Сельские будни священника, или Как живет сельский храм, которому в этом году исполняется 330 лет

Ростовская сельская глубинка. 

Небольшое русское село Скнятиново с богатой историей и вымирающим населением. Находится оно недалеко от Ростова Великого. Места здесь живописные, а местные жители даже умудряются сдавать жилье заезжающим любителям сельского тихого и уютного отдыха.


Сейчас в селе живут от 100 до 150 человек. Людей не так уж и много, даже несмотря на то, что есть газ и вода. Скнятиново, как и многие другие села Ярославской области, потихоньку обживают мусульмане.

В местной сельской школе учатся чуть больше 20 учеников. Есть и детский сад. Местные часто находят работу за пределами села. Хочешь добраться до города – пройди три километра до трассы, а там попутками или жди автобуса.


А еще Скнятиново известно своим Казанским храмом, который не закрывался в годы гонений на Церковь и прихожане которого отмечают двенадцать престольных праздников в год. Именно в Скнятиново снимали художественный фильм «Иерей-сан». Это было в 2015 году.

С марта прошлого года в сельском храме служит молодой священник – отец Игорь Баранов. Отцу Игорю 25 лет. Сам он родом из Петровска. Учился в Ярославской духовной семинарии. А Казанский приход стал для него первым, где батюшка служит как настоятель.


Отец Игорь, вы служите в сельском храме уже больше года. Какие они – будни сельского священника? Какие проблемы стоят перед вашим приходом?

– Мои будни священника проходят не только на приходе, но и на заводе. Я работаю снабженцем на производстве, а в выходные и праздничные дни служу в храме. Начальство на заводе понимающее. Если требы – без проблем, говорю, что в такой-то день меня не будет по такой-то причине. Сельский приход сельский прокормить семью священника, не может и содержать храм.


Первое время, пока у меня не было машины, я успел походить пешком на службу с рюкзаком. Весь путь от трассы до храма у меня занимал минут 30-40, смотря как быстро идешь.

Сейчас мы с прихожанами посоветовались и создали кассу, в которую со своей зарплаты раз в месяц вкладываем деньги. Так у нас появилась возможность приобретать что-то для нужд храма. Совсем недавно мы закупили садовый инвентарь: штыковые и садовые лопаты, грабли, вилы, тачку. Планируем проводить субботники.


Кто прихожане Казанского храма? Увеличивается ли ваш сельский приход?

– В основном на службу ходят местные жители. Начали периодически ездить лично мои знакомые, а основной костяк прихожан как был, так и остался. Это в основном матушки пенсионного возраста, как бы мы сказали, «белые платочки».

Одна из прихожанок – дипломированный катехизатор. Она когда-то жила в Москве, но потом купила квартиру в Скнятиново и постоянно проживает здесь. Помогают в храме и поют на клиросе местные учителя. Одна моя прихожанка, тоже певчая, раньше пела в одном из московских храмов.


В этом году Казанский храм отмечает 330-летие со дня завершения строительства. По ярославским меркам это не так и много. Что вам известно об истории этого села и прихода?

– История села начинается приблизительно с XII века, тогда здесь находилась летняя резиденция ростовского князя Константина. Впоследствии храмом владели бояре Языковы, и на месте деревянного храма во имя святителя Григория в 1693 закладывают каменный храм. Выстраивают первый этаж, и записях митрополита Иоанна (Сысоевича) уже под 1746 годом мы читаем, что скнятиновский храм достроен и готов к освящению. Впоследствии достроили колокольню. В начале XX века был пожар: выгорел полностью нижний храм, сгорела паперть. Потом прихожане восстановили убранство нижнего храма. На левой диаконской двери Никольского придела сохранилась подпись иконописца и дата росписи – это было в 1914 году. Я думаю, что в советское время фрески были закрашены масляными красками.


Сохранилась интересная легенда о верхнем храме. Говорят, что однажды, ожидая приезда императрицы Екатерины, перестроили летний храм и сделали иконостас в форме триумфальной арки. Императрица не приехала, а убранство осталось.


Казанский храм никогда не закрывался. Как жил приход в последние десятилетия?

– Слышал о том, что делались попытки закрыть и наш храм. Но, несмотря ни на что, он оставался действующим, и сюда на службы ходили жители ближайших сел.

Долгие годы настоятелем прихода был протоиерей Виктор Цебрук, который служил в священном сане более 50 лет, из которых более 40 лет прослужил только в Скнятинове. При отце Викторе делался самый крупный ремонт. Обновлялись полы, в 80-е годы зять отца Виктора вместе с рабочими перекрывал крышу.


В 2005 году храм ограбили – воры вынесли 30 икон. Найти образа не удалось. После этой кражи отца Виктора разбил инсульт, восстановить здоровье батюшка так и не смог.

*

Сейчас у отца Игоря много забот, как и много идей. Первоочередная задача – ремонт кровли и фасадов. Так как храм является памятником архитектуры, эти работы требуют больших финансовых вложений и серьезной работы с документацией.


Узнать же подробнее о приходской жизни можно на страничке храма «Вконтакте». Здесь публикуются не только новости, но и проводятся сборы на первоочередные хозяйственные нужды. Так, всем миром, собирали на охранную систему, благодаря сбору на странице удалось смонтировать систему отопления. А пока храм встречает свой престольный праздник и отмечает 330-летие строительства нижнего каменного храма.

Автор
Беседовала монахиня Екатерина (Парунян)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе