царей – Александра II. В 1856 году по постановлению секретного комитета были опечатаны все алтари и церковные двери, тем самым сделав невозможным совершение любой литургии. Кроме того, опечатыванию подверглись богослужебные книги и другая церковная утварь.

Так продолжалось долгих полвека.

17 апреля 1905 года на Пасху был обнародован высочайший указ о веротерпимости. Чтобы верующие достойно могли встретить великий праздник, Николай II заранее выслал в Москву специальную телеграмму с текстом указа. Поэтому уже 16 апреля с амвона Покровского собора ее зачитали и торжественно объявили о распечатывании алтарей.

Последовавшее за этим десятилетие историки и сами старообрядцы назовут золотым. Никто больше не запрещал совершать богослужения по старым книгам и обрядам. По всей стране стали строиться старообрядческие храмы, в том числе и каменные.

В 1906 году в Рогожской слободе по проекту архитектора Федора Горностаева началось строительство колокольни, своеобразного памятника акту распечатывания алтарей. Строилась она на пожертвования всем миром, а потому была быстро возведена. В советское время самый большой колокол был низвергнут с этой высоты на землю и раскололся.

Виталий ВАХРУШЕВ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе