Большая перемена

Стандарты образования, существующие для большинства пока лишь в теории, вызывают у педагогов немало вопросов

Высокий градус напряженности в учительской среде показало прошедшее на минувшей неделе в Ярославле совещание по введению федеральных государственных образовательных стандартов. В нем приняли участие и педагоги из соседних регионов. В центре обсуждений оказалась начальная школа. Ей уже со следующего учебного года в обязательном порядке предстоит включиться в эксперимент.

Урок для учителей

Задавали тон дискуссии приехавшие из Москвы члены рабочей группы по разработке стандартов Елена Низиенко, директор департамента общего образования Минобрнауки, и Александр Кондаков, гендиректор издательства «Просвещение». Оба выступили с докладами, вкупе «потянувшими» более чем на два часа. Лейтмотив – школьное образование нужно менять. Известное международное исследование PISA, которое выясняет, насколько эффективно 15-летние школьники применяют полученные знания в жизни, задвинуло российских детей в середину четвертого десятка из... 57 стран-участниц.

В новых стандартах, как отметила Елена Низиенко, кроме требований к предметным результатам обучения появятся и другие, такие как результаты воспитания, межпредметные знания. Есть и принципиально новая группа требований – к условиям, которые должны быть созданы учредителем и школой. Это и соответствующий уровень педагогов, и материально-техническая база.

Ярославская сторона едва ли не с первых минут засыпала гостей вопросами – в письменном виде. К концу совещания педагоги, а это были преимущественно директора школ, уже не скрывали своих эмоций, зал шумел. Большинство вопросов касалось механизма реализации стандартов. Недовольных нововведениями, что называется, в принципе среди собравшихся не было, а вот сомневающихся хватало.

Драмкружок, кружок по фото…

Пока одни гадают, что там будет с начала учебного года, другие в порядке эксперимента уже живут по новым правилам. Таких пионеров в нашей области пять. В Ярославле новые стандарты претворить в жизнь взялись педагоги школы №87, расположенной на окраине Брагина. Здесь учатся обычные дети обычных родителей, но то, что школа особенная, понимаешь едва ли не с самого порога.

Сразу у входа висят три огромных стенда с расписанием кружков и секций. Здесь имеются художественное, музыкальное и театральное отделения школы искусств. Центры дополнительного образования предлагают более четырех десятков кружков и секций на любой возраст и вкус. Работают три театральные студии, ВИА, кружки флористики и народоведения, бальных танцев, гандбола, ушу, акробатики и другие. Все они объединяются в пять блоков – «труд», «творчество», «здоровье», «природа» и «интеллект». Мини-опрос, проведенный здесь же, показал, что даже старшеклассники не чураются этих внеурочных занятий. В небывалом числе секций и кружков и есть видимая родительскому оку часть вводимых новых стандартов.

– Это заметил каждый родитель, – говорит директор школы Ольга Важнова. – Формирование личности ребенка идет не только на уроке, но и после. Наши дети занимаются в двух, а то и трех кружках и секциях. Все по интересам. Согласитесь, достойная альтернатива улице.

Система внешкольной работы здесь складывалась несколько лет – в этом, наверное, одна из причин мягкого перехода на стандарты. Каждый педагог в обязательном порядке ведет кружок или секцию. Хотя школа прежде всего это место, где получают знания. Здешнего первоклассника учат их добывать, а не только писать, читать и считать. А также «формируют мотивацию к обучению и саморазвитию» – как требует того стандарт. У каждого ученика есть портфолио, где вместо отметок альтернативная шкала оценки личных достижений ребенка. Ведется учет разрабатываемых первоклашками и так называемых индивидуальных проектов – изготовление поделок, открыток, участие в концертах и соревнованиях.

– К 10-му классу ребенок, пройдя этот процесс, будет понимать, что он хочет в жизни, и ему не потребуется огромный перечень предметов для углубленного изучения, – считает Ольга Геннадьевна. – Поэтому идея, научное фундаментальное ядро, у стандартов замечательная. Сейчас больше проблем для педагогов, ведь мы не получили механизмы реализации стандартов. Многое зависит от финансов. Я не могу прямо сейчас поставить каждому учителю компьютер, проектор, камеру. У меня кроме этого еще есть другие заботы и расходы – крыша, подвал, парты и все остальное. Педагогов нужно вооружить многим – технологиями, условиями, методиками, критериями оценки. А сейчас все делается в пожарном порядке.

Слабое звено

В ожидании перемен 600 преподавателей младших классов, что называется, без отрыва от производства, прошли переподготовку.

– Тьюторов от каждого муниципального района обучали в институте развития образования, – говорит Алевтина Репина, начальник отдела областного департамента образования. – Объяснили суть стандарта, как работать. Планируем провести опрос готовности учителя, чтобы на будущее понимать, чему учить.

Камнем преткновения многие педагоги называют требования стандарта к условиям обучения. Как обеспечить информационную образовательную среду в сельской школе здесь и сейчас? По словам Алевтины Валентиновны, проблема эта для области решаема:

– Норматив подушевого финансирования ярославских школ выше, чем в среднем по стране. Практически везде уже есть компьютеры, интернет. Кстати, регион, один из немногих, заложил в бюджет средства на оплату 10 часов внеурочной деятельности педагогов начальных классов.

Слабым звеном в деле обеспечения техническими новинками оказалась именно начальная школа. Но в департаменте директорам советуют: раз средние и старшие классы уже неплохо оснащены, теперь можно позаботиться и о ней, точечно направив средства, предназначенные для закупки техники. Сложнее со старыми зданиями школ, реконструкция которых потребует капитальных вложений. В департаменте не исключают, что часть «старушек» придется закрыть. Но, как уверяет Алевтина Репина, это долгий процесс, и в одночасье вопрос не решается.

Другой аспект проблемы – мотивация к работе. Вот если бы вместе с новыми стандартами ввели новую зарплату преподавателям, глядишь, к переменам в школьной жизни они отнеслись бы с большим энтузиазмом. А пока руководителям образовательных учреждений предложено рассмотреть вопрос о введении стимулирующих выплат тем учителям начальных классов, которые уже перешли на новые стандарты.

Марина НИКИТИНА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе