На родине Рамы в Айодхье

Путешествие в город, рассоривший мусульман и индусов

Небольшой город, где проживают всего 53 тыс. человек, Айодхья является местом острой конфронтации двух главных религиозных общин Индии – индусской и мусульманской.

Фантастический образ Айодхьи, самого загадочного и мистического места на карте Индии, волновал мое воображение со студенческой скамьи. Стольный град царевича Рамы, седьмого воплощения бога Вишну на земле, стал особенно знаменитым после событий 6 декабря 1992 года, связанных с разрушением мечети Бабура, религиозно-общинными погромами и приходом к власти индусских националистов. Я давно мечтал побывать в этом городе и был счастлив, когда такая возможность наконец представилась.

Путь из Бенареса в Айодхью пролегал через Фаизабад, куда поезд прибывал под утро. Доверившись доктору Пракашу, сопровождавшему меня в поездке по стране, я заснул в ожидании чудес, и предчувствия меня не обманули. Утром я обнаружил, что доктор Пракаш спит на верхней полке, хотя с вечера обосновался на нижней, проводник вагона бесследно исчез, а Фаизабад остался где-то позади. Покинув поезд на ближайшей станции, мы с удивлением узнали, что находимся… в окрестностях Айодхьи, и через десять минут были в лагере, откуда карсеваки - служители-добровольцы при индусских храмах, отправлялись штурмовать средневековую мечеть, символ мусульманского правления в Индии.

Все, кто бывал в Индии, обратили внимание, что на севере страны почти не осталось памятников древней храмовой архитектуры. Мусульманские правители целенаправленно разрушали их, а готовые каменные блоки использовали для возведения своих дворцов и гробниц. Они также перестраивали индусские храмы в мечети: сносили башни – гопурамы и шикхары и возводили купола и высокие минареты. Таких мечетей в Индии насчитывают около тысячи. Многие полагают, что аналогичное происхождение было и у мечети Бабура, называемой мусульманами Бабри масджид.

Согласно индусскому преданию, на месте рождения Рамы (Рам Джанмабхуми) некогда стоял величественный храм. Он был разграблен наступающим войском Бабура, основателя империи Великих Моголов, а на его развалинах в 1528 году заложили мечеть. Однако «Бабур-наме» и другие письменные источники XVI века этого факта не подтверждают. Все исследования Бабри масджид и прилегающего района, проведенные индийскими археологами по заданию правительства, также не выявили прямых признаков существования другого культового сооружения на месте мечети.

Тем не менее в Бабри масджид археологи обнаружили 14 колонн из темного камня, украшенных растительным орнаментом. Их высота составляет 1,5–2 метра. По мнению профессора Чампакалакшми из Университета им. Джавахарлала Неру, колонны не имеют какого-либо отношения к храмовой архитектуре и принадлежат строениям бытового назначения XI–XII веков. Но другие специалисты это мнение оспаривают и обвиняют автора в предвзятости.

В эпицентре страстей

Как свидетельствуют документы, массовое паломничество к Рам Джанмабхуми началось еще в середине ХIХ века. В 1855 году во время индусско-мусульманских столкновений здесь погибли 75 человек. С тех пор последователи индуизма более 70 раз поднимали вопрос о передаче спорной территории под свой контроль.

В ночь на 23 декабря 1949 года неизвестные лица проникли в помещение мечети Бабура и установили там изображение Рамы и его супруги Ситы. Понимая, к каким последствиям может привести подобная акция, первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру потребовал от министра внутренних дел Валлабхаи Пателя привлечь нарушителей закона к ответу. После энергичного вмешательства последнего порядок в городе был восстановлен. По указанию Пателя районные власти опечатали двери мечети, позволив индусам совершать у стен здания отдельные обряды, в том числе даршан, то есть обряд лицезрения образа бога.

В середине 80-х годов обстановка в Айодхье вновь обострилась. Представители многих индусских организаций, прежде всего Раштрия сваямсевак сангх (РСС) и Вишва хинду паришад (ВХП), поддержанные консервативной Бхаратия джаната парти (БДП), требовали восстановления исторической справедливости и воссоздания храма. Они предложили многочисленным индусским жрецам изготовлять кирпичи с вытесненным именем Рамы. Кирпичи с почестями доставляли к месту строительства, где состоялась торжественная закладка первого камня. В ответ индийские мусульмане создали «Комитет за освобождение Бабри масджид».

Обострение обстановки в Айодхье происходило на фоне глубокого кризиса Индийского национального конгресса (ИНК), долгое время остававшегося самой влиятельной партией страны. Рейтинг его руководителей заметно упал. Партийные функционеры погрязли во фракционных склоках и коррупции. Пользуясь этим, БДП стремится приумножить достигнутые успехи. Ей активно помогают РСС и ВХП.

30 ноября 1992 года лидеры БДП Лал Кришна Адвани, Атал Бихари Ваджпаи и Мурли Манохар Джоши обратились к депутатам парламента с призывом принять участие в походе на Айодхью. Они заверили встревоженных министров правительства, что в городе Рамы планируется строительство платформы для проведения религиозных обрядов и ее омовение.

5 декабря в Айодхье собралось 220 тысяч карсеваков из 20 штатов Индии. Они несли флаги с изображением Рамы и священным индусским знаком «Ом». На головах у многих были повязаны шафрановые лоскуты. В толпе выделялись длинноволосые садху и гуру. Ближе к вечеру пронесся слух о прибытии лидеров БДП. Страна замерла в напряженном ожидании...

Хроника тревожного воскресения

...В полдень мы вышли из лагеря карсеваков и перед моим взором открылся сказочный город. Причудливые башни храмов, роскошные дворцы и дома, благоухающие цветами и сандалом сады и четкие линии широких улиц, по которым неслась золотая колесница божественного Рамы, запряженная четверкой белых коней, горячих и быстрых…Чудесное видение неожиданно оборвал голос доктора Пракаша. Он напомнил о ланче...

6 декабря 1992 года события в Айодхье развивались стремительно.

9.00. Двести тысяч карсеваков в сопровождении садху и глав индусских общин направляются к Бабри масджид. Путь им преграждает цепь из 2800 полицейских.

10.15. У ритуальной платформы начинается стихийный митинг. Адвани и Джоши призывают к организованности и дисциплине. В ответ толпа скандирует: «Джай Шри Рам!» («Да здравствует Рама!») Отдельные группы карсеваков прорываются к мечети через полицейские кордоны.

11.55. Уже тысячи людей карабкаются по стенам старинного здания. Кирками и лопатами они выворачивают камни и сбрасывают их со склона холма. Робкие попытки депутатов от партии БДП убедить агрессивно настроенную толпу возвратиться в лагерь не имеют успеха.

13.30. Четыре батальона бригады быстрого реагирования выступают в направлении Айодхьи. Через восемь минут они должны прибыть к мечети. Из магистрата поступает сообщение, что власти контролируют ситуацию. Военнослужащие возвращаются к месту дислокации.

14.55. Обрушился левый купол здания.

15.05. Правый купол разбит. Адвани приказывает перекрыть въезды в город, чтобы избежать столкновений с полицией и войсками.

16.50. Рухнул центральный купол. Карсеваки разбирают последние перекрытия. Бабри масджид больше не существует. Под ее обломками погибли четверо и ранены около 600 человек.

18.35. Изваяние Рамы торжественно устанавливают на новое место. Совершается обряд омовения.

Очевидцы утверждали, что все произошло стихийно и добровольцы действовали по наитию. Опрос общественного мнения, проведенный популярным журналом India Today между 17 и 23 декабря 1992 года, показал, что 52,6% жителей севера Индии одобрили разрушение мечети Бабура.

Бессилие льва

Как только стало известно о событиях в Айодхье, в разных концах страны вспыхнули индусско-мусульманские столкновения. По размаху они могут быть сравнимы только с событиями периода раздела Британской Индии 1947 года. Одновременно с небольшими городами стычки проходили и в таких мегаполисах, как Дели, Мумбай и Калькутта. За две недели в Махараштре погибли 259 человек, Гуджарате – 246, Уттар Прадеш – 201, Мадхья Прадеш – 120, Ассаме – 100, Карнатаке – 60, Раджастхане – 48, Западной Бенгалии – 32, Бихаре – 24, Керале – 12 и Тамилнаде – 2 человека. Число раненых превысило 15 тысяч. От 60 до 70% пострадавших составляли мусульмане. Напуганные люди бросали родные дома и спасались бегством.

В этот драматический момент многое зависело от решительных действий главы правительства и его команды. Однако последний премьер от партии Индийский национальный конгресс вел себя так, будто его поразил тяжелый недуг. Нарасимха Рао, безусловно искушенный политик, на сей раз самоустранился от возложенных на него обязанностей и укрылся в своей резиденции. Потрясенный случившимся, он отчетливо осознавал, что потерпел фиаско.

Бездействие властей продолжалось до тех пор, пока к премьер-министру не пробилась группа решительно настроенных членов правительства. Под их давлением Нарасимха Рао объявил об аресте организаторов погромов и запрещении деятельности РСС, ВХП и мусульманской «Джамаат-е ислами». Для восстановления порядка потребовалось призвать на помощь армейские части. В 18 городах был введен комендантский час. Всего были задержаны и арестованы около двух тысяч человек.

Обстановка показала, что принятые меры оказались малоэффективными, и скоро арестованных освободили под залог. Несмотря на временный запрет, религиозно-общинные организации продолжали легальную деятельность. Еще более трудновыполнимым стало обещание премьера восстановить Бабри масджид. Он повторил его 8, 9 и 11 декабря 1992 года. Это создало правительству дополнительные проблемы и окончательно убедило страну в том, что Нарасимха Рао и возглавляемая им партия не в состоянии решать сложные межрелигиозные споры.

На парламентских выборах 1996 года ИНК потерпел чувствительное поражение. БДП получила 23,5% голосов избирателей и сформировала правительство. Оно просуществовало 13 дней, поскольку БДП не смогла мобилизовать необходимое число голосов...

Эхо Айодхьи в коридорах власти

...После ланча мы побывали у небольшого храма, возле которого складируются колонны и каменные блоки из светло-коричневого песчаника. Их украшают рельефные образы героев древнеиндийского эпоса «Рамаяны» и тонкий орнамент, виртуозно выполненные резчиками из Раджастхана. Меня заверили, что храм Рамы практически готов. Дело только за тем, чтобы возвести его на месте бывшей мечети. Проектом по восстановлению храма занимается Вишва хинду паришад...

После выборов 1998 года коалиционное правительство снова формирует БДП, завоевавшая в нижней палате парламента 182 места против 140 у ИНК. По мнению аналитиков, победе БДП во многом способствовало снятие из предвыборного манифеста вопроса о храме Рамы и ряда других требований, затрагивающих интересы религиозных меньшинств.

Между тем правая коалиция через 13 месяцев утратила парламентское большинство. В сентябре–октябре 1999 года состоялись досрочные выборы. Их уверенно выиграл Национальный демократический альянс (НДА), объединивший БДП и 23 союзные партии. НДА получил 304 депутатских места из 545. Правительство Индии возглавил Ваджпаи. Пост министра внутренних дел занял Адвани, министра развития людских ресурсов – Джоши. Последним обстоятельством не преминула воспользоваться оппозиция. В канун очередной годовщины событий в Айодхье она потребовала от премьер-министра вывода из состава правительства лиц, ответственных за разрушение мечети.

Ваджпаи охарактеризовал выдвинутые обвинения как беспочвенные и указал на их политический подтекст. В ходе полемики он подчеркнул, что строительство храма Рамы «отвечает национальным чувствам» и остается пока «нерешенной задачей». Заявление премьер-министра ошеломило даже союзников БДП, включая лидеров региональных партий. Руководитель партии Тринумал конгресс (ТК) Мамата Банерджи заметила, что «национальным чувствам» соответствует не только воссоздание храма Рамы, но и восстановление мечети Бабура. Ее поддержал председатель Телугу десам парти (ТДП) Чандрабабу Найду, добавив, что в сложившихся условиях представляется целесообразным сохранять статус-кво до вынесения вердикта Верховного суда об исторической принадлежности одной из конфессий 67 703 акров спорной территории в городе Рамы. К ТК и ТДП примкнула партия Дравида муннетра кажагам (ДМК), выступающая за сбалансированный подход альянса к проблеме Айодхьи.

В этой связи поражение БДП и возглавляемого ею альянса на выборах в апреле–мае 2004 года может рассматриваться как ошибка или досадный просчет. Правительство БДП было настолько уверено в победе, что решило объявить о выборах за восемь месяцев до истечения срока своих полномочий. ИНК воспользовался оплошностью самоуверенного соперника и вернулся к власти в составе Объединенного прогрессивного альянса (ОПА), заручившись поддержкой левых партий. Однако проблема Айодхьи все еще остается нерешенной. Она является причиной затяжного политического кризиса и представляет для современной Индии мину замедленного действия.

...К Рам Джанмабхуми в этот день никого не пропускали, но для меня, гражданина России, сделали исключение. Дорога к знаменитому месту проходила по узкому коридору из металлических конструкций длиной около километра. На протяжении маршрута меня несколько раз тщательно обыскивали на постах спецназа. Жесткие меры предосторожности связаны с тем, что спорная территория уже несколько раз подвергалась атакам вооруженных исламских боевиков и террористов.

Площадка, где прежде находилась мечеть Бабура, закатана асфальтом, а вокруг нее разбиты редкие цветники. На асфальте возвышается небольшая платформа, над которой развевается шафрановое полотнище с изображением грозного Рамы. Мне объяснили, что это и есть место рождения легендарного царевича и строительства будущего храма в его честь.

Затем мы посетили храм Ханумана, предводителя обезьяньего войска и верного соратника Рамы в походе на Ланку, и обошли вокруг него три раза по часовой стрелке. По дороге к храму нам часто попадались стаи приматов. Животные были настроены весьма агрессивно. Время от времени обезьяны нападали на паломников и вырывали из рук людей картонные коробки со сладким прасадом, подношением богам. Одна из таких особей тяпнула доктора Пракаша за ногу.

В заключение путешествия по Айодхье мы осмотрели гхаты, каменные ступени на правом берегу реки Сарайю, предназначенные для совершения ритуальных омовений. Самым почитаемым из них является Гуптар гхат, где Рама завершил свой земной путь и вознесся в обитель на небесах. Вечером мы выехали в Фаизабад...

Валерий Кашин - кандидат исторических наук, ученый секретарь Центра индийских исследований Института Востока РАН.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе