Диплом без права телепередачи

Интересная работа, шансы стать знаменитым, получить признание зрителей и поклонников, а также, разумеется, высокую зарплату и гонорары — казалось бы, все эти преимущества заложены в профессии телеведущего. Масса телешкол и специализированных курсов предлагают обучить этому искусству. Однако на практике нет никаких гарантий, что выпускник будет работать по специальности: без опыта работы на ТВ и глубокого знания процесса телеведущим не стать.

Кастинг для доверчивых 
К звездам телеэкрана прикованы взгляды миллионов зрителей, и подчас появляются желающие разжиться на людском интересе к профессии телеведущего. Читательница "Денег" Любовь Петрушенко рассказала, как пару лет назад она обучалась мастерству телеведущего при телеканале MTV в Петербурге. "Увидела объявление и понеслась к ним на кастинг,— вспоминает она.— В зале сидели несколько других девочек, которых, конечно, тоже взяли. Кастинг проходил так: каждая читала по бумажке текст на камеру. Трехмесячный курс обучения стоил около 10 тыс. руб. "Занятия" проводила одна и та же девочка, заключались они в следующем: приезжаешь к ним в офис, девочка-"преподаватель" дает задание, и ты едешь домой готовить его. Приезжаешь на следующее занятие, отдаешь работу, дают новое задание, ничего не спрашивая. И так на протяжении месяца. Занятия проходили два-три раза в неделю, за полмесяца моим заданием было расшифровать фразеологизмы. Спустя месяц я спросила: когда же будут учить работать на камеру, азам тележурналистики и пр.? Мне ответили: "Завтра",— и попросили написать текст для новостного блока, который я зачитала на камеру все той же девочки-"преподавательницы". После этого стало понятно, что это лохотрон". 


Впрочем, на MTV свою причастность к этому отрицают, утверждая, что не открывали курсов обучения телеведущих в Санкт-Петербурге. Так или иначе, работники ТВ говорят, что этот случай — исключение из правила. "Это не такой скандальный и широкий рынок, как тот же модельный бизнес,— говорит редактор отдела политики журнала "Огонек" Павел Шеремет, в свое время немало потрудившийся на "Первом канале".— Откроешь модельную школу — прибежит 500 девушек; организуешь школу ТВ — к тебе придет максимум 50 человек. Но если за счастье стать моделью девушки тут же готовы заплатить $1 тыс., то сказка про телезвезду не такая яркая и простая, как сказка про модель. Даже заплатив немалые деньги, вряд ли люди станут малаховыми, это намного сложнее. Так легко людей не обмануть". 

Как бы то ни было, многих молодых людей прельщают перспективы телевизионной славы и больших гонораров, и они, не слишком задумываясь о необходимости каждодневного колоссального труда и работы над собой, делают выбор в пользу обучения специальности ведущего. Благо предложений сейчас на рынке хватает. 

Изменение конфигурации 
Десять лет назад этих предложений не было просто потому, что рынок образовательных услуг такого рода еще не сформировался, объясняет обозреватель радио "Свобода" Анна Качкаева, научный руководитель Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ и заведующая кафедрой телевидения и радиовещания журфака МГУ. "Тогда не было такой вариативности телевидения, как сейчас, индустрия в последние годы невероятно выросла,— продолжает она.— После того как ТВ стало больше развлекать зрителя, нежели просвещать, некоторые предприимчивые люди посчитали (особенно до кризиса), что это та самая область, куда можно вкладываться и откуда можно изымать прибыль. Поэтому буйным цветом в большом количестве расцвели телешколы с разным уровнем качества образования". Кроме того, раньше на телеканалы брали из театральных вузов, выпускников журфаков. Сейчас же требования к телеведущим меняются, и одного гуманитарного образования недостаточно, считает президент Московского образовательного холдинга "Останкино" Александр Филиппов. 

По словам Павла Шеремета, в середине 2000-х годов прошла вторая волна резкого омолаживания телеведущих новостей (первая случилась в начале 1990-х, когда от ведущих и журналистов советской школы на ТВ стали избавляться). "Поскольку возникла цензура и пропаганда, встал вопрос о том, чтобы заменить известных ведущих, строптивых и заносчивых звезд, почувствовавших вкус славы и имеющих свой взгляд на ситуацию, на молодых управляемых роботов,— говорит Шеремет.— Конечно, люди видят, что все ведущие новостей — молодые и симпатичные. А чем я хуже, у меня с лицом тоже порядок, думают они. Ну я заплачу $2 тыс. и буду ведущей на "Первом канале"". 

С этим мнением соглашается известный телеведущий Андрей Максимов, преподающий в Московском институте телевидения и радиовещания "Останкино" (МИТРО): философия гламура, единственная, по его словам, в нашей стране, которая дает молодым людям направление пути, утверждает, что твоя жизнь состоялась, если ты стал богатым и знаменитым. "С точки зрения молодых людей, ТВ как раз предоставляет возможность разбогатеть и прославиться. О трудностях профессии при этом никто не думает",— утверждает Максимов. 

"Среди поступающих к нам до 70-80% хотят "быть телеведущими",— говорит декан Высшей школы ТВ МГУ Виталий Третьяков.— За время учебы и с нашей помощью молодые люди "трезвеют" и узнают много нового о других телевизионных профессиях, и уже к концу первого года обучения процент желающих "стать телеведущими" падает примерно до 30". 

Моду на профессию тоже нельзя сбрасывать со счетов, считают эксперты: множество хорошеньких барышень жаждут телевизионной славы. А кроме того, рассуждает Анна Качкаева, рост числа школ и курсов телеведущих объясняется тем, что ТВ становится все более доступным: его можно делать практически на коленке, а люди сейчас вообще хотят учиться и инвестировать в свое образование. Был бы спрос — возникнет и предложение. 

Рыночное предложение 
Сегодня на рынке есть несколько типов учебных заведений, обучающих студентов искусству телеведущего. Типология такова: школы при медийных компаниях (например, школа "Авторского ТВ" (АТВ) совместно с кафедрой телевидения и радиовещания журфака МГУ, школа ВВС в Екатеринбурге, школа мультимедийного журналиста — совместный проект ГУ-ВШЭ с "РИА Новости" и "Интерфаксом"), факультеты в университетах (Высшая школа ТВ в МГУ), негосударственные школы дополнительного образования ("Высшая национальная школа ТВ" при МГУКИ, Высшая школа ТВ "Останкино" при МИТРО, Первая национальная школа ТВ при Московской академии государственного и муниципального управления — МАГМУ) и региональные школы (Центр подготовки работников региональных телевизионных компаний "Практика" — студия Нины Зверевой). 

Сроки и стоимость обучения разнятся. К примеру, трехмесячная программа (120 часов) в "Вышке" по стоимости сопоставима с дорогим курсом мастерства ведущего, который будет вести звезда — 26 тыс. руб., девятимесячная программа школы МГУ вместе с АТВ стоит 150 тыс. руб. в год с возможностью оплаты по триместрам. Школа при МИТРО берет 12,8 тыс. руб. за месяц обучения (причем здесь оплата производится сразу и за последний месяц годового курса). В телешколах при МГУКИ и МАГМУ девятимесячный курс подготовки обойдется в 9 тыс. руб. за каждый месяц. 

Стоимость обучения в созданной в 2007 году Высшей школе (факультет) ТВ МГУ серьезно превышает эти цифры, правда, учат здесь намного дольше, и подготовка студентов ведется пока только на платной основе. По словам Виталия Третьякова, она составляет 220 тыс. руб. в год. "Это в рамках норм, установленных в МГУ, причем ближе к нижней планке,— говорит он.— Пока мы ведем обучение по двум программам: четыре года в бакалавриате и два года в магистратуре. Но в наших планах дополнить эти программы как минимум еще двумя: специалитет — 5,5 лет с правом получения магистерской степени; и второе высшее образование — три года". Стоит отметить, что само создание отдельного факультета ТВ в МГУ инициировали руководители двух главных телеканалов страны Константин Эрнст и Олег Добродеев, недовольные уровнем профподготовки выпускников телевизионных школ и курсов, которые пытаются прийти работать на ТВ. 

Как рассказал "Деньгам" Виталий Третьяков, до сих пор не существовало федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования "Телевидение" и, в частности, профиля "телеведущий". "В жизни они есть, а по нормам Министерства образования и науки — нет. Вот почему даже мы вынуждены были первые два года существования ВШТ работать по образовательному стандарту "Журналистика", корректируя его под свои нужды,— подчеркивает Третьяков.— Мы только что завершили и передали в министерство для официального утверждения образовательный стандарт "Телевидение", в котором предусмотрен и профиль "Ведущий телевизионных программ". Надеюсь, в июне этот стандарт будет утвержден. И только тогда в стране можно будет записывать в диплом выпускника какого-либо вуза полученную специальность "телеведущий"". 

В списке преподаваемых дисциплин, который в разных телешколах не сильно отличается,— мастерство телеведущего, техника речи, актерское и редакторское мастерство, тележурналистика, ведение радиоэфира, психология общения, история ТВ. Вопрос в том, насколько качественно эти предметы преподаются. 

"Перед поступлением надо узнать, кто в школах преподает,— говорит Анна Качкаева.— Если заявлены и реально работают люди телевизионные, это плюс. Правда, практик практику рознь, потому что одно дело — прочитать двухчасовой мастер-класс, а другое — всерьез натаскивать студентов. Педагогический талант тоже должен присутствовать. В нормальных учебных заведениях программа обучения опубликована, вам могут рассказать все про учебный план, показать учебные работы, объяснить, кто и как преподает, как вы будете заниматься и т. д. Если вам этого не объясняют или говорят, мол, подождите, вот поступите — тогда мы вам расскажем, надо все-таки задуматься". 

Долгий путь к вершине 
Прослушать курс подготовки телеведущего, подготовить дипломный проект, пройти практику на одном из телеканалов и стать выпускником школы или курсов совсем не означает, что сразу же получится устроиться на работу по полученной специальности. Как правило, преподаватели и сотрудники школ предупреждают об этом студентов: ни о каких гарантиях не может быть и речи. 

Тем более что на телеканалах смотрят на выпускников таких школ довольно скептически. "Эффект от курсов небольшой, потому что, считаю, этому нельзя научиться без практики,— полагает замдиректора дирекции праймового вещания НТВ Сергей Евдокимов.— Как правило, телеведущими становятся вообще случайно, как и многое, что происходит на ТВ. То, что у выпускников будут проблемы с трудоустройством, очевидно". 

Основная проблема в том, что в России очень плохая база подготовки журналистов, считает Андрей Максимов

Более всего вероятность трудоустройства зависит от активности студента, считают преподаватели и работники ТВ. "Телешкола или вуз могут, конечно, помочь, но главное, что они должны сделать,— вырастить конкурентоспособного телевизионного журналиста",— убежден Андрей Максимов. 

По общему мнению специалистов, возможность сразу попасть в кадр в качестве ведущего у выпускника стремится к нулю. Пока у него не будет хотя бы двухлетнего опыта в индустрии, шансов нет, считает Анна Качкаева: профессия, увы, штучная. "Могут взять редактором, продюсером, корреспондентом,— размышляет Павел Шеремет.— В основном берут на какие-то подсобные работы, и талантливые и упорные ребята пробиваются". 

Второй путь устроиться по профессии — мелкие цифровые телеканалы. "Два года назад начался бурный рост спутниковых, дециметровых каналов, их уже около 30, наверное,— продолжает Шеремет.— Ребята там пытаются как-то пробиться, их никто не видит, но они делают свои программы, собирают свое портфолио из сюжетов, и потом уже, у кого хватает терпения, пытаются прорваться на центральное ТВ, но если у кого-то и получается, то не ведущими". 

Попасть на федеральный канал — во многом лотерея, а вот начать карьеру телеведущего в Москве вполне возможно, утверждает выпускник школы при МИТРО Виталий Мокрушин, снимающий сейчас документальные фильмы для "Первого канала". По его мнению и собственному опыту, не так сложно даже стать автором своей программы: все-таки девять окружных каналов на целый мегаполис. "Только не надо думать, что раз вы оказались в кадре, то вас обязательно позовут на "Первый канал",— говорит он.— Не позовут, надо самому ножками топать. Начать с окружного телевидения, приобрести необходимый опыт, перейти корреспондентом на серьезный канал, затем — глядишь, и сложится карьера. Но не сразу, пахать много надо, как Парфенов. Или больше, потому что парфеновы на телеке уже есть".

РОМАН РОЖКОВ 

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе